Мы часто стесняемся выразить свою любовь к родным местам.
Сейчас такая застенчивость неуместна. Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом очень трудно. Чаще всего приходится мериться с тем, что математическое задание оказывается искусственным добавлением к беседе по поводу каких-то гуманитарных аспектов нашей жизни. Однако то, что кажется искусственным при описании урока, в реальности очень хорошо детьми воспринимается и оказывает на ребят серьёзное воспитательное воздействие. И это воздействие тем сильнее, чем больше выдумки, поиска, искренней любви вкладывает учитель в подготовку урока. Один из таких уроков, посвящённый Алексеевскому району РТ, представлен в работе. Урок, посвящённый Алексеевскому району, мы готовили вместе с ребятами. Учащимися 11 класса было собрано и подготовлено около 40 вопросов, посвящённых физики, истории, географии краеведению Алексеевского района. Класс заранее был разбит на группы. Одни учащиеся готовили небольшие сообщения-доклады о городе Алексеевском районе, реке –Каме, о Арбузове, о Бутлерове. Другие готовили иллюстративный материал. Третьи помогали учителю в составлении задач. А учитель делал краткие комментарии, связывавшие географический, исторический, краеведческий материал с физико-математическим.
Цели урока:
– Узнать новое об Алексеевском районе.
– Учиться пространственно, мыслить, комбинировать различные отрасли знаний (Физика, математика, история, география).
– Повторить и закрепить основные знания, умения и навыки по физике (механика) в 9-м классе.
Слайд№1
Доклад – сообщение о Алексеевском районе (вступительное слово ученика)
В семье районов Татарстана Алексеевский район занимает достойное место. Алексеевский район был основан в начале ХVlll века. Алексеевскому району есть, что рассказать о себе. Сейчас, Алексеевский район является самым богатым районом археологическими памятниками в Татарстане. Исследователями выявлено около 500 памятников разных эпох, начиная с мезолита и кончая поздним средневековьем. Сейчас же в Алексеевском районе развиты не только аграрный сектор, но и молочно-консервное производство, производство по выпуску лицевого кирпича, строительство современных асфальтовых дорог, ткацкое производство, очистка воды с уникальной технологией при помощи живых микроорганизмов.
Задача 1 (слово учителя) Слайд№2
Алексеевский район был основан в 18-ом веке. Основателем его был ближний боярин, губернатор Казанский и Астраханский, Петр Матвеевич Апраксин, построивший новую вотчину, село Алексеевское, из беглых всякого звания. Предание повествует даже о таком случае: Апраксин принял на жительство в село Алексеевское шайку разбойников в 40 человек во главе с атаманом по прозванию Коча, оставившим здесь после себя потомков, носивших фамилию Кочивых.
Назвать год основания Алексеевского района? Слайд№3
Формулировка задачи 1 Слайд№4
Формулировка и решение задачи 1 Слайд№5
Задача 2 (слово учителя) Слайд№6
Назвать географические координаты Алексеевского района?
Формулировка задачи 2 Слайд№7
Формулировка и решение задачи 2 Слайд№8
Задача 3 (слово учителя) Слайд№9
Алексеевский район расположен в скольких верстах от г. Чистополя, на левой стороне Камы, и в скольких верстах от неё?
Формулировка задачи 3 Слайд№10
Скорость движущего автомобиля по мосту через Камы в сторону г. Чистополя задана уравнением:(единицы скорости и ускорения выражены в СИ). Чему равна начальная скорость и ускорение автомобиля?
Формулировка и решение задачи 3 Слайд№11
Доклад-сообщение о реке Кама (слово учащегося с использованием географической карты Татарстана).
Кама, река в Европейской части России, левый наибольший приток Волги (впадает в Куйбышевское водохранилище). На Каме– Камская, Воткинская, Нижнекамская ГЭС. Главные притоки: Вятка, Белая, Чусовая, Вишера. Молевой сплав по Каме и притокам до сплоточного рейда Керчевский; ниже– регулярное судоходство. На Каме– города Соликамск, Березники, Пермь, Чистополь, Набережные Челны.
