Программа дополнительного образования "Корнепластика"

Разделы: Внеклассная работа


Различные виды искусства как средства развития личности

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами, тем самым, подтверждая идею “Воспитания посредством искусства”, получившую распространение в начале 20 века. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства.

Формирование творческой активности

Творческая активность (креативность) понимается в теории педагогики и психологии как:

  • способность человека активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели, создание чего-либо;
  • способность подниматься выше уровня требований ситуации, ставить более высокие цели, тем самым, преодолевая внешние внутренние ограничения - барьеры деятельности;
  • выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные действия в самых различных областях деятельности.

Качества, характеризующие творческую личность: высокий познавательный потенциал, любознательность, разнообразие интересов, самостоятельность, решительность, уверенность в себе, энергичность, настойчивость.

Кроме того, творчество в широком смысле рассматривается в психологии как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию, а творческая деятельность – как наиболее продуктивная.

Развитию всех возможностей личности, ее творческого потенциала в большей мере способствует именно творческая активность, обеспечивающая реконструкцию и преобразование деятельности т.к. сама задача ставится ребенком, пути ее решения избираются им самим, новые, оригинальные. Отсюда формирование творческой активности в педагогическом процессе - это необходимое условие всестороннего развития личности.

Развитие художественного объемно-пространственного мышления

Каждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и использует для их решения свои специфические приемы. Вместе с тем искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определенные группы. Б. Р. Виппер к пространственным искусствам причисляет архитектуру, скульптуру, живопись на том основании, что “их формы развертываются в пространстве”. В то время как живопись и графика способны создавать только иллюзию пространства на плоскости, архитектура и скульптура в полной мере оперируют массой, поверхностью и пространством.

Исследования ученых и педагогов-экспериментаторов утверждают важность введения в систему образования разнообразных видов творческой деятельности детей на образной основе. Н. Д. Бартрам, Р. Берне, Дж. Дьюи, В. Е. Пестель, А. Н. Смирнов и другие отмечали важность работы в объеме для развития пространственных представлений у ребенка. Так А. Н. Смирнов отмечал: “Ребенку нужно дать осмысленную работу и возможность ее осуществить. Нужно дать такие материалы, с которыми ему легко справиться. Нужно ввести с самого младшего возраста работы по вырезыванию не только плоских, но и рельефных предметов, чтобы ребенок получил представление о трех измерениях, чтобы он приобрел ясное представление о форме, о ее измерениях. Только таким путем мы воспитываем людей, которые будут не только строить воздушные замки и измышлять несбыточные проекты, но которые будут уметь и осуществлять эти проекты и замыслы”.

В разделе об эстетическом воспитании в “Положении об Единой трудовой школе” говорилось: “Изобразительные искусства должны научить ощущать видимые вещи, пространственные и красочные, чувствовать красоту их и целесообразность и устраивать так, чтобы все видимое кругом соответствовало тому, что хочет видеть вокруг глаз” (3, с.27). Таким образом, утверждалась одна из важных задач предмета изобразительного искусства в общеобразовательной школе — формирование у школьников навыков “пространственного видения”, развитие способностей преобразовывать видимый мир по законам красоты.

Художественное объемно-пространственное мышление — является специфической разновидностью умственной деятельности человека. Определяет способность мыслить о предмете или объекте проектирования в объеме и пространстве, но в отличие от объемного мышления позволяет воспринимать размер пространства и оценивать соотношение предметов проектирования с окружающей средой и другими объектами. Оно характеризуется:

- степенью развития пространственных представлений, т.е. способностью мысленно видеть предмет или группу предметов в объеме и пространстве;

- степенью пространственного воображения, т.е. способностью комбинировать имеющиеся представления и создавать на их основе новые образы;

- способностью оценить функциональные и эстетические особенности произведений архитектуры, скульптуры и дизайна;

- способностью к продуктивной деятельности в реальном пространстве по созданию пространственных композиций.

