Цель программы — создать условия для формирования у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного материала.
Задачи.
- Оказание действенной психологической помощи учащимся, имеющим трудности на начальном этапе обучения.
- Развитие у учащихся различных видов и форм процесса анализа и синтеза, что позволит устранить значительное число трудностей в обучении.
- Формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий с целью стимулирования потребности в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов и знаний.
Сферы познавательной деятельности ребенка | Занятия, направленные на развитие данной сферы (№) |
Память | 4,10, 16, 17, 19, 20,22 |
Внимание | 3, 4, 5, 6, 7, 10,12, 13, 14, 15,17,18, 20, 21, 22, 23, 24 |
Мышление | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 |
Воображение | 8, 9, 15, 16 |
Моторика | 8, 9, 11, 18 |
Занятие 1
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Назови предметы” (развитие умения точно и правильно называть предметы).
Задание 2 “Послушай тишину” (развитие слуховых ощущений).
Задание 3 “Узнай по звуку” (развитие слуховых ощущений).
Задание 4 “Какого цвета?” (развитие зрительных ощущений).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 2
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Определи фигуру” (определение местополежения предмета в строке и в столбце).
Задание 2 “Назови одним словом” (развитие понятийного мышления).
Задание 3 “Конкретизация понятии” (развитие понятийного мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 3
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание “Раскрась правильно” (усвоение понятий “следует за”, “находится перед”, “слева”, “справа”, “между”, “сверху”, “снизу”).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 4
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Кто точнее срисует?” (развитие памяти и объема внимания).
Задание 2 “Рыбки” (развитие пространственных представлений).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 5
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Цветы” (развитие логического мышления и внимания).
Задание 2 “Кораблики” (развитие логического мышления).
Задание 3 “Геометрические фигуры” (отработка понятий “треугольник” и “четырехугольник”).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 6
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Море” (развитие внимания).
Задание 2 “Бабочки” (развитие внимания, логического мышления).
Задание 3 “Кодирование” (действия анализа и синтеза).
Задание 4 “Нарисуй” (развитие пространственных представлений).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 7
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Цифры” (развитие внимания, действия анализа)
Задание 2 “Найди фигурки” (развитие внимания)
Задание 3 “Противоположности” (развитие логического мышления)
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 8
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Дорисуй” (развитие мелкой моторики).
Задание 2 “Раскрась” (развитие понятий “цвет”, “форма”, величина”).
Задание 3 “Гончар” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 9
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Раскрась фигуры” (развитие пространственных представлений).
Задание 2 “Фантазия” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 10
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Ракеты” (развитие пространственных представлений).
Задание 2 “Запомни и нарисуй” (развитие внимания и зрительной памяти).
Задание 3 “Домики” (развитие логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 11
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Графический диктант” (развитие мелкой моторики).
Задание 2 “Дорисуй фигуру” (развитие логического мышления).
Задание 3 “Раскрась картинки” (развитие пространственных представлений).
Задание 4 “Геометрические фигуры” (круг, овал, треугольник, прямоугольник).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 12
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Фрагменты” (развитие внимания).
Задание 2 “Чего не хватает?” (развитие мышления).
Задание 3 “Найди закономерность” (развитие внимания и логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 13
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Пчелка” (развитие внимания, пространственного мышления).
Задание 2 “Найди одинаковые предметы” (развитие логического мышления, операций анализа и синтеза).
Задание 3 “Обведи и зачеркни” (развитие внимания и логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 14
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Кто кем (чем) будет?” (развитие логического мышления).
Задание 2 “Найди предметы” (развитие логического мышления, внимания).
Задание 3 “Раскрась игрушки” (развитие пространственного мышления).
Задание 4 “Бабочка” (развитие внимания и пространственного мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 15
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Коврик” (развитие внимания).
Задание 2 “Назови предметы” (развитие логического мышления).
Задание 3 “Кондитерская фабрика” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 16
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Выбери слово” (развитие логического мышления).
Задание 2 “Запомни цифры” (развитие зрительной памяти).
