Ведущий: Здравствуйте ребята. Приветствуем вас в клубе веселых и находчивых! Тема сегодняшней встречи “Пора великих открытий”. Прошу героев встречи подняться на сцену! Сейчас мы проведем жеребьевку и определим состав трех команд.
Конкурс 1. “Приветствие” Команды за 10 мин. должны придумать свое название и девиз. Оценивается оригинальность и близость к теме. Максимальная оценка 3 балла.
Игра со зрителем. В середине 18 века великим ученым естествоиспытателем было дано первое определение одного из основных законов природы. Звучало оно так: “Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупиться к другому.” Назовите имя ученого и название закона. (М.В. Ломоносов, закон сохранения массы вещества.)
Ведущий: (после выступления команд). Оценивает успехи команд сегодня уважаемое жюри в составе учеников 11 класса (представляет жюри). Слово жюри.
Конкурс 2. “Великие открытия” Команды получают список открытий. Их задача за 3 мин. расположить эти открытия в хронологическом порядке. Оценивается правильность ответа. Максимальная оценка 5 баллов. Представители команд получают задание.
“Великие открытия”.
Расположите в хронологическом порядке следующие открытия:
- Синтез элемента № 105 Дубния советскими и американскими учеными независимо друг от друга;
- Открытие Америки Колумбом;
- Покорение Эвереста Эдмундом Хиллари и Норгеем Тенсингом;
- Изобретение вакцинации Эдвардом Дженнером;
- Изобретение радио Александром Степановичем Поповым.
(Ответ: 2, 4, 5, 3, 1.)
Ведущий: Прошу жюри подвести итоги.
Конкурс 3. “Жизнь замечательных людей” Сейчас командам придется по краткому жизнеописанию назвать великих ученых естествоиспытателей. Условия конкурса: ведущий читает жизнеописание, команда, угадавшая ученого, поднимает вверх руку. Отвечает команда поднявшая руку первой. За каждый правильный ответ команда получает балл.
Ведущий читает жизнеописания.
“Жизнь замечательных людей”.
- Норвежский полярный путешественник и исследователь. Готовился к достижению и исследованию Северного полюса, но его опередил американец Роберт Пири, 9 августа 1910 на судне “Фрам” он отправился в Антарктику с четырьмя спутниками и достиг Южного полюса 14 декабря 1911, на месяц опередив соперничавшую английскую экспедицию Р. Скотта. (Рауль Амудсен)
- Шведский натуралист, ботаник, врач. Основоположник современной биологической систематики, создатель системы растительного и животного мира. Впервые применил бинарную номенклатуру и построил наиболее удачную искусственную классификацию растений и животных, описал около 1500 видов растений. (Карл Линней)
- Великий русский ученый-энциклопедист, первый русский академик. Он поэт, художник, автор первого учебника древней истории России, картограф, географ, химик, физик, геолог, талантливый инженер. Автор корпускулярной теории. (Ломоносов М.В.)
- Итальянский химик, автор гениальной идеи о простых соотношениях между объемом газа и числом молекул этого газа. (Амадео Авогадро)
- Один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий, в т. ч. закон взаимосвязи массы и энергии. (Альберт Энштейн)
Ведущий: Слово жюри.
Конкурс 4. “Блиц” Задача команд в этом конкурсе решить тест из 8 вопросов. Оценивается правильность ответов – за каждый ответ по 1 баллу. Команда, сдавшая тест первой получает дополнительно 2 балла, второй – 1 балл, третьей – 0. Таким образом максимальная оценка за этот конкурс 10 баллов. Представители команд получают задание.
Конкурс “Блиц”.
Первое кругосветное путешествие совершил:
1) Ф. Магелан,
3) С. Дежнев,
2) Д. Кук,
4) Х. Колумб.
Химический элемент, который был открыт трижды – в 1771 г. К. Шееле, в 1774 г.
Д. Пристли, в 1775 г. А. Лавуазье – это:
1) водород,
3) сера,
2) кислород,
4) хлорю
В каком веке Гарвей открыл круги кровообращения:
1) 15,
2) 16,
3) 17,
4) 18.
В 1897 г. Д.Д. Томпсон открыл элементарную частицу:
1) фотон,
3) электрон,
2) протон,
4) нейтрон.
На каком корабле Ч. Дарвин совершил кругосветное путешествие:
1) ледокол “Ермак”,
3) “Бигль”,
2) “Челенджер”,
4) “Санта Мария”.
Кто первым высказал мысль, что Земля имеет форму шара:
1) Аристотель,
3) Демокрит,
2) Галиллей,
4) Пифагор.
В 1911 г. Э. Резерфорд разработал новую атомную модель, она называлась:
1) солнечной,
3) орбитальной,
2) планетарной,
4) “булочка с изюмом”.
Антарктида была открыта экспедицией:
1) В. Беринга и Н. Чирикова,
2) Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева,
3) И. Крузенштерна и Ю. Лисянского,
4) Ф. Попова и С. Дежнева.
(ответы: 1 – 1, 2 – 2, 3 – 3, 4 – 3, 5 – 3, 6 – 4, 7 – 2, 8 – 2)
Игра со зрителем. Угадайте ученого: “Это один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; первый Российский лауреат > Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года за исследование функций главных пищеварительных желез. (Павлов И.П.)
Ведущий: Прошу жюри подвести итоги.
Конкурс 5. “Соверши открытие” Командам необходимо с помощью пантомимы показать, как было сделано одно из великих открытий. Команда получает балл в случае если соперники догадаются что это за открытие. Дополнительный балл можно получить за артистичность. Так же балл получает команда соперников, отгадавшая открытие первой.
Представители команд получают задание.
Конкурс “Соверши открытие”.
- Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым.
- Открытие закона всемирного тяготения Исааком Ньютоном.
- Открытие Робертом Гукком растительной клетки с помощью микроскопа.
Игра со зрителем. Музыкальный конкурс “Города”. Зрители слушают нарезку из песен с названиями городов. Выигрывает тот, кто перечислит все города о которых пелось.
Ведущий: Спасибо командам, а сейчас слово предоставляется жюри для подведения итогов.