Цели урока:
- охарактеризовать молодёжь как социально-демографическую группу;
- выявить функции молодёжи в современном обществе;
- подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса;
- рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире;
- воспитание позитивного отношения к общекультурным ценностям и идеалам;
- воспитание толерантности в восприятии качеств окружающих;
- воспитание умения формировать собственную позицию, не позволять вовлекать себя в криминальные группировки, тоталитарные секты и т.д.
Основные понятия урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура.
Юность-весеннее время человека, в
которое засеиваются семена на будущие годы
жизни.
Я.Б. Княжнин
I. Стадия “вызов”.
1. Учитель предлагает ученикам приступить к заполнению первого столбца следующей таблицы, сопровождая задание вопросом “ Что вы знаете о молодёжи вообще и её роли в современном мире, молодёжной субкультуре?”
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал (а) |
II. Смысловая стадия.
1. Ребята самостоятельно работают с заданием приблизительно 5 мин. После учитель спрашивает результаты этой работы, заполняя первый столбец таблицы на доске. Поскольку учащиеся работали индивидуально, то их знания могут отличаться от знаний в этой области других учеников, поэтому педагог предлагает дописывать в первый столбец ту информацию, которую они слышат от одноклассников.
2. После непродолжительной работы над первым столбцом, ученики вместе с учителем работают над вторым “Хочу узнать”. Тема обычно интересна для учащихся 10-х классов, поэтому возникает много вопросов.
III. Рефлексия.
1. Ученики читают текст параграфа, сопровождая чтение заполнением третьего столбца таблицы.
2. После чтения и заполнения таблицы ученики с учителем обсуждают результаты работы, отвечая на вопросы второго столбца. На этом этапе работы возможны дискуссии между учениками, дополнительные вопросы учителю и друг другу.
3. Педагог предлагает учащимся проблемные задания.
А) Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют судить о достижении молодым человеком статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребёнка, способность отвечать перед законом. Какие критерии вы бы добавили?
Б) Как вы понимаете высказывание Марка Твена: “Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел”?
4. Педагог предлагает ученикам составить синквейн со словом “молодёжь”.
Из работ учащихся.
Молодёжь.
Продвинутая, позитивная.
Стремится, реализует, осознаёт.
Социальная группа.
Домашнее задание: параграф 19 (учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова); провести опрос среди одноклассников, друзей, родственников и выявить, что вызывает большую озадаченность у представителей молодёжи (по 10-бальной шкале). Для работы над этим заданием предлагается следующая таблица.
Отношение к учёбе | |
Отношение к профессии (в том числе и будущей) | |
Отношение к досугу | |
Отношения с родителями | |
Отношение к здоровью | |
Отношение к созданию семьи | |
Любовь | |
Отношение к религии | |
Отношение к стране, желание и готовность принять участие в решении её проблем и задач | |
Общение со сверстниками |