Задание 3 “Дорисуй” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 17
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Составь слово” (развитие внимания, процессов анализа и синтеза).
Задание 2 “Раскрась фигуры” (развитие внимания и логического мышления).
Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания).
Задание 4 “Запомни фигурки” (развитие памяти).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 18
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Какое что бывает?” (развитие логического мышления).
Задание 2 “Раскрась картинку” (развитие пространственного мышления).
Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания).
Задание 4 “Расположи фигурки” (развитие мышления и процессов анализа и синтеза).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 19
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Воспроизведение рассказа” (развитие смысловой памяти).
Задание 2 “Игрушки” (закрепление понятий “больше-меньше”).
Задание 3 “Сравни предметы” (развитие логического мышления).
Задание 4 “Фабрика игрушек” (развитие творческого мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 20
Вводная часть . Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Слушаем и рисуем” (развитие слуховой памяти и внимания).
Задание 2 “Посчитай фигурки” (развитие внимания).
Задание 3 “Найди пару” (развитие внимания и логического мышления).
Задание 4 “Что было сначала?” (развитие логического мышления и процессов анализа и синтеза).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 21
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Укрась слово” (развитие воображения).
Задание 2 “Раскрась фигуры” (развитие внимания и пространственного мышления).
Задание 3 “Посчитай” (развитие внимания и логического мышления).
Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая буква и цифра.
Задание 4 “Найди путь” (развитие пространственного мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 22
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Добавь слово” (развитие слуховой памяти).
Задание 2 “Два предмета” (развитие внимания).
Задание 3 “Соедини буквы и картинки” (развитие внимания и процессов анализа и синтеза).
Задание 4 “Найди слова” (развитие логического мышления и процессов анализа и синтеза).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 23
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть.
Задание 1 “Клумба” (развитие логического мышления и внимания).
Задание 2 “Чего не хватает?” (развитие мышления и процессов анализа и синтеза).
Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания и логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 24
Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть. Задание 1 “Буквы и слова” (развитие внимания, действий анализа и синтеза).
Задание 2 “Что раньше?” (развитие логического мышления).
Задание 3 “Рыбка” (развитие логического мышления, действий анализа и синтеза).
Задание 4 “Ежики” (развитие внимания и логического мышления).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Список литературы
- А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
- А.В. Благонравова “Лучшие обучающие тесты и задания”, “Академия развития”, 2008.
- С.В. Бурдина “Папка дошкольника: посмотри и запомни”, Киров, 2008.
- С.В. Бурдина “Папка дошкольника: подумай, дорисуй”, Киров, 2008.
- С.В. Бурдина “Папка дошкольника: цвет, форма, величина”, Киров, 2008.
- С.В. Бурдина “Папка дошкольника: ориентировка в пространстве”, Киров, 2008.
- С.В. Бурдина “Папка дошкольника: логика”, Киров, 2008.
- С.В. Бурдина “Папка дошкольника: найди по схеме”, Киров, 2008.
- С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Развитие мышления: тесты для детей 6-7 лет”, “Академия развития”, 2007.
- С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Школа для дошколят: учимся логически мыслить (6-7 лет)”, “Росмэн”, 2006.
- С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Школа для дошколят: развиваем память (6-7 лет)”, “Росмэн”, 2006.
- С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Школа для дошколят: развиваем мышление (6-7 лет)”, “Росмэн”, 2006.
- С.В. Коноваленко “Развитие мышления и памяти у детей с трех лет”, Москва, 2005.
- Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”, “Ось-89”, 2008.
- Н.П. Локалова “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, “Ось-89”, 2007.
- А.В. Печерога “Развивающие игры для дошкольников”, Москва, 2008.
- М. Султанова (сост.) “Веселые домашние задания”, “Хатбер-пресс”, 2007.
- А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова “Изучаем пространство”, “Эксмо”, 2009.
- Л.Ф. Тихомирова “Познавательные способности детей 5-7 лет”, “Академия развития”, 2006.
- Е.Ф. Черенкова “Развиваем логику и мышление”, “Рипол классик”, 2007.