Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов младших школьников" для первоклассников

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цель программы — создать условия для формирования у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного материала.

Задачи.

  • Оказание действенной психологической помощи учащимся, имеющим трудности на начальном этапе обучения.
  • Развитие у учащихся различных видов и форм процесса анализа и синтеза, что позволит устранить значительное число трудностей в обучении.
  • Формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий с целью стимулирования потребности в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов и знаний.
Сферы познавательной деятельности ребенка Занятия, направленные на развитие данной сферы (№)
Память 4,10, 16, 17, 19, 20,22
Внимание 3, 4, 5, 6, 7, 10,12, 13, 14, 15,17,18, 20, 21, 22, 23, 24
Мышление 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
Воображение 8, 9, 15, 16
Моторика 8, 9, 11, 18

Занятие 1

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Назови предметы” (развитие умения точно и правильно называть предметы).

Задание 2 “Послушай тишину” (развитие слуховых ощущений).

Задание 3 “Узнай по звуку” (развитие слуховых ощущений).

Задание 4 “Какого цвета?” (развитие зрительных ощущений).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 2

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Определи фигуру” (определение местополежения предмета в строке и в столбце).

Задание 2 “Назови одним словом” (развитие понятийного мышления).

Задание 3 “Конкретизация понятии” (развитие понятийного мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 3

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание “Раскрась правильно” (усвоение понятий “следует за”, “находится перед”, “слева”, “справа”, “между”, “сверху”, “снизу”).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 4

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Кто точнее срисует?” (развитие памяти и объема внимания).

Задание 2 “Рыбки” (развитие пространственных представлений).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 5

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Цветы” (развитие логического мышления и внимания).

Задание 2 “Кораблики” (развитие логического мышления).

Задание 3 “Геометрические фигуры” (отработка понятий “треугольник” и “четырехугольник”).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 6

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Море” (развитие внимания).

Задание 2 “Бабочки” (развитие внимания, логического мышления).

Задание 3 “Кодирование” (действия анализа и синтеза).

Задание 4 “Нарисуй” (развитие пространственных представлений).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 7

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Цифры” (развитие внимания, действия анализа)

Задание 2 “Найди фигурки” (развитие внимания)

Задание 3 “Противоположности” (развитие логического мышления)

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 8

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Дорисуй” (развитие мелкой моторики).

Задание 2 “Раскрась” (развитие понятий “цвет”, “форма”, величина”).

Задание 3 “Гончар” (развитие творческого мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 9

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Раскрась фигуры” (развитие пространственных представлений).

Задание 2 “Фантазия” (развитие творческого мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 10

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Ракеты” (развитие пространственных представлений).

Задание 2 “Запомни и нарисуй” (развитие внимания и зрительной памяти).

Задание 3 “Домики” (развитие логического мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 11

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Графический диктант” (развитие мелкой моторики).

Задание 2 “Дорисуй фигуру” (развитие логического мышления).

Задание 3 “Раскрась картинки” (развитие пространственных представлений).

Задание 4 “Геометрические фигуры” (круг, овал, треугольник, прямоугольник).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 12

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Фрагменты” (развитие внимания).

Задание 2 “Чего не хватает?” (развитие мышления).

Задание 3 “Найди закономерность” (развитие внимания и логического мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 13

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Пчелка” (развитие внимания, пространственного мышления).

Задание 2 “Найди одинаковые предметы” (развитие логического мышления, операций анализа и синтеза).

Задание 3 “Обведи и зачеркни” (развитие внимания и логического мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 14

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Кто кем (чем) будет?” (развитие логического мышления).

Задание 2 “Найди предметы” (развитие логического мышления, внимания).

Задание 3 “Раскрась игрушки” (развитие пространственного мышления).

Задание 4 “Бабочка” (развитие внимания и пространственного мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 15

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Коврик” (развитие внимания).

Задание 2 “Назови предметы” (развитие логического мышления).

Задание 3 “Кондитерская фабрика” (развитие творческого мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 16

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Выбери слово” (развитие логического мышления).

Задание 2 “Запомни цифры” (развитие зрительной памяти).

Задание 3 “Дорисуй” (развитие творческого мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 17

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Составь слово” (развитие внимания, процессов анализа и синтеза).

