Цели урока.
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с природными зонами Земли, их климатическими условиями и представителями растений используемых в легкой промышленности;
- ознакомить обучающихся с основами производства ткани;
- закрепить ранее приобретенные и дать новые знания при изучении натуральных волокон.
Развивающие:
- развить умения при работе с гербарным материалом, физической картой;
- развить навыки при определении нитей основы и утка, лицевой и изнаночной сторон в хлопчатобумажных и льняных тканях;
- развить познавательный интерес.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать эстетические взгляды, культуру речи, одежды, поведения и труда;
- воспитывать самостоятельность при выполнении практической работы.
Тип урока: Комбинированный.
Наглядные пособия: Карта “Природные зоны земли”; “коллекция волокон “хлопок” и “лен”; образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, иллюстрации, образец ткацкой рамы; выставка изделий из натуральных тканей; гербарии растений; проект “шьем рубашку из травы”.
Оборудование: Лупы, ножницы, клей, образцы тканей, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка отсутствующих и готовность обучающихся к уроку.
II. Повторение, систематизация и актуализация знаний обучающихся.
1. Вступительное слово учителя биологии.
Если бы инопланетяне начали изучать Землю из космоса, из всех форм жизни они первым делом заметили бы растения. Без растений наша жизнь была бы бессмысленной. Как вы думаете почему?
Учащийся: Растения нас могут напоить, накормить, одеть, обогреть, они украшают нашу жизнь.
Учитель: Изменяется ли растительный мир с севера на юг?
Учащийся 1: Да, чем ближе к югу, тем теплее, а значит, растительный мир будет другой.
Учащийся 2: Меняются природные зоны Земли.
Учитель: С какими природными зонами Земли вы познакомились на уроках “Окружающий мир”?
Вывод:
Учащийся: Тундра, тайга, смешанные и широколистные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес.
Учитель биологии: Как влияют природные условия на растения, которые там произрастают?
Учащийся: Растения становятся выше от влаги, тепла и света, у них ярче цветы.
Учитель биологии. Существование растений напрямую связано с природными зонами и условиями: теплом, влагой и светом.
2. Объявление темы и задач урока.
Учитель технологии: А могут ли рубашки расти на деревьях?
Учащийся: Нет, рубашки шьют из тканей, а ткани изготавливают из ниток, которые получают из волокон растений.
Учитель технологии: Молодцы, вы хорошо поработали над нашими вопросами. Тема сегодняшнего урока “Растения природных зон земли и их использование в легкой промышленности”. Сегодня на уроке вы узнаете:
- какие растения могут дать нам текстильные волокна;
- познакомитесь с основами текстильного производства;
- научитесь определять нити основы и утка;
- определять лицевую и изнаночную стороны хлопчатобумажных и льняных тканей.
Учитель биологии: Мы определим:
- в каких природных зонах выращивают эти растения;
- какие части этих растений используют в получении текстильных волокон.
3. Рассказ-объяснение с использованием наглядных пособий.
Учитель биологии: Давайте совершим экскурс в далекое прошлое. Древние рукописи донесли до нас интересные факты, связанные с удивительными растениями, которые служат человеку много тысячелетий. Древний арабский ученый Ибн-Фалдан, путешествуя по стране россов населявших земли к северу от Каспийского моря был поражен их белоснежными одеждами. Ученый прекрасно знал, что сшиты они из льняных тканей – это было ему не в диковинку. Удивляло другое. Здесь их носили все, а в Египте, откуда был родом он сам, льняные ткани настолько ценились, что в них ходили только верховные жрецы, фараоны считали их самой изысканной одеждой (Рисунок 1). На Руси льном начали заниматься со времен нашествия скифов, которые занесли его сюда из Азии (Рисунок 2). Лен прошел по всему свету, но нигде он не привился так широко, как в нашей стране. Льняная культура полюбила травянистые равнины, которые занимают Европейскую территорию нашей страны. Псковская, Костромская Ярославская Новгородская области – это области “льняного климата”. Летом здесь влажно, нежарко, на небе почти всегда облака. Вот здесь-то и произрастает удивительное растение с голубыми цветочками (рассмотрите гербарий, наглядное пособие № 1, 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
А в жарких степных районах Азии, Индии, Америки растет еще более удивительное растение хлопчатник (Рисунок 3), которое дает волокно хлопка (рассмотрите гербарий в наглядном пособии №1).
Рисунок 3
В XVI веке, один английский путешественник рассказывал, что он собственными глазами видел, в Индии дерево, из каждого плода которого появлялся барашек с белой шерстью.
Так в первые европейцы услышали о растении названном хлопчатником. Родина хлопка – тропические районы Азии, Африки, Америки.
Покажите и отметьте флажками на карте где растут хлопчатник и лен (белые флажки – хлопок, синие - лен).
Учащиеся выполняют работу на карте у доски.
Молодцы! А теперь определим, какие части растений используют для получения волокон (Рисунок 4, 5). Льняные волокна находятся в стеблях льна, волокна хлопка располагаются в коробочках хлопчатника (работа с наглядными пособиями 1, 2).
Рисунок 4
Рисунок 5
Учитель технологии: А как же получить эти волокна из растений? Чтобы получить пряжу и ткань, волокна хлопка и льна проходят сложный процесс обработки. Давайте поэтапно рассмотрим производство пряжи и ткани, которое хорошо показано в наглядном пособии № 3.
