Урок математики в 1-м классе. Перспективная начальная школа (ПНШ)

Разделы: Начальная школа


Цели:

- рассмотреть случаи сложения, в которых второе слагаемое равно  2;

- учить выполнять сложение вида _+2;

- продолжить формирование умений сравнивать и соотносить число и цифру, разные группы предметов.

- способствовать формированию интереса к предмету, умению работать в паре.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи.

Медитация. Закрыли глазки и мысленно сказали:

Я ВНИМАТЕЛЕН, Я ХОРОШО ДУМАЮ, Я СОСРЕДОТОЧЕН, ДОГАДЛИВ, СООБРАЗИТЕЛЕН И УВЕРЕН В СЕБЕ.

Открыли глазки. Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА! Урок математики

II. Повторение.

Вспомните прошлые уроки.

1. Что это? (Математическая запись)

3 – это? (Первое слагаемое)

1 – это? (Второе слагаемое)

4 – это? (Значение суммы)

- Что обозначает эта математическая запись?

Если мы к любому числу прибавим 1, то получим следующее при счёте число.

2. Поиграем в нашу игру “ Угадай число”.

Я называю число, вы прибавляете один, и хором называете значение суммы.

5 74 62 100 536 148 3 221 4 1

Молодцы! Аплодисменты себе!

3. Посмотрите внимательно на фигуры, постарайтесь запомнить 5 секунд.

(Закрываю)

- Сколько фигур?

- Голубая – это, какая фигура?

- А красная?

- А самая большая по размеру?

- О какой фигуре не сказали? (О треугольнике)

- Что можем о нём сказать?

Молодцы! Можно провести физминутку, если детки устали. (Приложение № 1)

III. Новый материал. Постановка проблемы. Работа в паре.

- На столе у вас лежат треугольники. Что можете о них сказать? (Их три, они одинаковые по цвету и форме, но разные по размеру)

- Возьмите самый маленький по размеру треугольник и положите его так, чтобы одна из вершин смотрела на доску. Сколько сейчас треугольников перед вами? (Один)

- А теперь возьмите ещё 2 треугольника и положите так, чтобы у вас получилась какая-нибудь фигура. (У ребят получились разные фигуры. Самые распространённые: кораблик, ёлочка)

- Договоритесь и расскажите, что вы придумали, как вы это сделали?

Чтобы положить 2 треугольника, мы взяли сначала один треугольник, а потом ещё один.

- Кто-то по-другому действовал? (Как, правило, у детей нет другого варианта)

- Тогда, положите, пожалуйста, фигуры так, чтобы у вас получилась ёлочка.

- Давайте продемонстрируем у доски эти действия! Кто готов мне помочь?

Ученик кладёт один треугольник, потом ещё один.

(Кладу треугольники на панели у доски, так чтобы ученик не смог одновременно положить два треугольника, а выполнял это действие по одному треугольнику.)

- Какая математическая запись будет соответствовать нашим действиям?

Сколько было треугольников первоначально? (1)

- Сколько положили потом ещё треугольников? (2)

- А по-другому можно положить два треугольника? (Одновременно)

Да, но это не совсем удобно, но можно договориться. Я беру меньший треугольник, а ты больший (1, 2, 3 - ставим.).

- Какая математическая запись будет соответствовать этим действиям?

(На доске появляются последовательно математические записи)

- Могу ли я поставить знак = между этими математическими записями? Почему? (Значения сумм равно трём, значит, я могу поставить знак =).

- Скажите: Как же можно прибавить число 2?

Вывод: число 2 можно прибавитьтак: сначала один, а потом ещё один.

У нас с вами получилась ёлка. Зачем нам она нужна? (Главный символ Нового года)

- Мы оставим её такой или что-то с ней нужно сделать? (Нарядить, украсить игрушками)

- Где взять игрушки? А мы просто их с вами заработаем правильными ответами и правильным решением заданий! Согласны со мной?

Работаем в паре.

- Сколько игрушек на вашей ёлке? 0

- На столе возьмите 2 игрушки и украсьте ёлку. (У ребят на столе два разноцветных шарика из картона)

- Сколько игрушек было? (0)

- Сколько взяли? (2)

- Какая математическая запись будет соответствовать вашим действиям?

- Найдите её в классе!

- Значение суммы? (2)

- Какой приём использовали? (Прибавляли по частям)

Найдите запись в классе.

- Можно поставить знак равно? Почему?

- Удобно ли одному повесить 2 игрушки сразу? Почему?

