Уходит в прошлое образ учителя с мелом и указкой в руке и на смену ему приходит новый современный образ «Учитель и компьютер».
Появление компьютерных классов, а также компьютера в каждом кабинете во многих средних общеобразовательных школах привело к тому, что компьютер стал ежедневным инструментом для работы учителя.
Чтобы шагать в ногу со временем. Учитель уже не может ограничиться только знаниями по своему предмету, а должен осваивать и другую, идущую огромным потоком информацию; учиться, не только ориентироваться и грамотно пользоваться ею, но и научить этому своих учеников. И здесь на помощь педагогу приходят компьютерные технологии. Но не нужно впадать в крайности, так как иногда можно наблюдать следующую картину: учитель по поводу и без повода старается на каждом уроке применять учебные компьютерные программы. В связи свыше сказанным, учителю нужно, готовясь к новому учебному году, четко определить темы, уроки, практические работы, зачеты, на которых можно использовать компьютер и программное компьютерное обеспечение, которое нужно будет использовать на каждом конкретном занятии.
Гуманизация содержания современной школьной географии нашла отражение, как в программах, так и новых учебниках, где изучается расширенно история географических открытий и исследований, в большем объеме дается материал о народах и странах, обращаясь к изучению культуры, языка, быта народа. Можно и по старинке воспользоваться такими средствами обучения как картины, таблицы, но, на мой взгляд, созданию образного, более яркого представления о регионе, стране поможет использование на уроках компьютера.
Не секрет, что интерес к обучению снизился, что увеличивается количество учащихся «пересиживающих» еще один год обучения, поэтому использование компьютера на уроках географии помогает решить некоторые проблемы:
- помочь восстановить заинтересованное отношение к курсу географии с помощью «компьютерных» уроков;
- повысить качество усвоения учебного материала, усилив эмоциональную окраску процесса обучения;
- сформировать географическое мировоззрение;
- активизировать познавательную деятельность, развивая мышление и творческие способности ученика;
- обеспечить постоянный контроль качества усвоения учебного материала;
- реализовать индивидуальный подход к учащимся;
- снабдить учащегося и учителя необходимой информацией как учебной, так и научной;
- развивать у школьников готовность к сотрудничеству с учителем и со сверстниками;
- развивать способности к созидательной деятельности.
Применение компьютерных технологий требует от учителя «компьютерной грамотности» при составлении заданий и тестов, использовании мультимедийных средств обучения, но зато экономит время на уроке, делая его продуктивным и насыщенным.
На протяжении последних четырех лет я постоянно применяю интерактивные средства обучения на проводимых уроках географии:
- на уроках изучения нового материала и закреплении изученного, когда нужно создать у ребят яркий запоминающийся географический образ объекта либо территории, показать закономерности распределения явлений и ПК, конкретизировать полученную информацию на примере конкретного объекта, закрепить полученные знания при решении задач и тестов;
- на уроках обобщения знаний, повторения и контроля усвоения учебного материала, выполнения практических работ;
- при выполнении опережающих заданий, поиске новой информации;
- на уроках итоговой аттестации, уроках-зачетах;
- при проведении внеклассных мероприятий.
Многие ученые-психологи отмечают, что образовательная функция в учении усложнена не только большим объемом информации, которую ученик должен осознать и осмыслить, но и слишком напряженным процессом познания. Мы не можем рассчитывать на то, чтобы целый урок держать учеников в напряжении. На помощь учителю и ученикам приходит интерес, который снимет напряжение, усталость, утомляемость. И вновь появляется возможность и потребность в использовании компьютерных технологий.
Особое место в освоении компьютерных технологий занимает создание и демонстрация компьютерных презентаций. Компьютерные презентации – современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать школьную географию интересным и увлекательным предметом. Фактически презентацией является набор анимационных слайдов, объединенных общей темой. Презентации иллюстрируются обычно с помощью проектора на экран и всегда доступны большой аудитории (что немаловажно, учитывая, что время непосредственной работы с компьютерной техникой по санитарно-гигееническим нормам ограничено, а на экран детям можно смотреть в течение всего урока). Слайд может содержать разнообразную информацию: рисунки, графики, фотоснимки, схемы, карты и т.д. При демонстрации слайда можно использовать эффект анимации. Объекты слайда появляются в определенной последовательности. Программа Power Point содержит целый комплект шаблонов слайдов со стандартными шрифтами, заголовками и фоном.
Microsoft Power Point – замечательное средство для подготовки презентаций. Эта программа позволяет монтировать любые слайды, добавляя самый различный материал: от текстов до клипов с музыкальным сопровождением. Эффекты анимации позволяют объектам раскрыться в виде жалюзи или треугольников, возникнуть с любой стороны – справа, слева, снизу, сверху, что усиливает восприятие увиденного.
Для учащихся урок с применением компьютерной презентации – это сочетание полезного с приятным (т.е. получение новых знаний и просмотр слайдов с различными эффектами).
В качестве источников для создания компьютерных презентаций могут быть использованы самые разнообразные источники: учебники и учебные пособия, открытки, рекламные проспекты, художественная литература, атласы, энциклопедии, карты, Интернет.
Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников.
В течение ряда лет я провожу активную работу по созданию уроков с применением компьютерных презентаций. Так, например, накопилась серия уроков по курсу «География России. Природа. Население. Хозяйство», причем презентации были созданы не только мною, но и учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Накапливается материал по курсу «География Белгородской области», «География России. Хозяйство и географические районы», «Экономическая и социальная география мира».
За последние годы количество часов, отведенное на преподавание уроков географии, сократилось, а объем информации не уменьшается, поэтому отдельные темы изучаются бегло. А если учесть, что многие ученики недостаточно знают фактический материал, то становится ясно, что повысить интерес к изучению географии можно наряду с другими способами при помощи привлечения школьников к созданию компьютерных презентаций. Учитель в данном случае становится не источником информации, а выступает в роли наставника и координатора. Сейчас ребята, с которыми я начинала создавать презентации, учатся в старших классах и с удовольствием участвуют в этом виде деятельности, причем от желающих творчески поработать нет отбоя.
Благодаря накопленному опыту по созданию презентаций силами учащихся, можно сделать некоторые выводы: уроки стали интереснее, об этом свидетельствует тот факт, что шестиклассники, впервые приходя на урок географии, спрашивают: «А мы будем создавать свои слайды»?; повысился интерес к изучению географии, и как следствие, повышается качество знаний по предмету, ученики выбирают мой предмет для сдачи экзамена в форме ГИА и ЭГЕ; не только учащиеся с повышенной мотивацией к обучению получают возможность проявить свое «я», но и те «тихони», которые незаметны были прежде; отрабатываются навыки работы с текстом, прививается умение выражать свои мысли коротко и ясно, развивается письменная речь; приобретается опыт публичных выступлений, повышается ответственность не только за проделанную работу, но и повышается самооценка ученика; расширяется «багаж знаний» учащихся; защищая презентацию, дети учатся анализировать недостатки своей работы; возможность проявить творчество есть у каждого ученика.