Пояснительная записка к уроку
Урок проводится в необычной форме:
- Интегрированный урок по предметам и по вертикали
(физика + информатика, для 10 и 12 классов); - форма урока – виртуальная экскурсия;
- заключительный урок в проекте «Великие открытия физики XIX-XX века» по технологии проектного обучения.
В качестве участников экскурсии приглашаются учащиеся 10 класса, т.к. тема «Электромагнитные волны» изучается в курсе физики 10 класса, поэтому основные понятия темы у них сформированы. Экспозиции, представленные учащимися 12 класса, помогают обобщить и расширить знания по данной теме. Проводимый в конце урока анализ работы участников проекта позволяет десятиклассникам получить опыт в оценке результатов деятельности товарищей по предложенным критериям, а выпускникам увидеть, как их работу оценивают слушатели.
Технология проектного обучения предполагает предварительную самостоятельную работу участников проекта по сбору и анализу информации, а также по выбору и реализации способов представления результатов.
Проект проводится в течение 2 недель. За это время выпускники 12 класса занимаются поиском и отбором информации через работу с литературой, поисковыми системами сети Internet. Результаты своих исследований они представляют в форме электронных презентаций.
Этапы проектной деятельности [4]
Этап |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
Определение темы и цели проекта. Тема: «Великие открытия физики XIX-XX века: радиоволны и их практическое применение» Цель:
|
Обсуждение темы «Радиоволны», формулирование темы и цели исследования. Темы:
|
Знакомство со смыслом проектной деятельности, мотивация учащихся, помощь в постановке целей. |
ПЛАНИРОВАНИЕ |
Определение источников информации:
Определение способа представления результатов:
Установка критериев оценки результатов и процесса деятельности. |
Формулируют задачи, планируют свою деятельность, используя знания из разных областей |
Предлагает идеи, высказывает предположения. |
ИССЛЕДОВАНИЕ |
Сбор и анализ информации. Формулировка выводов. |
Выполняют поиск и анализ информации, оценивают ее значимость для раскрытия темы проекта. Создают электронные презентации по выбранным темам. |
Консультирует по вопросам теории и использованию информационных технологий. |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ |
Итоговый урок проекта в виде экскурсии по «Виртуальному музею радиосвязи». |
Учащиеся 12 класса проводят виртуальные экскурсии, используя подготовленные ими электронные презентации, демонстрируют работу мобильных радиостанций. Учащиеся 10 класса, пользуясь предложенными критериями, участвуют в оценке работы экскурсоводов. |
Осуществляет организационные моменты в процессе представления презентаций и их оценивания. Комментирует результаты, подводит общий итог работы участников проекта. |
Предмет: физика и информатика.
Класс: 12 и 10 классы.
Тип урока: повторительно-обобщающий интегрированный (физика + информатика).
Форма урока: урок – виртуальная экскурсия.
Цель: обобщить и расширить знания о радиоволнах и их практическом применении.
Задачи:
Образовательные
- обобщить и расширить знания учащихся по теме радиоволны;
- показать историческую значимость личности А.С. Попова и его открытия для современной жизни;
Развивающие
- развивать познавательный интерес к предметам;
- поддерживать интерес и стремление к освоению компьютерной техники и освоению информационных технологий;
- развивать речь, умение представлять результаты своей работы перед слушателями и оценивать работу своих одноклассников;
Воспитательные
- формировать научное мировоззрение.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, мультимедиа-презентации учащихся по теме проекта (Презентация), мобильные радиостанции Vector VT-44 (2 шт.), оценочный лист (Приложение 4) – выполнен в соответствии с тифлопедагогическими требованиями по контрастности, размеру и форме шрифта, электронная диаграмма анализа работы экскурсоводов (Приложение 5).
Основные понятия: электромагнитные волны, радиоволны, радиолокация, радиостанция, радиоприемник, когерер, антенна,
План урока
Этапы урока |
Метод обучения |
Содержание работы |
Наглядные пособия |
I. Организационная часть |
|
Приветствие и организация внимания. |
|
II. Подготовка к основному этапу |
Словесный |
Сообщение темы, цели и задач урока. Актуализация опорных знаний учащихся 10 класса. Вопросы:
|
Презентация (слайд 1) |
III. Основной этап – повторение, обобщение и расширение знаний |
Описательно-иллюстративный рассказ первого экскурсовода. (Приложение 1) |
Виртуальная экскурсия, посвященная жизни и деятельности А.С. Попова. |
Презентация (слайды 2-9) «Жизнь и деятельность А.С. Попова» |
Описательно-иллюстративный рассказ второго экскурсовода (Приложение 2). |
Виртуальная экскурсия, посвященная истории открытия, исследования и использования радиоволн. (2 экскурсовод) |
Презентация (слайды 10-20) «История развития радиотехники» |
|
Описательно-иллюстративный рассказ третьего экскурсовода (Приложение 3). |
Виртуальная экскурсия, посвященная техническим особенностям устройства радиоприемников и перспективам развития радиосвязи. (3 экскурсовод) |
Презентация (слайды 21-30) «Виды радиоприемников и перспективы развития средств связи» |
|
Демонстрационный опыт |
Демонстрация работы мобильных радиостанций. |
Мобильные радиостанции Vector VT-44 |
|
IV. Подведение итогов экскурсии |
Беседа |
Обсуждение материалов виртуальных экспозиций экскурсантами и заполнение ими оценочного листа. |
Презентация (слайд 31) Оценочный лист (Приложение 4), электронная диаграмма анализа работы экскурсоводов |
Словесный |
Заключительное слово учителя. |
|
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к основному этапу.