Волокна хлопка (пушистые, мягкие) и льна (грубые, блестящие) проходят первичную обработку.
Хлопок | Лен |
разрыхляют | разрыхляют |
очищают | треплют |
прочесывают | прочесывают |
вытягивают ровницу | получают пряжу и нитки |
скручивают в пряжу и нитки |
Запись в тетради.
Процесс получения пряжи из волокон называется прядением. Готовую пряжу наматывают на шпули.
Учитель технологии: Скажите, при помощи какого приспособления получали пряжу наши прабабушки? А некоторые бабушки и сейчас пользуются этим приспособлением.
Учащийся: Веретено.
Учитель технологии: Правильно! Такое веретено не редкость в деревенских домах и в наши дни (Рисунок 6). Из истории мы знаем, тысячелетиями люди пряли в ручную, из полученной пряжи плели ткань на раме (учебник стр.10 рис.5) у нас есть такая рама, только мы ее сделали из картона. Вот таким способом плели ткань (демонстрация приемов плетения). На это уходило очень много времени, а производительность была низкая. Потребность в тканях росла, и в XVII веке был изобретен ткацкий станок (Рисунок 7). Его постоянно совершенствовали. В XIX веке произошел переход к металлическим ткацким станкам (приложение 8). Современные ткацкие станки имеют высокую производительность труда.
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Процесс получения ткани из пряжи называют ткачеством.
Учитель технологии: Каким образом получается ткань из нитей?
Учащийся: Ткань получают путем переплетения нитей.
Учитель технологии: Правильно! Давайте рассмотрим такое переплетение нитей на картонной раме (наглядное пособие № 7). Нити (сиреневого цвета), идущие вдоль ткани называются нитями основы. Они прочные, длинные, при резком растяжении не меняют своей длины. Нити (зеленого цвета), идущие поперек ткани называют нитями утка, они менее прочные, более толстые, короткие.
Посмотрите внимательно на полученное переплетение нитей в ткани и скажите: как называется такое переплетение. В начальной школе вы знакомились с таким переплетением.
Учащийся: Полотняное
Учитель технологии: правильно!
Учитель технологии. Покажите образцы переплетения, которое вы выполнили дома (проверка образцов)
4. Опережающее домашнее задание.
Давайте вернемся к нашей раме и рассмотрим нити утка (наглядное пособие № 7). Пройдя между нитями основы по всей ширине ткани, нити утка поворачивают обратно не обрываясь и повторяя свой путь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края – кромки. Нити основы идут вдоль кромки.
Нити основы и нити утка можно определить по следующим признакам:
Вывод.
Нити основы | Нити утка |
проходят вдоль кромки ткани | проходят поперек ткани |
мало растяжимы | большая растяжимость |
при резком растяжении звук звонкий | при резком растяжении звук глухой |
нити тонкие и гладкие | нити толстые, пушистые. |
Ткань снятая с ткацкого станка (суровая), посмотрите (наглядное пособие № 5, табл.6), имеет грязновато-серый или желтый цвет, негладкую поверхность. Эту ткань подвергают отделке: удаляют с поверхности кончики волокон, отбеливают, красят (гладкокрашеная ткань) или печатают (наносят рисунок) – напечатанная ткань.
Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Возьмите кусочки ткани и рассмотрите эти образцы. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:
- печатный рисунок яркий, четкий;
- рисунок переплетения нитей более четкий;
- в гладкокрашеных тканях лицевая сторона имеет блеск, она гладкая (все ткацкие пороки выведены на изнаночную сторону);
- по ворсу.
III. Практическая работа.
Сейчас, девочки, вы самостоятельно выполнит практическую работу. Перед вами лежат образцы тканей. Ваша задача определить направление нитей основы и лицевую сторону.
Практическую работу выполняйте в той последовательности, которая указана в инструкционной карте № 8.
IV. Заключительная часть.
1. Закрепление изученного материала.
Контроль за выполнением практической работы.
- Назовите зоны земли, где выращивают хлопчатник и лен?
- Перечислите растительные волокна?
- Какие части льна и хлопчатника используют для получения волокон?
- Процесс получения нитей из волокна называется….?
- Процесс получения ткани из пряжи называется….?
- Дайте характеристику нити основы и утка.
- Что находится по краям ткани? Для чего она служит?
- По каким признакам определяют направления нити основы?
Презентация проекта. Демонстрация проекта учащихся “Белое золото”.
2. Анализ и оценка работы.
Подведение итогов урока, сообщение оценок.
V. Домашнее задание.
- выучить основные определения по теме урока;
- принести образцы хлопчатобумажных и льняных тканей;
- подготовить сообщения о хлопке и льне.
VI. Дежурство в кабинете.
Список литературы
- Плешакова А.А. Природоведение 5 класс, методическое пособие. М.: Дрофа-2007.
- Детская энциклопедия: Я познаю мир. Растения.
- Прокофьев О. В мире растений. М.: Просвещение. –1975.
- Перова Е.Н. Методическое пособие преподавания курса “Технология”. М.: ООО “5 за знания”-2006.
- Хатунцева Л.И. Современный урок в профессиональной школе: от проектирования до анализа. Воронеж-2002.