Преподавание русского языка в старших классах с профильной направленностью

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Раздел: «Лексика и фразеология»

Тема урока: «Словари русского языка»

Цель:организация работы обучающихся по изучению и систематизации  информационных возможностей словарей русского языка

Задачи:

  • расширение и обобщение знаний обучающихся о словарях русского языка;
  • формирование умений сравнивать, классифицировать изучаемые факты и понятия о словарях русского языка;
  • воспитание духовно-нравственных, национально-культурных ценностей.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лингвистическая игра.

Форма проведения: коллективная, индивидуальная, работа малыми группами.

Методы урока: словесный, наглядный, поисковый, самостоятельная работа, информационный.

Методическая цель: эффективность работы со словарями как развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.

Межпредметная связь:

  • История - «Золотой век русской культуры ХIХ века»;
  • Литература - «Устное народное творчество, фольклор»;
  • Информатика - «Ввод и редактирование текста», «Тезаурус»;
  • Устройство автомобиля - «История развития автомобилестроения»; «Электрооборудование».

Комплексно-методическое обеспечение урока: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля - 4 тома; словарь иностранных слов; «Толковый словарь русского языка» Д.И. Ушакова, «Орфографический словарь русского языка», «Орфоэпический словарь русского языка», «Словарь синонимов русского языка», «Словарь антонимов русского языка», «Фразеологический словарь русского языка», «Русский этимологический словарь», «Школьный словообразовательный словарь», сборник «Пословицы русского народа» В.И. Даль; плакаты с высказываниями о русской речи; видеозапись фрагмента из кинофильма «Джентльмены удачи»; презентация «Словари русского языка»; рабочая тетрадь по теме «Словари русского языка» - 20 шт., словарик «Все о мастерстве» - 10 шт., карточки к заданию № 5 – 4 набора; интерактивная доска; ученическая доска; ноутбук – 6 шт.; ПК - 1 шт., проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

1.1.Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся (Слайд 1 «Заполнение рабочих тетрадей») (Приложение 1 «Заполнение информационного листа»)

1.2.Инструктаж по форме и организации урока

Наш урок пройдёт в форме игры. Три группы – три команды, у каждой своё название. Прочитайте названия: 1 группа – каюк; 2 группа – козырьки; 3 группа – одноколки. К названиям ваших команд мы обратимся позже. Каждый из вас сегодня получит две оценки: за групповую и индивидуальную работу. За каждое выполненное задание вы получаете модели автомобилей. Изображение старинного транспорта – балл для групповой оценки, изображение современного транспорта – балл для индивидуальной оценки. (Приложение 2). После каждого задания записываем количество моделей в таблицу оценок. (Слайд 2 «Критерии оценок») Так как вы будущие автомеханики, то некоторые задания будут про автомобили.

2. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности обучающихся

2.1.«Зацепляющий крючок»

Просмотр эпизода из фильма «Джентльмены удачи» о правильном употреблении слов в разговорной речи. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Речь пойдёт о русской речи, о слове, о правильном употреблении слов)

2.2. Вступительное слово преподавателя

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. В нашем русском языке очень много слов. И люди придумали книгу, в которой собраны слова в определённом порядке. О какой книге я говорю? (Словарь) Говоря словами французского писателя А.Франса «Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг.» Поэтому сегодня мы вспомним уже известные вам словари и познакомимся с новыми.

