Цели урока:
- знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси,
- расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формирование представлений обучающихся о жизни русского народа в Древнерусском государстве;
- продолжить работу по развитию речи учащихся: а) обогащение словарного запаса, б) развитие умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;
- продолжить обучение умению наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, мышления младших школьников;
- развитие эмоциональной сферы обучающихся;
- развитие познавательного интереса к будущим урокам истории;
- развитие творческого воображения обучающихся.
- умение использовать знания в нестандартных учебных ситуациях.
Ход урока
Урок начинается с беседы.
Юра: Как вы думаете, почему многие люди интересуются историей?
(Спрашивает 1-2 учеников)
Женя: Чем эта наука привлекательна для вас?
(Спрашивает 1-2 учеников)
Действительно, мы хотим знать, как жили люди раньше, какой была наша страна сотни лет назад.
Ю.А.: Юра, Женя, а задумывались ли вы над тем, какой была школа в прошлом, во времена Древней Руси?
Сегодня у нас появится возможность “заглянуть” в древнерусскую школу. Но прежде возникает вопрос: “А когда же впервые появляются школы на Руси?” Этим вопросом занимается Женя. Историки связывают появление первых школ с именем князя Владимира Красное Солнышко.
Женя: Что вы знаете об этом князе? (спрашивает 1 ученика)
С именем этого князя связано начало официального крещения Руси.
Ю.А.: Итак, князь Владимир отдает приказ собирать детей и обучать их школьной грамоте.
Женя: Как вы думаете, что побудило пойти Владимира на этот поступок? (спрашивает 1 ученика)
Ю.А.: Начало школьного дела напрямую связано с распространением христианства на Руси, т.к. процесс образования и воспитание в духе православия мыслилось начинать с детских лет, чтобы с раннего возраста русичи постигали мудрость из святого писания. Чему же учили в древнерусской школе?
Ю.А.: Вот фрагмент древнерусского источника: “...грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову”. Итак, первоначально, по всей видимости, с детьми учили только алфавит, с помощью которого те читали “святые книги”. Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). – Какие чувства пробуждаются в вашей душе при этих звуках?
Юра: Итак, представим себе, что мы на несколько минут оказались в древнерусской школе. (проецируется на экран картина Кустодиева Б.М. “Земская школа в Московской Руси”, Юра раздвигает экран и выключает свет).
Женя: Мы с вами находимся внутри помещения, которое очень напоминает обыкновенную русскую избу. Но здесь вдоль стен расположены лавки, а в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. В углу – русская печь, рядом с ней рукомойник. На самом видном месте, на стене, висят розги – гроза нерадивых учеников. Ребята-однокашники повторяют “зады”, т.е. домашнее задание, а тем временем учитель дает строгие наставления...
Ребята, запишите новое слово “зады” – домашнее задание. Слово однокашники от слова “каша”. ( Женя показывает чугунок каши на картине) В перерыв ученики вместе ели кашу, отсюда и произошло слово “однокашник”). Вы также должны записать это слово в тетрадь.
(далее можно предложить несколько вариантов: выступление в роли “учителя” ученика, в этом случае заранее обговариваются его текст, манера говорить, жесты, костюм и т.д.; чтение самим учителем текста).
Ю.А.: А что же читает учитель ученикам, какие наставления? “Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют”.
Юра: Чему же поучает своих учеников учитель и можем ли мы использовать это поучение в наше время?(Ребята отвечают хором “ДА”)
Ю.А.: Юра, ты можешь повторить учительские наставления на нашем, современном языке?
Юра: Ученики должны книгу читать трижды и не быстро. Но не только читать вслух, называя слова, а понимать, что читаешь. Должны осуждать неучей, которые только ногами дрыгают и болтают.
Ю.А.: Мы уже сказали, что начиналось обучение в школе… С чего? Правильно, с изучения азбуки. – А что вы уже знаете о русской, азбуке? (дети вспоминают о Кирилле и Мефодии).
Юра и Женя, раздайте, пожалуйста, ребятам азбуку. Давайте внимательно посмотрим на древнерусскую азбуку, алфавит.
