Цели:
– Применение знаний, полученных на уроках русского языка.
– Развитие орфографической зоркости.
– Развитие речи учащихся.
– Воспитание уважительного и бережного отношения к родному языку.
– Воспитание чувства коллективизма и дружбы при выполнении групповых заданий.
Ход занятия
Учитель.
Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения. А из чего состоят слова? (из звуков). Чем на письме обозначаются звуки? (буквами) Слайд 1.
А что может случиться, если перепутать буквы в словах, вы узнаете из стихотворения Александра Шибаева “Грустные вести”.
Ученик.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется – надо полечить:
Заставить правила учить.
Учитель.
Ребята, кто может исправить ошибки в письме, а затем прочитать, что же всё-таки хотел сообщить мальчик? Слайд 2,3,4,5.
(Ребята исправляют ошибки, объясняют правила, читают новое письмо, Записывают слова с проверочными)
Ученица.
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй (появляется плакат алфавита)
Строй как строй Слайд 6.
Да не простой –
Он зовётся “Алфавит”,
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Учитель.
А сколько букв русского алфавита помогают перенести на бумагу всё, чему человек дал название?
Гласные, сколько вас?
Согласные, сколько вас?
Буквы, которые не обозначают звуков, отзовитесь!
Ученик.
Эта буква – твердый знак, (ученик выходит с карточкой ъ и ь знака)
Знак – отшельник, знак – бедняк.
Нарасхват другие буквы,
Хоть у них попроще вид.
Этот в азбуке, как бука,
В одиночестве стоит.
Редко, робко и не смело
Встанет в предложение
Словом – съем, объём, объект,
Въехал, объявление.
И опять сидит, скучает, Слайд 7.
Никого не замечает.
(Дети записывают слова с Ъ разделительным знаком – повторяют правила)
Учитель.
А сколько слов люди могут сложить из 33 букв? Возьмем слово “ПРОСТО”. Сколько в нём спряталось других слов? Назовите эти слова. Слайд 8.
(Дети составляют слова – работа в группах, затем проверка)
Пример: топор, просо, порт, рост, пост, пот, сорт, стопор, осот, торос,
Спорт, трос, стоп, ропот, сто, сор, рот …. Слайд 9.
Учитель.
Предлагаю игру. Один ученик начинает слово. Следующий ученик продолжает с того звука, на который закончилось предыдущее слово.
Пример: окно – оса – арбуз – зимородок – корень – нектар ….
Учитель.
В русском языке очень много слов, и чем больше вы будете их знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь наша была красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своем месте, надо знать много слов.
Кто из вас знает, в какой книге собраны все слова русского языка?
(Показать словари Даля и Ожёгова) Слайд 10, 11, 12.
Ученик. (Я.Козловский “Русской речи государь по прозванию Словарь)
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать, какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать…
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
Учитель.
А сейчас предлагаю вам отгадать кроссворд.
Перед вами листок бумаги, а на нем изображен перекресток из дорог.
В клетки вы запишите слова, которые заменят несколько слов одним.
Но для этого нужно внимательно слушать.
Сверху вниз.
1.Сумка школьника, которую носят на спине. (Ранец)
2.Занавеска на окне. (Штора)
Слева направо.
3.Рабочий столик ученика в школе. (Парта)
4.Дикая полосатая лошадка. (Зебра)
Какое слово можно считать лишним и почему? (зебра – одуш.предмет) Слайд 13.
Учитель.
Обмоталась зебра черными и белыми лентами и принялась всех спрашивать: “Ну, отгадайте, какая я: черная или белая, белая или черная”. Как одним словом можно назвать её окраску? (полосатая)
Учитель.
Отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь и подумайте, что объединяет все эти слова и каким образом они связаны с “Толковым словарём русского языка”.
1.Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный.
Нет лишь номера на нем. (аквариум)2.В детский сад с бахчи
Привезли мячи.
Подали к обеду мяч,
Сладкий он и как кумач. (Арбуз)3.Что за чудо синий дом? Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
4.Вывешиваются картинки (аист, волк, голубь, утка, слон, теленок)
Если по первой букве возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовёте.
Какой это месяц? Скажите скорее! (август) Слайд 14.
Учитель.
В русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значение имеет разное.
Как называются такие слова? (омонимы) Слайд 15.
– Определите слова омонимы в стихотворениях.
Ученик.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
– Где вы были? – У лисички!
– Что вы ели там? – Лисички! Слайд 16.
Ученик.
Веснушкам нету сноса.
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла, –
Нос терпеливо мыла,
Зависело б от мыла.
Веснушки б я отмыла.
Ученик.
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил:
– Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
– Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Учитель.
Дайте краткое объяснение значению второго слова в парах.
Пеночка – птица, пеночка –
Овсянка – каша, овсянка –
Норка – животное, норка –
Бокс – стрижка, бокс –
Коса – для скашивания, коса –
Ключ – родник, ключ –
Ученица.
Буква А и буква О
Обижаются давно:
– Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через “А” – “карова”.
Букве “А” стоять здесь стыдно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то “ТРОВА”
То какие-то “ДРАВА”
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут.
Буква “А” и буква “О”
Обижаются давно:
– Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги.
Инсценирование стихотворения Сергея Михалкова “Словечки – колечки”
Автор.
Грустный, сонный, невеселый Слайд 17.
Ежи наш пришел из школы.
(Входит с ранцем ученик)
Сел к столу. Разок зевнул.
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.
(Входят три девочки. В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко))
Вместе.
Что ты Ежи сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!
Апельсин.
Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!
Колечко (плачет).
Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!
Сосна.
Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!
Апельсин.
Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!
Колечко.
Невозможно без вниманья
Получить образованье.
Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!
Сосна.
Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в ежа.
Вместе.
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!
Автор.
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту
Взялся за работу.
Учитель.
Какое правило правописания не знал Ежи?
В каких словах он допустил ошибки? Подбери к ним проверочные слова. Написание, какого слова нельзя проверить? Почему?
Ученик.
Это очень интересно –
Знать, как сделаны слова,
Вот Федоту неизвестно,
Как же пишется “ТРАВА”,
Он не знает, например,
Что за буква после “Р”.
А ведь это, как забава.
Измени лишь слово “ТРАВЫ” –
Вмиг получится ответ:
“А” писать, сомненья нет.
Учитель.
Ребята! Русский язык очень красив и выразителен. Слайд 18.
Но если мы не будем соблюдать нормы грамотного письма, то будем
Выглядеть глупо и смешно перед другими людьми. Ведь не зря в народе говорят:
“ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ, НЕ ВЫРУБИШЬ ТОПОРОМ”!