Цель урока: Изготовление символа сплоченности и единства.
Задачи:
- формирование представления об истории праздника – Дня народного единства,
- формирование и сплочение классного коллектива,
- формирование чувства уважения к другим людям,
- воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: ПК, проектор, цветная (желтая) бумага, ножницы, клей фломастеры.
Ход урока
I. Теоретическая часть урока
Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята! Меня зовут Любовь Михайловна, я учитель изобразительного искусства и технологии общеобразовательной школы №5, также являюсь классным руководителем в 5 классе. Мы сегодня с вами проведем необычный урок – коллективно-творческое дело, посвященное празднику Дню народного единства.
(Слайд №1, День «Добрых дел».)
Ребята, а кто из вас знает, когда этот замечательный день отмечается в нашей стране?
(Ответы детей.)
- Правильно, 4 ноября.
Этот государственный праздник отмечается у нас в стране с 2005 года.
А что же произошло в этот день? Почему этот праздник называется – День народного единства?
(Ответы детей.)
- Молодцы!
Я вам зачитаю выписку из указа РФ об этом празднике:
(Слайд №2, 4 ноября – День народного единства.)
- В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
(Слайд №3, Добро можно делать всегда) - День народного единства – это праздник добрых дел, милосердных поступков, заботы о тех, кому сегодня приходится трудно, кому необходима ваша помощь.
- Добро не только внутренняя духовность, нравственная чистота, но и активное проявление их в жизни.
- А сейчас я расскажу, как в нашей школе организовываются и проводятся акции добрых дел, а вы расскажите о своих добрых делах, которые проводятся в вашей школе.
(Слайд №4, Организация концертов для ветеранов войны, изготовление сувениров для них.)
Одним из самых любимых моментов у детей бывает, когда в школу приходят ветераны ВОВ и труда, они с большим желанием готовятся к этим встречам: читают стихи, поют песни, танцуют, изготавливают своими руками небольшие сувениры, поздравительные открытки, декоративные панно, расписывают деревянные изделия и т.д.
(Слайд № 5, Уход за могилой летчика-испытателя В.М. Кравченко)
- Ребята нашей школы охотно ухаживают за могилой летчика-испытателя Вячеслава Михайловича Кравченко.
(Слайд № 6, Уборка школьных помещений.)
- Как и в любой школе, наши учащиеся убирают свои школьные кабинеты. Они хотят, чтобы наша школа была всегда чистая и красивая.
А вы убираете свои школьные кабинеты?
(Слайд № 7, Уборка на территории школы и улицах города.)
- Но чистоту мы стараемся поддерживать не только в школе, где учимся, но и на территории школы, и на улицах нашего города.
(Слайд № 8, Помощь в оформлении школы и детских садов к праздникам.)
- Ребята из моего класса, ваши ровесники, с большим желанием откликнулись помочь детскому саду, куда совсем недавно ходили малышами. Они с большим желанием расписали огромное панно к новогодним праздникам.
Учащиеся нашей школы всегда участвуют в оформлении школы к праздникам, помогают оформлять выставки, участвуют в организации концертов и утренников, мастерят костюмы для выступлений и т.д.
(Слайд № 9, Помощь старшеклассников в библиотеке – ремонт школьных книг).
- Очень часто старшеклассники приходят в библиотеку, где помогают ремонтировать школьные книги и учебники.
(Слайд № 10, Организация досуга малышей на переменах.)
- На переменах они организовывают игры для малышей, загадывают загадки, водят хороводы, играют в ручеек и т.д.
(Слайд № 11, Проведение уроков с малышами.)
Помогают учителям в проведении открытых уроков и внеклассных мероприятиях.
Иногда сами бывают в роли учителя и проводят уроки для учеников начальных классов.
Учащиеся начальных классов всегда довольны, когда ребята- старшеклассники играют с ними на переменах и проводят с ними занятия.
(Слайд № 12, Изготовление открыток для малышей.)
- Одно из любимых занятий стало изготовление новогодних открыток и закладок для первоклашек. Малышам очень нравится получать такие подарки, сделанные руками старшеклассниками.
(Слайд № 13, Изготовление закладок для книг первоклассникам.)
(Слайд № 14, Забота о птицах зимой – изготовление кормушек.)
- Мальчишки и девчонки, также не забывают и заботятся и о своих пернатых друзьях. В зимнее время они изготавливают для них кормушки и подкармливают птиц в трудное для них время года.
II. Практическая часть урока.
(Слайд № 15, пустой слайд.)
- Мои фотографии закончились, но я рассказала не обо всех делах, которые проводятся в нашей школе. Их можно перечислять бесконечно, потому что добро можно делать всегда и везде.
Вы согласны?
Ребята, а давайте сейчас с вами попробуем изготовить символ для всех добрых дел
Кто из вас знает, что такое символ!
(Ответы детей.)
- Правильно, это условное обозначение (схема, рисунок, знак) какого-либо предмета. Он объединяет в себе главную мысль, передаваемого предмета. Как вы думаете, какой предмет может объединить в себе сплоченность, единство и т.д.
(Ответы детей.)
- Я сейчас вам раздам колоски. А вы внимательно рассмотрите их.
(Слайд № 16, Изготовление колоса – символа единства.)
Каждый колосок состоит из зёрен, которые объединены в один колос.
Вот эти зёрнышки – это мы с вами, а все вместе мы дружный класс.
Все вместе мы сможем творить чудеса, создавать наше будущее.
А сейчас мы с вами попробуем сделать такой колосок. Для этого нам понадобится цветная бумага желтого цвета, клей и ножницы.
Желтый цвет обозначает символ богатства, добра и справедливости, величия и уважения; символ высшей ценности, великодушия и прочности.
Будьте внимательны и аккуратны. Я вам буду объяснять, и показывать, а вы вместе со мной выполнять задание.
(Слайд № 17, Выполнение базовой формы «Треугольник».)
- Равносторонний лист бумаги (квадрат) сложить по диагонали.
(Слайд № 18, Сложите заготовку пополам слева направо.)
(Слайд № 19, Расположите заготовку перед собой вершиной на себя.)
(Слайд № 20, Боковые стороны сложите к средней линии.)
(Слайд № 21, Оба верхних уголка согните «горой», чтобы получилось два прямых уголка.)
(Слайд № 22, Выполните несколько таких деталей.)
(Слайд № 23, Готовый колосок.)
(Слайд № 24, Последовательность выполнения колоска.)
- Каждый из вас выполнил деталь зерна, подпишите, пожалуйста, свое имя на заготовке. А сейчас мы соединим наши зёрнышки в один колос.
III. Заключение.
Давайте с вами подведем итоги нашего занятия:
- Что сегодня нового вы узнали на уроке?
- Почему именно колос является символом сплоченности и единства?
- Ребята, давайте ещё раз повторим главные мысли нашей с вами встречи:
- добро надо делать всегда и везде.
- в единстве наша сила.
Когда, я готовилась к этому уроку, у меня в голове родились вот такие строки, я вам их зачитаю.
(Слайд № 25, Стихотворение.)
Всему по жизни настаёт предел.
Но словно свежий хворост для костра,
Пускай сегодняшний «День добрых дел»,
Осветит жизнь вам, полную добра!