Задачи 4,5,6 (слово учителя)
4) Найти длину Камы (км.) Слайд№12
Формулировка задачи 4 Слайд№13
5) Найти площадь бассейна Камы (тыс.кв.км.) Слайд№14
Формулировка задачи 5 Слайд№15
6)Найти средний расход воды Камы (куб.м\с) Слайд№16
Формулировка задачи 6 Слайд№17
Формулировка и решение задачи 4 Слайд№18
Формулировка и решение задачи 5 Слайд№19
Формулировка и решение задачи 6 Слайд№20
Задачи 7,8,9 (слово учителя)
История Алексеевского района началась в начале 18 века неразрывно связана с именем сподвижника Петра 1 губернатором Петра Матвеевича Апраксина.
7)Найдите год рождения М.П.Апраксина? Слайд№21
После Апраксина помещиком Алексеевской вотчины был известный владелец чугунно-литийных заводов А.Н.Демидов. При нем была построена вместо деревянной церкви вторая церковь, но уже каменная, тоже во имя Воскресения Христа.
8)В каком году была построена эта церковь? Слайд№22
После А.Н.Демидова новым хозяином стал крупный землевладелец, любимец императрицы Екатерины 2, сенатор А.И. Сахаров. И с тех пор с 60 годов до настоящего времени Алексеевским имением владеют род Сахаровых.
9) В каком году новым хозяином Алексеевского района стал А.И.Сахаров?
Слайд№23
Формулировка задачи 7. Слайд№24
Формулировка задачи 8. Слайд№25
Формулировка задачи 9. Слайд№26
Формулировка и решение задачи 7. Слайд№27
Формулировка и решение задачи 8. Слайд№28
Формулировка и решение задачи 9. Слайд№29
Задача 10 (слово учителя). Слайд№30
Построен основное мостовое сооружение через Каму. Общая протяженнасть его включает 3 моста через реки Кама, Архаровка и Курлунка, а также правобережную эстакаду дамбы, автомобильные развязки на правом и левом берегах.
Формулировка задачи 10. Слайд№31
Формулировка и решение задачи 10. Слайд№32
Задача 11 (слово учителя). Слайд№33
Из других отраслей промышленности района заметное место принадлежит строительной индустрии. Первый кирпичный завод появился в п.г.т. Алексеевское, а в настоящее время по выпуску лицевого кирпича с производительностью до 8 млн. штук в год работает ОАО “Алексеевская керамика”.
Формулировка задачи 11. Слайд№34
Формулировка и решение задачи 11. Слайд№35
Доклад – сооб?ение о А.Е. Арбузове. (слово ученика).
Алексеевская земля-родина Арбузова Александра Ерминингельдовича. Он родился в селе Арбузов-Баран в семье мелкопоместного дворянина, учителя по образованию. Мать ученого Надежда Александровна также была учительницей и организатором сельского самодеятельного хора.
А.Е.Арбузов увлекался естественными науками, овладел приёмами стеклодувного искусства, изготовляя новые приборы и аппараты (колбы, колонки и др.), установил каталитическую реакцию изомеризации полных эфиров фосфористой кислоты, изучил их свойства, организовал производство черного красителя нитрозина для кожевенного дела.
А.Е.Арбузав – одним из первых в нашей стране выдвинул задачу углубления связи химических исследований с физическими и физика-химическими
Задача 12 (слово учителя).
В каком году исполнилось 130 лет со дня рождения А.Е.Арбузова? Слайд№36
Формулировка задачи 12. Слайд№37
Формулировка и решение задачи 12. Слайд№38
Кроссворд, посвященный к А.М.Бутлерову.
Проверка решений задач (показ слайдов). (Слайды №1 -№38)
Домашняя работа: закончить разгадывание кроссворда.
Заключительные слова учителя (итог урока).
История нашей республики неразрывно связанная с историей наших “малых родин”. У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Сегодня на уроке мы вспомнили или узнали новое о крае, где мы родились, живем, учимся, работаем, повторили основные темы курса физики по разделу “Механика”. Данный урок позволяет взглянуть на физику с другой стороны, непросто как на точную науку, а как на систему, которая может дать не только знания величин и количественных отношений, но и учит пространственно мыслить, а также комбинировать различные отрасли своих знаний.
Любите свой район! Успехов в изучении физики!