Декорирование бурятского национального костюма

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цели и задачи:

- воспитывать этнотолерантность, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном творчестве бурятского народа;

- познакомить с элементами бурятского национального костюма;

- развивать умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

- развивать мелкую моторику рук, зоркость, графические умения и навыки при самостоятельной работе;

- дифференцировать восприятие предметов по цвету, форме, величине, материалу, качеству.

Оборудование:

  1. Нарисованные мужская и женская фигуры в бурятских национальных костюмах (неукрашенные орнаментом).
  2. Нарисованные на отдельных листах элементы бурятского национального костюма.
  3. Презентация.
  4. Бурятские мелодии.
  5. Ватные палочки, краски, салфетки, стаканчики для воды.

Ход урока

1. Орг. момент.

Звучит бурятская мелодия (Приложение 1).

Учитель (в национальном бурятском костюме): Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки. Молодцы! Подарите улыбки друг другу, подарите улыбки мне, передайте взглядом друг другу чуточку тепла. Спасибо, молодцы!

- Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: О Бурятии и о бурятских национальных костюмах.

Учитель: Почему вы так подумали?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы! А вот и тема нашего сегодняшнего урока - показ презентации. (Приложение 2). Дети читают.

2. Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики (показ слайдов). Учитель комментирует. (Приложение 3, находится у автора).

3. Сейчас мы внимательно рассмотрим костюмы. Обратите внимание на головной убор бурят, он называется – малгай, как он украшен. Верхняя одежда называется – дэгэл. Обувь у бурят называется гутул.

На доске написаны новые для детей слова: малгай, дэгэл, гутул. Дети вместе с учителем читают.

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах, не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей. Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах. Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов). Теперь вы почти готовы. Осталось приготовиться к работе. Подготовим к работе наши руки: сделаем гимнастику для рук: “море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, палочки в руки возьми и рисовать ты начни…” (дети, сомкнув руки в замок и подняв локти, выполняют движения, имитирующие волны). Затем берут в руки ватные палочки.

4. Посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли готово к работе. У вас на парте: ватные палочки. Как мы пользуемся ими вместо кисточки?

Дальше проверяем краски, вода, салфетки. Для чего нам нужна салфетка? Давайте разделим наш класс на две команды, первая команда будет украшать мужской костюм, а вторая – женский. У вас на партах элементы костюмов. Учитель уточняет, у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.

5. Пока работают дети, звучит бурятская мелодия. (Приложение 4)

6. По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят раскрашенные детали костюмов.

Опрос детей: чей элемент костюма получился аккуратнее, красивее. Оценивание.

Сюрпризный момент: входит мужчина в бурятском национальном костюме, произносит благопожелание на бурятском языке и исполняет вместе с гостями и детьми гимн Бурятии (Приложение 5, 6, находится у автора).