1. Оргмомент.
- Сейчас у нас урок русского языка. Давайте проверим все ли готово?
2. Актуализация знаний.
- Глагол обозначает ...
- В предложении обычно глагол является…
- Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы…
- Неопределенную форму глагола еще называют…
- Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы…
- Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы…
3. Словарная работа.
- Продолжим изучать глаголы.
На доске записаны слова в три группы.
- Баловаться, кашлянуть, поняла.
- Звонит, хотите, одолжить.
- Хотят, звонят, начался.
- Расставьте правильно ударение в словах (в случае затруднения обращаемся к словарям: Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. “Орфографический словарь”, Иванова Т.Ф. “Новый орфоэпический словарь русского языка”, Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русского языка”).
4. Чистописание.
- Если вы правильно поставите ударение в словах, то узнаете, какие три буквы мы будем писать на чистописании (аия).
5. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала.
З..крыть, весен… (гроза), у дорожк…, зат…ха…т.
- Объясните, какую гласную вставите и почему.
- Какую гласную вставим в окончание глагола? Может ли нам помочь склонение? Падеж? Есть такие категории у глагола? Значит, нам предстоит на ближайших уроках русского языка разобраться, что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окончания глагола. Сегодня мы сделаем первый шаг в изучении этой темы.
6. Изучение нового материала.
Глаголы нести, говорить изменяются по лицам и числам (1 ученик изменяет в единственном числе, а класс – во множественном), записывают в тетрадь, выделяют окончания (запись появляется на доске, на доске карточки с окончаниями глаголов)
- Получились новые слова или формы одного и того же слова? Почему?
- Как вы изменяли глагол? Прочитайте в учебнике на стр.31 как называется изменение по лицам и числам.
- Какое новое слово нужно запомнить? (На доске открывается карточка со словом “спряжение”). Эта тема нашего урока.
- Сравните окончания. Сделайте вывод. (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы)
- Сколько вариантов окончаний? В русском языке 2 спряжения. Они обозначаются римскими цифрами I и II. Сегодня на уроке вы будете учиться определять спряжение глагола.
7. Первичное закрепление.
Упражнение 250, стр.33. Запись глаголов, выделение окончаний и определение спряжения. Комментированная запись (по цепочке). Образец: весело поют (I), громко пищит (II).
Физкультминутка.
Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Представьте, что вы хотите выжать воду из мокрого песка. Сожмите в кулак пальцы правой руки. Сжимайте их крепче и крепче. Теперь разожмите пальцы и расслабьте их. Стряхните песок с руки. Выполните упражнение еще 2 раза. Выполните это же упражнение левой рукой 3 раза. Выполните упражнение 3 раза, сжимая пальцы обеих рук. На расслабление мышц должно уходить в 2 раза больше времени, чем на напряжение.
8. Самостоятельная работа.
У учащихся карточки с текстами (2 варианта). Нужно выписать глаголы, выделить окончания и определить спряжение.
1 вариант
Солнце жарко палит. В синем небе островками стоят белые облака. Цветет рожь. Теплый ветер несет с поля ее сладкий запах. Все молчит. Не дрожит ни один колосок, не шелестит трава.
2 вариант
Гремят последние раскаты грома. По небу плывут рваные облака. Вся в капельках дождя блестит трава. Вот-вот зазвучат бодрые голоса птиц. А пока стоит тишина. Мы медленно бредем по размокшей траве, ноги скользят. Свежий воздух бодрит тебя, и ты уже поешь задорную песню туристов.
9. Итог урока.
- Закончите предложение:
- У имен существительных склонение, а у глаголов….
- У глаголов при спряжении изменяется…
- В русском языке спряжений …
- Если в окончании гласная -и, а в3 лице мн.ч -ат, -ят это глагол …
Продолжите фразу:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Меня удивило…
10. Домашнее задание.
Стр. 31 правило, сделать карточки, из дидактического материала упражнение 135.
Литература
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. “Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя”.
- Гараева Я.Ш. “Поурочные разработки по русскому языку”.
- Журжина Ш.В., Костромина Н.В., “Дидактический материал по русскому языку”.
- Соколова Т.Н. “Юным умникам и умницам. Школа развития речи. 4 класс”.