Цели:
изучить структуру семейного бюджета,
Задачи.
Образовательная:
- ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,
- ознакомить со структурой семейного бюджета,
- ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи).
Воспитательная:
- развивать умение работать в группе,
- воспитание рационального отношения к семейному бюджету,
- формирование социальной активности и самостоятельности,
- выработка навыков культурного общения.
Развивающая:
- развивать творческие способности ребят,
- развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения:
- cловесные (объяснение нового материала, беседа),
- наглядные – демонстрация мультимедийной презентации,
- интерактивные – работа учащихся в группах - “семьях”.
Формы проведения: Познавательная ролевая игра “ Бюджет семьи”.
Оборудование и ресурсы: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран)
Средства обучения: Авторское презентационное сопровождение урока 32 слайда (MicrosoftPowerPoint).
Литература: Учебник “Технология 8” под ред. В.Д. Симоненко 2006 год.
Класс: 8.
Продолжительность урока: 1 час 30 минут.
Структура урока:
- Организационный момент
- Вводный инструктаж
- Проверка домашнего задания
- Объяснение нового материала
- Практическая работа
- Закрепление нового материала
- Заключительный инструктаж.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка присутствующих.
II. Вводный инструктаж.
Весь урок сопровождается презентацией, представленной в Приложении 1
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение раздела школьной программы по технологии, который называется “Домашняя экономика”. Перед нами стоят цели ознакомиться с понятием “бюджет”, со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета на примере конкретной семьи, используя при этом игровую форму в ролевой игре.
На прошлом занятии мы приступили к изучению раздела “Домашняя экономика”, познакомились с понятием “семья”, определились с ее функциями, выяснили, что такое потребности и какими они бывают.
III. Проверка домашнего задания.
Чтобы приступить к изучению новой темы, выясним сначала, что вы усвоили на прошлом занятии.
На ваших столах лежит листок с надписью “Повторение” Переверните его, впишите свою фамилию и решите кроссворд. (Кроссворд представлен в Приложении 2). На это у вас есть всего 5 минут. Так мы выясним, что вы запомнили по прошлой теме.
Прочитайте ключевое слово, которое у вас получилось в желтых клетках. Поднимите руки те, у кого получилось такое же слово. Кто при этом написал все слова? Четыре слова? Три?
Поменяйтесь с соседом листочком, проверьте друг друга и выставите оценку. Оценка по 5-ти бальной системе.
Учащиеся получают оценку за домашнее задание.
IV. Объяснение нового материала.
Тема урока “Бюджет семьи”.
Тему записываем в тетрадь.
Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. “Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь). Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.
Изучая на прошлом уроке функции семьи, мы выяснили, что экономическая функция предполагает участие членов семьи в общественном производстве товаров, услуг или различного рода бизнесе. Следовательно, семья должна получать какой-то доход.
“Доход” - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (определение записываем в тетрадь).
Ответьте на вопрос: в каком же виде можно получать доход?
- в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ.
Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.
Следует обратить особое внимание на статью доходов “пенсии и стипендии”. Это так называемые “социальные трансферты” - доходы, которые получают от государства, но они на связаны ни с владением собственностью, не являются платой за произведенные товары или услуги. С этим понятием мы сталкиваемся впервые, поэтому его следует записать определение в тетрадь.
На диаграмме представлена структура семейных доходов в процентах к общему доходу семьи.
Потребности семьи удовлетворяются в большинстве случаев с помощью денег.
“Расходы” - затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг (определение записываем в тетрадь).
Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?
В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры). Структура семейных расходов в процентном соотношении в общих расходах семьи представлена на диаграмме.
Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить.
Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).
V. Практическая работа.
Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. Вы сидите по четыре человека за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 3). На листке будет определен состав семьи и указано, кто и чем занимается. На листке – задании (Приложение 4) вашей “семье” надо будет расписать все возможные статьи доходов (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные статьи расходов на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
Определим правила игры, которые следует соблюдать:
- Семья должна быть дружной.
- При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
- Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
- В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.
Получить задания.
Учащиеся обсуждают, записывают и озвучивают свое решение.
Мы сегодня определили, что бюджет – это структура доходов и расходов за определенный период времени.
Представим бюджет в виде весов. Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците. Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”.
Продолжим нашу ролевую игру. В своих семьях вам надо определить тип бюджета. Для этого следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и сделать выводы. Затем вы прокомментируете свои результаты. Листы с выполненным заданием в конце урока собираются. Обязательно указать членов семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной группе)
VI. Закрепление нового материала.
Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в качестве самоанализа давайте пройдем тест “Хороший ли вы экономист в семье?” (Приложение 5)
VII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: определить вместе с родителями реальный бюджет вашей семьи.