Цели.
Оборудование.
- Ведущий: кассеты с музыкальным сопровождением, схемы вязания простейшей четырехугольной салфетки.
- Дети : корзинки с рукоделием (нитки, крючки, недовязанные салфетки)
Подготовительная работа.
- Познакомить, учащихся с темой посиделок, направить усилия учащихся на подготовку вопросов самостоятельно.
- Помещение, где будут проводиться посиделки художественно стилизовать (оформить под избу, чайную).
- Подобрать работы учащихся, которыми оформляется помещение(вязанные салфетки, вещи, игрушки и т.д.)
- Из опыта прошлого для современных посиделок можно позаимствовать следующее: фольклорные традиции, обычаи рукоделие, взаимоотношения участников, необходимо продумать приемы включения всех в действо посиделок.
Подобрать.
- Пословицы и поговорки о чае, о труде.
- Выучить стихи о рукоделии.
- Выучить частушки о рукоделии.
- Придумать игры по теме.
Рекомендуемые источники информации.
- Стихи и частушки учителя. Русские народные загадки, пословицы, поговорки, “Нетрадиционные праздники в школе”, С.А. Шмаков.
Ход посиделок
Звучит музыка (русская народная мелодия), которая постепенно стихает.
Педагог: Дорогие гости, сегодня мы вспомним о русской старине, о том, как жили и не тужили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, трудолюбием, а это очень важно. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага, чтобы не ушло все старое, доброе, что велось веками, мы должны продолжать с вами русские традиции. Сегодня мы будем совершенствовать вязание крючком в форме русских посиделок.
Входят 3 девушки в русских костюмах с хлебом-солью, кланяются.
Группа:
Хлеб-соль.
Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль,
На посиделки русские.
Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб, соль самому старшему или ставят тарелку на стол, а хлеб путешествует по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.
Выходят девушки-чаевницы, под русскую народную песню несут печенье, сладости, ставят на столы, рассказывают, какие поговорки и пословицы наш народ сочинил о чае.
1-я чаевница: “Чай пить, приятно жить”.
2-я чаевница: “Выпей чайку позабудешь тоску”.
Разливают чай из самоваров.
Под русскую народную мелодию проходит чаепитие.
Ведущая: Ребята, расскажите о своих работах.
1 ребёнок:
Вяжем мы в родной нам доме
Вещи нужные везде
Платья, кофты и подушки,
Разукрашенные все.
2 ребёнок:
И прихватки, и салфетки,
И чехлы на стулья
Прославляя родной край,
Русское раздолье.
3 ребёнок:
Есть “лужайка” у меня,
То моя салфетка,
Ох, и нравится она
Маленьким всем деткам.
4 ребёнок:
Пусть наше рукоделие,
Приносит всем радость.
Прочь, долой безделье,
За работу радостно.
5 ребёнок:
Постараемся еще,
Сделать вещи сами,
Постараемся творить,
Нашими руками.
Ведущий: Ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде.
Участники по очереди рассказывают пословицы и поговорки о труде. Можно несколько пословиц и поговорок написать в виде плакатов.
- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
- Не за тем руки, чтобы зря болтались.
- Длинная нитка - ленивая швея.
- Не игла шьет, а руки.
- Из одних слов шубу не сошьешь.
- Где труд, там и счастье.
- Землю солнце красит, а человека труд.
- Тунеядец, в народе, что сорняк в огороде.
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Бездельничать любил, жизнь погубил.
- Взялся за дело, выполняй его умело.
- Кто не любит труд, бездельник тот и плут.
- Резать сразу не спеши, а измерь все и реши.
- Привычка трудится, в жизни пригодится.
- От работы не беги, свое имя береги.
- Отдыхает тот по праву, поработал кто на славу.
- Тот человек в почете, чьи руки в работе.
- Тому не стыдно, чью работу видно.
Педагог:
Русский народ любит яркие красивые вещи. А вы знаете, что и цвета имеют свою символику:
- Красный - цвет радости, жизни, любви;
- Желтый - посвящается солнцу, звездам, луне;
- Зеленый - символизирует весну;
- Коричневый - плодородие, землю.
Педагог: Наши бабушки и прабабушки вязали и пели одновременно. Давайте и мы, работая, споем.
Участники достают из корзинок работы и начинают вязать, мальчики перематывают нитки, педагог наблюдает за работой. Ученики контролируют друг друга, зная инструкционные карты по вязанию своих изделий, или вяжут по инструкционным картам. По окончании вязания, педагог оценивает работы детей словесно совместно со зрителями.
За время работы исполняются 2-3 русские народные песни. Песня “Пряха”, и др.
Пряха
В низенькой светелке,
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.Молода красива,
Карие глаза,
По плечам развита,
Русая коса.Русая головка,
Думы без конца,
Ты о чем мечтаешь,
Девица краса.В низенькой светелке,
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Педагог:
И ни что не помогает так отдохнуть, как русская народная частушка.
Выходят частушечницы, 3-5 девочек, исполняют частушки.
Мы умеем веселиться
Мы умеем танцевать
Любим мы очень трудиться
И частушки распевать.Не умела я вязать,
Все не получалось,
А как конкурсы пошли
Я не растерялась.Дискотека, дискотека,
Хоть и современная,
Лучше сходим на кружки
Что-нибудь, поделаем.Шила, шила сарафан,
Получилась юбка,
Все в деревне обсмеяли
Я в ней, словно дудка.Мы Введенские девчата,
На лице написано,
На все руки мастера,
И петь можем до утра.Ой, машиночка моя,
Строчку шей красивую,
Елизавета Федоровна.
Будет ведь счастливая.
Девочки обращаются с частушкой к 2-м, 3-м мальчикам, которые вяжут.
Расскажите вы ребята,
Что умеете вязать,
Поют мальчики:
Мы ведь вяжем все подряд,
Девочки на нас глядят.
Частушку поют мальчики, которые перематывают нитки.
Ходим дружно на кружки,
Нитки там мотаем,
Нашим славненьким девчатам,
Во всем помогаем.Будем мы учиться шить,
Будем и стараемся,
Своей модой деревенской
Мы же отличаемся.Занимаемся мы все
Дружно со старанием,
Рукоделие все наше
Сделано с желанием.Мы частушки вам пропели
Наши все, Введенские.
В ногу с модой мы идем,
Хоть и деревенские.
Педагог: Начинаем игры посиделочные (под музыку). Игры ученики придумали заранее.
“Кто ловчей”
По кругу расставляют стулья. И на каждый стул кладут по клубку, количество играющих на одного человека больше, чем количество стульев с клубками, и, как только прекращается музыка, все хватают клубки, и кто не успел, выходит из игры и т.д. Победителю приз.
“Кто быстрее”
На стулья садятся желающие поиграть. Перед ними располагают корзинки с одинаковыми по размеру клубочками ниток. Одновременно под музыку каждый играющий начинает перематывать нитки во вновь образованный клубочек. Кто вперед перемотает, тот победитель “приз” (леденец, баранка, бублик и т.д.).
Ребёнок:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы “До свиданья”
До счастливых новых встреч.
Преподаватель:
Хотелось сделать шаг назад не в своем развитии, а к своим русским традициям, русской культуре.
Если мы не будем знать свою историю, не будем идти вперед.
Литература
[1]. “Нетрадиционные праздники в школе”, С.А. Шмаков.
[2]. Журнал “Воспитание школьников”, № 9, 1997 г. “В старину едали деды”. А.Метелягин, А.Викторов.
[3]. Журнал “Школа и производство”, № 2, 2004 г. “Вязаные квадраты крючком”. Е.Ф. Пархоменко.