Тема урока: Словари русского языка. (Слайд 3 «Тема урока»)

3. Коррекция и актуализация опорных знаний

Итак, первое задание… молчание… пауза… ОЙ! Ребята! Я нечаянно пролила чернила на текст, с которым мы должны работать! Что же делать? Может ВЫ мне поможете? Давайте при помощи наших знаний удалим пятно… (Слайд 4 «Пятно»)

Обратите внимание на выставку словарей: «Что необычного? (Все словари закрыты одинаковыми обложками)

Задание 1: «Словари русского языка». (Слайд 5 «Задание №1») Вспомните и запишите названия известных вам словарей.Поясните их назначение. Учащиеся рассказывают о словарях, а учитель вслед за рассказом на выставке открывает закрытые обложки книг (должны остаться несколько закрытых книг). В вашей рабочей тетради ответ должен быть таким. Сравните и исправьте ошибки (Слайд 6 «Эталон ответа к заданию 1»)

Итак, с первым заданием вы справились. Наше пятно уменьшилось (Слайд 7 «Пятно»)

Обращаем внимание на рубрику в рабочей тетради и в презентации «ЗАПОМНИТЕ». Читаем определение словаря. (Слайд 8 . «Запомните»)

4. Организация восприятия и осознание нового материала

Посмотрите, у нас осталась одна книга с закрытой обложкой. Откроем… (Слайд 9 «В.И.Даль») Это «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Словарь, созданный этим человеком, наше национальное сокровище. В нём растолковано свыше 200 тысяч слов и приведено 30 тысяч пословиц, поговорок, метких речений. Такого словаря нет ни у какого другого народа, кроме нашего. Сам В.И.Даль говорил о своём словаре: Склад запасов…живого русского языка». Давайте откроем его. Вот перед вами первая страница (показ). Я прочту полное название словаря «Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля». Но почему «живого» языка? Даль поясняет устную яркую речь простого русского человека. Он выносит устный язык на страницы словаря. В этом удивительном словаре много авторских наблюдений, сведений о быте народа, ремеслах и промыслах. И в этом смысле – он живо написан. Есть немало словарей научно-скучных. Словарь Даля можно читать как интересную книгу. Давайте же поподробнее познакомимся с жизнью В.И.Даля. В каком словаре можно узнать о жизни и творчестве писателя, поэта?

Задание 2: «Статья из энциклопедического словаря» (Слайд10 «Статья из энциклопедического словаря») На мультимедийном экране представлена статья из энциклопедического словаря о В.И.Дале.

Прочитайте данную статью и закончите предложения.

Даты жизни В. И. Даля…

Основные виды деятельности…

Научные звания…

Основные труды…

Сравните записи в тетради и на слайде. Допишите (Слайд 11 «Эталон ответа») Что обозначают слова – лексикограф, этнограф? (Слайд 12 «Словарная статья – запомните») (Слайд 13 «Пятно»)

Задание 3: «Алфавит» Скажите, знание чего поможет успешно найти слово в словаре? (Слайд 14 Алфавит»)

Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые «мелькают мимо несущегося воза» (Работа в группе, один к доске по желанию)

Созданный вами список в каком можно увидеть словаре? Сравните, что у нас получилось? (Слайд 15 «Эталон ответа»)

Расположение слов в словаре может быть не только алфавитное, но и гнездовое, смешанное (Слайд 16 «Запомните») (Слайд 17 «Пятно»)

Задание 4: «Энциклопедия народной жизни» Толковый словарь В.И. Даля – особенный. Он чем-то похож на энциклопедию народной жизни. Слово «каймак» казацкое, оренбургское. Означало сливки с топленого молока, пенки; парное молоко кипятятся в плоском котелке, и толстая пенка снимается блином. Слово «обряможиться» оренбургское. Означало оборваться, обноситься, истаскать одежду. Эти слова сейчас почти в речи не услышишь, но в них заключена история русского народа.

Посмотрите на названия ваших команд. Что они обозначают? (Слайд 18 «Задание 4»)

А знаете ли вы, как появилось слово автомобиль « автомобиль»?А в каком словаре можно узнать о происхождении слов? ( Слайд 19 «Запомните»). (Слайд 20 «Пятно»)

Задание 5: «Пословицы» Этот удивительный словарь отличается и тем, что в нем не только толкуется, дается объяснение слов, но почти каждому слову соответствует русская пословица или поговорка. А ведь пословица – это свод народной мудрости, житейская правда (Слайд 21 «Задание 5») «Без пословицы не проживёшь», - считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях – опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее была бы наша речь без пословиц и поговорок.Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Она и вам поможет – украсит речь, сделает её ярче.

