Урок окружающего мира по программе "2100" "Горные экосистемы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Задачи урока: ввести понятия высотные (горные) пояса, познакомить с природными условиями, растительным и животным миром гор, развивать навыки работы с картой, учить понимать, любить и беречь природу.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация «Горные экосистемы. Горы», компьютерный вариант «Словарь Ожегова», учебники, атласы, тетради для самостоятельных и проверочных работ, карточки с записью задач, девиза урока.

Ход урока

1. Постановка проблемного вопроса. Демонстрация компьютерной презентации.

Учитель: Юные исследователи! Давайте вместе подумаем!

Слайд 1. Что это за места на Земле, где мы одновременно можем встретиться с животными и растениями жарких и холодных стран, здесь, стоя на одном месте, можно сразу увидеть тундру, степь, лес и пустыню и даже вечные снега?

2. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями этих мест, с растительным и животным миром, продолжим работу с картой, будем учиться понимать и беречь природу.

(На доске учитель прикрепляет табличка с записью.)

  • Природные условия
  • Растительный и животный мир
  • Работа с картой
  • Бережное отношение к природе

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока (записано на доске)

«Земля освещается Солнцем, а Человек – знанием»

3. Совместное открытие знаний.

Слайд 3. Работа с атласом (часть 4, стр. 16-17)

Перечислите известные вам природные зоны Земли.

Ледяные пустыни, тундра и лесотундра, хвойные леса, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, пустыни и полупустыни, саванны и редколесье, жестколиственные и вечнозеленые леса, переменно-влажные леса, влажные тропические леса, области высотной поясности.

Слайд 4. Работа с учебником (стр. 44)

Вспомните Закон природной зональности.

В чем причина смены природных зон?

Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительность и животный мир зависят от климата. Поэтому природные зоны тоже имеют форму поясов. Правильное чередование природных зон от полюса к экватору, соответствующее изменению климата, называют законом природной зональности.

Какие формы земной поверхности существуют на Земле?

(Горы, равнины)

Учитель: Подумайте, равнины или горы больше подходят для нашего ответа на заданный вопрос.

(Горы)

Слайд 5. Тема урока «Горные экосистемы».

Слайд 6. Кроссворд. Из чего состоит экосистема?

Вспомним, что такое экосистема, из чего она состоит?

(Работа выполняется на интерактивной доске.)

5. Знакомство с новыми знаниями.

Работа с учебником стр. 70

Только в горах, стоя на одном месте, можно увидеть сразу и тундру, и степь, и лес, и пустыню, и даже вечные снега. Они расположены поясами, окружающими горы на определенной высоте, - высотными поясами

Слайд 7. Высотные (горные) пояса.

В степной зоне подножье гор занято степями, а в лесной - лесами. При подъёме в горы становится холоднее. Смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Но есть одно исключение. В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов.

Слайд 8. Альпийские луга.

6. Первичное закрепление.

Выполните задание 1 срт.70. Коллективно, с комментарием.

Как ты думаешь, какие высотные пояса встретит альпинист в этих горах на пути к вершине? Почему на Урале высотных поясов меньше?

Слайд 9.

7. Словарная работа.

Альпинист (Работа со словарем Ожегова)

Альпинист – спортсмен, занимающийся альпинизмом, горовосходитель.

Альпини́зм — вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор. Спортивная сущность альпинизма состоит в преодолении препятствий, создаваемых природой (высота, рельеф, погода), на пути к вершине. В спортивных соревнованиях по альпинизму объектом состязания являются высота вершины, техническая сложность пройденного маршрута, его характер и протяжённость.

8. Самостоятельная работа.

Задание 5 в тетради для самостоятельных и проверочных работ стр. 27, работа №10.

Подпиши название горного пояса, пропущенного на рисунке. (Альпийские луга)

9. Проверка выполненного задания.

Слайд 9-10. Альпийские луга.

10. Закрепление.

Работа с учебником стр.71

Слайд 11-12. Растения гор.

Слайд 13-14. Животные гор.

11. Домашнее задание.

Задание 3 стр.72.

Покажи стрелками, где живут эти звери и птицы. Ответь на вопросы.

12. Комментарий домашнего задания.

Учитель. Для его выполнения необходимо знать, где находятся горы. Давайте посмотрим на карту, найдем горы и полюбуемся их фотографиями.

11. Работа с физической картой Евразии.

Атлас стр.11,14,15

Учитель показывает фото гор, называет их, дети ищут и показывают горы на карте.

Слайд 15-23. Фотографии гор. Уральские горы, Карпаты, Альпы, Гималаи, Памир, Тибет, Кордильеры, Анды.

Учитель. Чтобы научиться беречь природу, нужно учиться ее понимать и любить.

Слайд 24. Горы на Марсе. «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал»,- пел в своих песнях поэт и композитор В.Высоцкий

Учитель: Кто знает, возможно, кто-то из вас побывает и на этих горах.