Изготовление народной тряпичной куклы-скрутки

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель занятия: приобщение детей младшего школьного возраста к народной культуре.

Задачи:

  • ознакомить и расширить представление детей о русской народной кукле;
  • научить детей последовательному изготовлению тряпичной куклы-скрутки;
  • воспитывать уважение к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:

  • выставка образцов тряпичных кукол-скруток;
  • изображение русского народного костюма;
  • лоскутки х/б тканей: цветная для одеяльца размером 15 см на 15 см и для косынки размером 10 см на 10 см, белая ткань для головы размером 7 см на 7 см; плотная ткань для основы куклы (драп) размером 10 см на 15 см.
  • тесьма узкая длиной 15-20 см;
  • цветные нитки № 20-40 для оформления костюма;
  • ножницы.

Форма проведения занятия:

  • часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.
  • часть занятия - практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление.

Ход занятия

1. Организационный момент урока. Проверка готовности обучающихся к занятию.

2. Сообщение темы детям.

3. Немного из истории кукол.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

  • обрядовые;
  • куклы-обереги;
  • игровые.

Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. За семь недель до Пасхи справлялась Масленица. В последний день Масленичной недели делали чучело Масленицы и передавали его огню. Сожжение Масленицы является отголоском языческой веры. Чучело Масленицы отождествляли со стихиями зимы. С помощью этого обряда народ гнал зиму прочь и с нетерпением ожидал весну. Существовали и другие куклы-чучела, которые наделяли силами стихий. Это Купава, Ярило, Семик и Семичиха. Кукол-чучел, обычно сплетенных из соломы, с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а после сжигали, кидали в реку или рвали и разбрасывали по полю. Взамен просили хороших урожаев, теплого лета, счастливой любви.

Что касается кукол-оберегов, то самыми распространенными в крестьянских семьях били тряпичные куклы-скрутки. После того как женщина узнавала, что она ждет ребенка, она уединялась для создания куклы. При этом она погружалась в состояние любви и добра и творила куклу-оберег своему будущему ребенку. Творила она ее без иголки путем сворачивания и скручивания. Считалось, что куклу нельзя ни порезать, ни уколоть. За две недели до рождения ребенка куклу клали в пустую колыбельку – обжить, обогреть. А, когда малыш рождался, куколку укладывали рядом с ним, приговаривая: “Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой”. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. Ребенок рос, и всегда с ним рядом была кукла-оберег. А, чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Это помогало ребенку проговорить, проиграть свои проблемы. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости. Она, молча, слушала, и ребенок принимался такой, какой он есть.

Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество. А во время свадебного застолья куколки в красных платьях украшали праздничное печенье – “рощу”, “куличку”, “пряницу”. Гости также дарили кукол с пожеланием, чтобы родилось побольше детишек.

В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение. Кукле-оберегу печи была дана честь хранить и оберегать жилище от огня. Она делалась из тряпочек, внутрь закладывался уголек, поэтому и называли ее Золянка.

Все славянские куклы-обереги похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что если кукла будет с лицом, то в нее вселится злой дух. Зато большое внимание уделялось кукольному наряду. Платье шили целиком из кусочка яркой нарядной ткани, украшали красной тесьмой, бусинами, расшивали узоры (слайды 1, 2, 3, 4).

О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.

Вот и мы сегодня будем мастерить куклу-скрутку, но маленькую. Она называется – кукленок (слайд 5).

4. Практическая работа.

Организационный момент. Инструктаж по техники безопасности при работе с ножницами, электроутюгом.

Последовательность изготовления куклы-скрутки.

Для изготовления возьмем плотную ткань и аккуратно скрутим ее в валик. Затем также аккуратно перетянем ее нитью. Это и есть основа куклы. Для того чтобы сделать голову, необходимо кусочком белой ткани обвернуть верхний край валика и тоже стянуть нитью на уровне шеи. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким. А теперь можно одеть кукленка. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи. И последнее – кукленка завернем в одеяльце и завяжем тесьмой.

5. Анализ и оценка занятия. Предлагаю провести мини-выставку готовых кукол-скруток. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.

На этом необычном занятии вы узнали много нового из истории народной куклы, научились самостоятельно изготавливать самую маленькую и простую тряпичную куклу-скрутку. На следующих занятиях мы продолжим знакомство с другими куклами-оберегами, попробуем смастерить более сложную куклу-скрутку.