Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


1. Оргмомент.

- Сейчас у нас урок русского языка. Давайте проверим все ли готово?

2. Актуализация знаний.

  • Глагол обозначает ...
  • В предложении обычно глагол является…
  • Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы…
  • Неопределенную форму глагола еще называют…
  • Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы…
  • Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы…

3. Словарная работа.

- Продолжим изучать глаголы.

На доске записаны слова в три группы.

  • Баловаться, кашлянуть, поняла.
  • Звонит, хотите, одолжить.
  • Хотят, звонят, начался.

- Расставьте правильно ударение в словах (в случае затруднения обращаемся к словарям: Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. “Орфографический словарь”, Иванова Т.Ф. “Новый орфоэпический словарь русского языка”, Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка”).

4. Чистописание.

- Если вы правильно поставите ударение в словах, то узнаете, какие три буквы мы будем писать на чистописании (аия).

5. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.

З..крыть, весен… (гроза), у дорожк…, зат…ха…т.

- Объясните, какую гласную вставите и почему.

- Какую гласную вставим в окончание глагола? Может ли нам помочь склонение? Падеж? Есть такие категории у глагола? Значит, нам предстоит на ближайших уроках русского языка разобраться, что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окончания глагола. Сегодня мы сделаем первый шаг в изучении этой темы.

6. Изучение нового материала.

Глаголы нести, говорить изменяются по лицам и числам (1 ученик изменяет в единственном числе, а класс – во множественном), записывают в тетрадь, выделяют окончания (запись появляется на доске, на доске карточки с окончаниями глаголов)

- Получились новые слова или формы одного и того же слова? Почему?

- Как вы изменяли глагол? Прочитайте в учебнике на стр.31 как называется изменение по лицам и числам.

- Какое новое слово нужно запомнить? (На доске открывается карточка со словом “спряжение”). Эта тема нашего урока.

- Сравните окончания. Сделайте вывод. (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы)

- Сколько вариантов окончаний? В русском языке 2 спряжения. Они обозначаются римскими цифрами I и II. Сегодня на уроке вы будете учиться определять спряжение глагола.

7. Первичное закрепление.

Упражнение 250, стр.33. Запись глаголов, выделение окончаний и определение спряжения. Комментированная запись (по цепочке). Образец: весело поют (I), громко пищит (II).

Физкультминутка.

Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Представьте, что вы хотите выжать воду из мокрого песка. Сожмите в кулак пальцы правой руки. Сжимайте их крепче и крепче. Теперь разожмите пальцы и расслабьте их. Стряхните песок с руки. Выполните упражнение еще 2 раза. Выполните это же упражнение левой рукой 3 раза. Выполните упражнение 3 раза, сжимая пальцы обеих рук. На расслабление мышц должно уходить в 2 раза больше времени, чем на напряжение.

8. Самостоятельная работа.

У учащихся карточки с текстами (2 варианта). Нужно выписать глаголы, выделить окончания и определить спряжение.

1 вариант

Солнце жарко палит. В синем небе островками стоят белые облака. Цветет рожь. Теплый ветер несет с поля ее сладкий запах. Все молчит. Не дрожит ни один колосок, не шелестит трава.

2 вариант

Гремят последние раскаты грома. По небу плывут рваные облака. Вся в капельках дождя блестит трава. Вот-вот зазвучат бодрые голоса птиц. А пока стоит тишина. Мы медленно бредем по размокшей траве, ноги скользят. Свежий воздух бодрит тебя, и ты уже поешь задорную песню туристов.

9. Итог урока.

- Закончите предложение:

  • У имен существительных склонение, а у глаголов….
  • У глаголов при спряжении изменяется…
  • В русском языке спряжений …
  • Если в окончании гласная -и, а в3 лице мн.ч -ат, -ят это глагол …

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Меня удивило…

10. Домашнее задание.

Стр. 31 правило, сделать карточки, из дидактического материала упражнение 135.

Литература

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. “Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя”.
  2. Гараева Я.Ш. “Поурочные разработки по русскому языку”.
  3. Журжина Ш.В., Костромина Н.В., “Дидактический материал по русскому языку”.
  4. Соколова Т.Н. “Юным умникам и умницам. Школа развития речи. 4 класс”.