А теперь, рассмотрев азбуку, каждый по очереди назовёт отличие или сходство в древнерусском и современном алфавите. Итак, что вы заметили? (дети отмечают общее и отличия от современного алфавита: наличие похожих букв: а, б, в, г, д…; количество букв: 40 было – стало 33 буквы; написание некоторых букв разное: шта, ять, аз; несовпадение в написании букв: и др.)
Юра: Как вы думаете, легко ли было запомнить сразу древнерусский алфавит? Конечно, нет.
Для облегчения запоминания алфавит учили хором, нараспев. Однако, ученые обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нем связаны между собой по смыслу. Например, “Аз” – я, “Буки” – буквы, “Веди” – ведаю, знаю... и т.д. Получается: : “Я буквы знаю, добро говорю, есть...”
Ю.А.: Ребята, запишите те слова, которые сказал Юра, далее вы должны продолжить самостоятельно, но не сейчас, а дома. Д/З: расшифровка алфавита.
Женя: Вновь возвращаемся в школу (на доску вешается таблица) Когда дети уже знали алфавит, их учили читать: “Аз-Буки – АБ, Буки-Аз – БА” и т.д. Затем уже ученики пробовали самостоятельно читать тексты, попробуем и мы. Юра сейчас раздаст вам отрывок из источника “Поучение Владимира Мономаха детям”. Работа будет в парах, сдвигайте парты. Вам предлагается прочитать и перевести на современный язык.
“Вдомесвоемънеленитесьнозавсемънаблюдайтечтобыприходящиекъвамънепосмея-лисьнинадвашимьдомомданинадобедомъвашимъ...”
“Чтоумеетехорошеготогонезабывайтеачегонеумеететомуучитесь...” писановълето SXKE.
Ю.А.: Вам раздали первому и второму ряду 2 разных поучения. Юра и Женя, проверьте у каждой пары, что у них получилось.
После окончания данной работы дети отмечают особенности древнерусских текстов и письма (отсутствие пробелов, использование буквы “Ять”, особенности написания букв), а также осмысливается суть поучения, делается вывод о том, что, несмотря на древность высказывания, актуальность его смысла не потеряна.
Ю.А.: Обращаю ваше внимание на таинственный знак в конце текста. У кого-нибудь есть предположения? Давайте обратимся к древнерусскому алфавиту и выясним, как с его помощью в древности обозначались на письме цифры. Дети вместе со мной переводят знак SXKE в современную цифровую систему, получается 6625 год.
Ребята, я поясню. Раньше на Руси счет годам вели от сотворения мира, для того чтобы перевести в современную календарную систему нужно от 6625 вычесть 5508.
– В каком же году написаны данные строки? Правильно, в 1117 году.
Древнерусская школа учила детей быть послушными и покорными, однако, дети во все времена любят пошалить. Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода нашли кусочек бересты с написанными, вернее процарапанными в 2 ряда буквами. Это оказалась шутка – загадка, которую мы попробуем отгадать (возможна работа в группах).
Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т
Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А
(ключ к загадке: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем, букву второй и так до конца). В результате получается: “Невежя писа, не дума каза, а хто се цита...”(“Невежа писал, не думая, сказал, а кто читает…” Не правда ли напоминает известную детскую шутку: “Кто писал, не знаю, а я – … читаю...”
Ну, и, конечно, можно предположить, как радовались дети окончанию занятий в школе, когда им можно было поиграть. А какие игры вы знаете, дошедшие до нас сквозь столетия? ( “Кулючки” – прятки, “Слепой козел”– жмурки и др. возможно, при затруднении проиграть несколько минут с детьми сценарии этих игр, чтобы они догадались о каких именно играх идет речь)
В конце урока подводятся итоги.
Домашнее задание:
Вариант 1: продолжить расшифровку древнерусского алфавита.
Вариант 2: с помощью древнерусского алфавита написать собственные имя, отчество и фамилию, год своего рождения.
Вариант 3: подобрать и объяснить смысл 2-3 древнерусских пословиц и поговорок о книжном учении, школе, мудрости.