Задание 2 “Раскрась фигуры” (развитие внимания и логического мышления).

Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания).

Задание 4 “Запомни фигурки” (развитие памяти).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 18

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Какое что бывает?” (развитие логического мышления).

Задание 2 “Раскрась картинку” (развитие пространственного мышления).

Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания).

Задание 4 “Расположи фигурки” (развитие мышления и процессов анализа и синтеза).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 19

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Воспроизведение рассказа” (развитие смысловой памяти).

Задание 2 “Игрушки” (закрепление понятий “больше-меньше”).

Задание 3 “Сравни предметы” (развитие логического мышления).

Задание 4 “Фабрика игрушек” (развитие творческого мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 20

Вводная часть . Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Слушаем и рисуем” (развитие слуховой памяти и внимания).

Задание 2 “Посчитай фигурки” (развитие внимания).

Задание 3 “Найди пару” (развитие внимания и логического мышления).

Задание 4 “Что было сначала?” (развитие логического мышления и процессов анализа и синтеза).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 21

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Укрась слово” (развитие воображения).

Задание 2 “Раскрась фигуры” (развитие внимания и пространственного мышления).

Задание 3 “Посчитай” (развитие внимания и логического мышления).

Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая буква и цифра.

Задание 4 “Найди путь” (развитие пространственного мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 22

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Добавь слово” (развитие слуховой памяти).

Задание 2 “Два предмета” (развитие внимания).

Задание 3 “Соедини буквы и картинки” (развитие внимания и процессов анализа и синтеза).

Задание 4 “Найди слова” (развитие логического мышления и процессов анализа и синтеза).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 23

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть.

Задание 1 “Клумба” (развитие логического мышления и внимания).

Задание 2 “Чего не хватает?” (развитие мышления и процессов анализа и синтеза).

Задание 3 “Найди слова” (развитие внимания и логического мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 24

Вводная часть. Приветствие, создание положительного эмоционального фона.

Основная часть. Задание 1 “Буквы и слова” (развитие внимания, действий анализа и синтеза).

Задание 2 “Что раньше?” (развитие логического мышления).

Задание 3 “Рыбка” (развитие логического мышления, действий анализа и синтеза).

Задание 4 “Ежики” (развитие внимания и логического мышления).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Список литературы

  1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
  2. А.В. Благонравова “Лучшие обучающие тесты и задания”, “Академия развития”, 2008.
  3. С.В. Бурдина “Папка дошкольника: посмотри и запомни”, Киров, 2008.
  4. С.В. Бурдина “Папка дошкольника: подумай, дорисуй”, Киров, 2008.
  5. С.В. Бурдина “Папка дошкольника: цвет, форма, величина”, Киров, 2008.
  6. С.В. Бурдина “Папка дошкольника: ориентировка в пространстве”, Киров, 2008.
  7. С.В. Бурдина “Папка дошкольника: логика”, Киров, 2008.
  8. С.В. Бурдина “Папка дошкольника: найди по схеме”, Киров, 2008.
  9. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Развитие мышления: тесты для детей 6-7 лет”, “Академия развития”, 2007.
  10. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Школа для дошколят: учимся логически мыслить (6-7 лет)”, “Росмэн”, 2006.
  11. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Школа для дошколят: развиваем память (6-7 лет)”, “Росмэн”, 2006.
  12. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Школа для дошколят: развиваем мышление (6-7 лет)”, “Росмэн”, 2006.
  13. С.В. Коноваленко “Развитие мышления и памяти у детей с трех лет”, Москва, 2005.
  14. Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”, “Ось-89”, 2008.
  15. Н.П. Локалова “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, “Ось-89”, 2007.
  16. А.В. Печерога “Развивающие игры для дошкольников”, Москва, 2008.
  17. М. Султанова (сост.) “Веселые домашние задания”, “Хатбер-пресс”, 2007.
  18. А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова “Изучаем пространство”, “Эксмо”, 2009.
  19. Л.Ф. Тихомирова “Познавательные способности детей 5-7 лет”, “Академия развития”, 2006.
  20. Е.Ф. Черенкова “Развиваем логику и мышление”, “Рипол классик”, 2007.