- Подумайте, а в жизни бывают такие ситуации, когда нужно выполнить действие с предметами по-разному? Например? (Дети предлагают свои варианты)

Вывод: чтобы прибавить к любому числу 2, нужно прибавить один и к полученному результату прибавить ещё один.

- Мы заработали игрушку. Учитель вешает её на ёлку.

- Можем мы теперь, наконец-то, определить тему нашего урока? (Прибавление числа два)

Откройте страницу учебника 61 и проверьте себя!

IV. Работа с учебником. На доске пиктограммы. Что они обозначают?

Задание № 1 на странице 61.

- Прочитайте задание, подчеркните второе предложение.

- Прочитай (спрашиваю хорошо читающего ученика). Согласны?

- Выполните задание в паре. Объясните: почему под рисунками разные записи!

- Могу я поставить знак = между суммами? Почему? (Да)

- Как прибавляли два?

Вывод: прибавляем 2 по частям.

Выполнили задание правильно, получаем игрушку.

Физминутка:

А теперь покажите, как ребята выполняли эти действия.

Мальчики за Мишу, девочки за Машу. (Встали на носочки. Нужно дотянуться. Миша ставит книжки две. Маша чашки по одной, очень аккуратно) – повторили несколько раз разными руками.

- Продолжаем зарабатывать игрушки? (Работаем в учебнике стр.61 №2)

- Вопрос Вопросыч появился. Каким приёмом он просит нас пользоваться в своих заданиях по прописи? (Сравнением). Работаем индивидуально.

- Сравните суммы чисел, записанные в табличках! Что можете сказать? Спасибо.

- Действуем по алгоритму (плану):

1. Заштрихуйте суммы, в которых второе слагаемое равно двум.

2. Расположите их по порядку возрастания первого слагаемого. (Запишите в правом столбике. Показать всем!)

Проверим на доске.

Миша выполнил работу так!

А вот так - Маша!

Согласны? Нет. Почему? (Миша допустил ошибку, мы с ним не согласны)

- Кто сделал правильно? Молодцы! Мы заработали игрушку!

- Если это задание у вас не вызвало трудности, то нарисуйте зелёный шарик -игрушку справа, если у вас возникли сомнения в чём – то, вам было чуть-чуть сложно, пусть ваша игрушка будет оранжевой, а если вам было очень трудно, то пусть ваша игрушка будет красным цветом. (Нарисуйте её справа от выражений)

Вывод: Как прибавляли число два? (По частям: сначала один, потом, к полученной сумме, ещё один)

Физминутка: Ручки вверх, в стороны, вперёд, встали, присели - 2 раза, подпрыгнули - 2 раза. Сели. Сделали глубокий вдох. И на выдохе сказали:

- Я всё знаю, всё умею! - 2 раза

- И всё у меня получится! - 2 раза

V. Работа в тетради на странице 76. № 5.

Будем зарабатывать следующую игрушку?

- Работать будете самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.

- Рассмотрите 4 группы рисунков.

- Что на них изображено? (Геометрические фигуры)

- Что общего в них? (В каждой группе прибавляется одинаковое количество предметов два к какому-либо числу)

- А можно ли слово сложение, прибавляется заменить другим, менее знакомым, но всё таки математическим словом - термином? Если затрудняются, то помогаю:

Количество предметов можно у величить на 2!

1. Увеличьте количество фигур в каждой группе на 2, раскрасив их другим цветом.

2. Запишите соответствующие математические записи.

Взаимопроверка. (Вывешиваю на доске). Приложение 2

Поменялись тетрадями, проверили, поставили + внизу. Отдали тетради.

Сам хозяин справа рисует игрушку зелёную, если не было никаких трудностей при выполнении задания, оранжевую, если возникли незначительные трудности, красную, если путь к решению был трудным.

Вывод: Что значит прибавить 2?

Это значит нужно увеличить (любое число) на 2.

Мы заработали ещё одну игрушку.

VI. Итог урок: Что нового узнали?!

1. Как можно прибавить 2. (По частям)

2. Что значит прибавить 2. (Увеличить на 2)

Посмотрите на нашу ёлку. Она получилась у нас нарядная и в этом ваша заслуга.

Сегодня молодцы практически все, но я хочу особенно отблагодарить и вручить призы следующим ребятам (дед Мороз) - печать.

Дополнительное задание: Самостоятельно в учебнике на странице 89 нашли задание под № 3, прочитали и приступили к его выполнению. Я соберу учебники и проверю ваши знания по пройденному материалу.