Предлагаю задание: «Закончи пословицу». Запиши две пословицы о профессии. (Слайд 22 «Пословицы о профессии») (Слайд 23 «Пятно»)

Пословиц мы наслушались вдоволь. Не сомневаюсь, что некоторые вам вспомнились, некоторые запомнились, и что в жизни они вам ещё пригодятся. Ведь эти изречения не просто красиво звучат. При красоте и краткости – в них глубокая мудрость. В них – завет нам, чтобы мы становились умнее, отзывчивее, трудолюбивее, гуманнее, честнее…

Задание 6: «Азбука моей профессии» (Слайд 24 «Азбука моей профессии») Вставьте пропущенные буквы и расставьте запятые. (Слайд 25 «Эталон ответов») (Слайд 26 «Запомните словарные слова») (Слайд 27 «Пятно»)

Задание 7: «Знакомство с разновидностью электронного словаря» Показ электронного словаря «Азбука моей профессии» (Приложение 3)

Такие словари по разным темам вы можете составлять сами при помощи языка гипертекстовой разметки.

Определите вид транспорта, представленный на экране. (Слайд 28 «Задание 7») (Слайд 29 «Пятно»)

Задание 8: «Знакомство и показ тезауруса» (Слайды 30,31,32) Тезаурус (от греч. Thesaurós – сокровище, сокровищница), множество смысловыражающих единиц некоторого языка с заданной на нём системой семантических отношений. Определите с помощью тезауруса значения слов. (Работа на компьютерах)

21 век – век информационный, мы почти все пользователи интернета. В интернете есть все словари, и вы можете ими пользоваться (Слайд 33, 34, 35)

5. Обобщение и систематизация знаний

Итак, мы удалили практически всё пятно. Осталось одно решающее задание, где вы должны проявить себя индивидуально. (Слайд 36 «Пятно»)

Задание 9: «Мастер. Профессионал» Вы будущие высококвалифицированные специалисты, профессионалы. Давайте выберем самое достойное слово, характеризующее вас…. Что это за слово? (мастер) Скажите, что вы знаете о слове мастер? Предлагаю вашему вниманию словарные статьи о слове МАСТЕР. Определите, из какого словаря данная словарная статья. Свой ответ обоснуйте. На доске представлены все словари. (Слайд 37, 38 «Задание 9»)

Примечание: Тест на компьютере по изученному материалу для 5-6 обучающихся, кто быстрее выполнит все задания.

6. Итог

Итак, мы удалили пятно. Читаем слова Е. Весника. (Слайд 39 «Пятно») Сегодня вы показали виртуозное умение работать с различными словарями. Хочется пожелать вам, чтобы знакомство со словарями на этом не заканчивалось. Пусть словари почаще оказываются на ваших столах, помогают в учёбе и жизни. Выставление оценок. (Слайд 40 «Оценки»)

7. Домашнее задание (Слайд 41)

  1. Запомнить слова для запоминания
  2. Составить тезаурус по одному из профессиональных слов

8. Список рекомендуемой литературы для обучающихся (Слайд 42)

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа. С-Петербург. – 1999.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка 3 тома. – М., 1995.
  3. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Беседы о русском слове. – М.,2003.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М., 1996.
  5. Успенский Л. Слово о словах. – Л., 2001.
  6. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1997.
  7. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. – Л., 2005.
  8. Розенталь Д. Русский язык для школьников. – М., 2003.

9. Формула вежливости

Всем спасибо за внимание.
За задор и звонкий смех,
за огонь соревнования,
обеспечивающий успех.
Вот настал момент прощанья,
будет краткой наша речь –
говорим мы: «До свидания,
до счастливых новых встреч».

Аплодисменты себе за работу.