Вступительные слова учителей физики и информатики.
Мы вас приветствуем сегодня в нашем виртуальном музее.
Сегодня будем говорить о великих открытиях физики.
Конкретно, об открытиях XIX - XX веков.
Еще конкретнее - об открытии радиоволн и их практическом применении в жизни. Наша экспозиция посвящена 150-летию со дня рождения Александра Степановича Попова.
Вопросы:
- Кто знает, что такое «радиоволны»?
- Кто открыл их?
- А с чем связаны имена Александра Степановича Попова и Гульельмо Маркони?
- Современный мир устроен так, что мы слишком мало знаем о тех людях, которые сделали нашу жизнь комфортной. Последнее время развернулась дискуссия, кто первым изобрел радио?
Эта экскурсия должна приоткрыть завесу тайны над тем, что происходит вокруг, когда мы разговариваем по телефону или отправляем СМС.
III. Основной этап – повторение, обобщение и расширение знаний.
Учитель: Наши выпускники в течение двух недель работали над созданием экспозиций, посвященных радиоволнам, их открытию и практическому применению. Сейчас мы должны подвести итог их самостоятельной работы в проекте. Я с удовольствием представляю Вам нашего первого экскурсовода.
Рассказ первого экскурсовода (Приложение 1)
Виртуальная экскурсия, посвященная жизни и деятельности А.С. Попова. Слайды 2-9.
Учитель: Следующая экспозиция посвящена истории развития радио. Представляет ее наш следующий участник проекта.
Рассказ второго экскурсовода (Приложение 2)
Виртуальная экскурсия, посвященная истории открытия, исследования и использования радиоволн. Презентация.ppt, слайды 10-20.
Учитель: И, наконец, третья экспозиция посвящена техническим особенностям устройства радиоприемников и перспективам развития радиосвязи. Представит эту экспозицию наш третий экскурсовод.
Рассказ третьего экскурсовода (Приложение 3)
Виртуальная экскурсия, посвященная техническим особенностям устройства радиоприемников и перспективам развития радиосвязи. Презентация.ppt, слайды 21-30.
Учитель: А сейчас мы вам покажем работу современных радиостанций. Для этого один из участников покинет зал, а второй останется с нами.
Демонстрационный опыт: Экскурсоводы берут по одной мобильной радиостанции, один из них остается в зале, другой выходит в соседнее помещение. Включают радиостанции, устанавливают связь, обмениваются сообщениями:
1. Внимание! Внимание! Проверка связи. Прием.
2. Слышу Вас хорошо. Прием.
1. Тогда вопрос.
2. Готов к приему.
1. Что передал Попов в своей первой радиограмме?
2. Только два слова «Генрих Герц».
1. Вы правы. До связи.
2. До связи.
Учитель: Спасибо большое нашим экскурсоводам за представление результатов своей самостоятельной работы.
IV. Подведение итогов экскурсии.
Учитель: Ну что ж, подведем итоги нашей экскурсии.
Сейчас вы получите карточки, в которых должны оценить работу экскурсоводов и выставить им баллы по двум категориям: новизна информации и понятность изложения. Обратите внимание на критерии оценки (Приложение 4).
Баллы из оценочных листов заносятся в электронную таблицу (Приложение 5).
Пока подводятся итоги мониторинга, учащиеся 10 класса отвечают на итоговые вопросы:
- Теперь-то вы можете ответить на вопрос, кто первым изобрел радио?
- Почему открытие радиоволн и изобретение радио мы считаем великими открытиями физики XIX-XX веков?
Диаграмма анализа работы экскурсоводов выводится на экран. Учитель комментирует результаты (пример полученной диаграммы – Приложение 6).
Спасибо всем за работу.
Список литературы
- Громов С.В., Физика: Школьная энциклопедия. М.: Дрофа, 1999
- Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся. М:. Просвещение, 1986
- Мощанский В.Н., Савелова Е.В., История физики в средней школе. М:. Просвещение, 1981
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей редакцией В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006
- Хрестоматия по физике: Учеб. пособие для учащихся./ под ред. Б.И. Спасского. М:. Просвещение, 1982
- Энциклопедия для детей. Т.14 Техника. М.: Аванта+, 2001
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Попов_А._С.
- http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/voennaya_tehnika/RADIOLOKATSIYA.html
- http://www.warships.ru/MK-3/MK-15/MK-15-2.htm
- http://www1.pravmir.ru/2008/02/06/as-popov-radiogramma-komandiru-ledokola-ermak/
- http://www.chipinfo.ru/literature/radio/199905/p7.html
- http://www.drobemet.com/news-show/news_171.html