Цели:
- сформировать представление о грибах, как особом царстве живой природы;
- учить детей выполнять законы природы;
- прививать навыки экологической культуры;
- развивать активность, самостоятельность, воображение, речь, творческие способности, коммуникативные универсальные учебные действия, познавательные.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Будем вместе развивать внимательность. А поможет много знать наша любознательность.
2. Актуализация. Повторение пройденного.
- Что такое природа? (Все, что нас окружает)
- На какие две группы делим природу? (Живая, неживая)
- Какие признаки живой природы известны? (Рождается, дышит, питается, растет, развивается, умирает)
- А на какие царства делят природу? (Растения, животные, бактерии, грибы)
- С какими царствами работали? (Растения, животные)
- Какие группы растений?
- Какие группы животных? А по способу питания?
- Как связаны растения и животные? Приведите пример цепи питания
- Как царство спрятано?
- Значит какая тема урока? А какую цель поставим перед собой?
3. Отгадайте загадку.
Ножка есть, но нет сапожка
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
- Придумайте однокоренные слова.
На свете грибов много – 100 тыс. видов. Долго ученые спорили, можно ли считать грибы растениями.
Во-первых, не зеленые, во-вторых, в них обнаружены в-ва, которые есть в телах животных. Сейчас биологи выделяют грибы в самостоятельное царство.
Считается, что грибы – это не растения, и не животные. Грибы – это грибы.
Относится к грибам надо уважительно. На какие группы можно разделить?
Викторина “Знаете ли вы грибы?”
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый (мухомор).
- К какой группе относят?
- Зачем надо беречь мухомор?
- Составьте цепь питания.
Под осиной гриб тот, дети,
В ярко – красненьком берете. (Подосиновик)
На поляне лесной
Под могучей сосной
Старый старичок
На нем бурый колпачок. (Боровик)
Не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравится. (Бледная поганка)
- А как быть при сборе грибов, если сомневаемся в названии гриба?
- А если все же произошло отравление, что делать? (Вызвать врача, обильное питье, подсоленная вода). Узнаем больше о грибах.
Организуем работу в группах. Группы получают задания на карточках и работают самостоятельно, через 10 минут проводим проверку подготовки групп.
Группа 1: стр. 118-119.
Карточка-задание
- Строение гриба.
- Что такое грибница?
- Зачем нужны лесу?
Группа 2: стр. 120.
Карточка-задание
- Назовите группы грибов.
- Рассказать о грибах.
- Перечислить грибы, занесенные в красную книгу.
Группа 3: стр. 121.
Карточка-задание
1. Рассказать правила сбора грибов.
Выступление групп.
Добавление к 1-й группе.
1. Почему грибы надо беречь?
2. Грибами питаются животные и даже лечатся. Лоси едят мухоморы от глистов.
3. Многие грибы перерабатывают растительный мусор в лесу: разрушают отмершие стволы, упавшие сучья, листву.
Добавление III группе. Выберите из 3 способов сбора грибов наиболее правильный.
- Будем рвать гриб, тянуть из земли.
- Осторожно будем срезать гриб ножом.
- Гриб не срезается, а выкручивается.
Итог.
- Итак, с каким царством работали?
- Что хотели узнать?
- Достигли цели?
- Какие части гриба?
- Какие группы? С какой группой надо быть особенно осторожным?
- Как правильно собирать?
Отгадайте ребусы.
- Можно ли класть эти грибы в корзину?
Спасибо за работу!