Однако с давних пор в теории и практике школы прочно утвердилось убеждение, что пространственное мышление наиболее успешно развивается при изучении геометрии и черчения. В программах тех лет просматривается единство задач таких дисциплин, как рисование, черчение и производительный труд, в основе этой связи лежит технический образ. Поэтому и на уроках рисования для изображения предметов чаще всего использовали вспомогательные геометрические построения (схемы), законы линейной перспективы с целью создания “учебного реалистического рисунка”, “точно” и “правильно” отображающего действительность (3). Практическое знакомство с образным языком объемно-пространственных видов искусства (скульптурой, архитектурой, дизайном) почти полностью отсутствовало. Развитие художественно-творческих способностей лишь декларировалось, а на практике оно подменялось обучением навыкам технологии обработки разнообразных материалов.

По ряду причин на уроках изобразительного искусства невозможно полностью имитировать все принципы объемно-пространственного творчества, но все названные особенности архитектуры и скульптуры возможно постичь в процессе педагогически организованного восприятия, в рамках творческой мастерской.

Корнепластика – это скульптура, созданная фантазией природы, выраженная в переплетении корней, сучьев, веток. По всем признакам ее можно причислить к пространственным видам искусства. Специфика ее в том, что материал сам подсказывает будущий образ, а значит каждая скульптура, каждая композиция – уникальна – повторить ее нельзя. И в силу своей доступности и сравнительной легкости обработки материала является незаменимой при формировании художественного объемно-пространственного мышления.

Тематический план

Традиционный тематический план не уместен при планировании образовательного процесса в условиях данной творческой мастерской. Это связано со спецификой исходного материала и потому нами принято за основу планирование в концепции СПД – совместной продуктивной деятельности [9, с.10-12]. Тематический план составляется на каждое изделие отдельно. В единстве разрабатываются несколько аспектов – планов коррекционно-воспитательной ситуации:

1. План учебного содержания – практическая работа – включает конкретные продуктивные задания для воспитанников по изготовлению отдельных частей изделия либо по осуществлению отдельных этапов технологии обработки материала.

2. План освоения новой деятельности – содержание. Состав содержания проанализирован со стороны действий и операций, которые последовательно должны выполняться воспитанником в ходе изготовления художественно-творческого изделия.

3. План взаимодействия педагога с воспитанниками – этапы совместной продуктивной деятельности. В условиях, когда дети недостаточно владеют навыками необходимо выстраивать особые формы продуктивного взаимодействия:

  • этап совместной, разделенной деятельности педагога с воспитанниками;
  • этап поддержанной деятельности;
  • этап деятельности по образцу;
  • этап саморегулируемой и самоорганизованной деятельности.

Эти формы взаимодействия изменяются педагогом по мере становления у детей способов осваиваемой деятельности.

Этапы совместной продуктивной деятельности Кол-во часов Содержание Практическая работа

1

Введение в деятельность      

2

Разделенные действия      

3

Имитируемые действия      

4

Поддержанные действия      

5

Саморегулируемые действия      

В программу включен в качестве образца тематический план на примере одного из изделий (см. Приложения В).

Требования к уровню подготовки воспитанников

Обучающиеся должны знать:

  • этапы художественной обработки дерева;
  • требования техники безопасности и правила личной гигиены при обработке дерева;

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять все стадии изготовления изделий;
  • изготавливать предметы интерьера из природного материала.

Описание используемых методик диагностики и форма фиксации результатов

Диагностика осуществляется в ходе наблюдения педагога за практической деятельностью воспитанника: работает ли воспитанник систематически или от случая к случаю, проявляет ли он активность или работает под влиянием педагога. Результаты вносятся в “Карту диагностики творческой активности” (см. Приложение Б), которая разработана [5, с. 44] с учетом специфики контингента учреждения по аналогии “Характеристики деятельности школьника” [2, с.48].

Каждая работа воспитанника оценивается с различных сторон, а именно:

  1. 1. Отмечается характер работы (в силу невозможности повторить скульптуры в технике корнепластики, то работы являются творческого характера).
  2. 2. Отмечается проявление активность воспитанника.
  3. 3. Регистрируются результаты наблюдений отношения к работе.
  4. 4. Отмечается самостоятельность воспитанника.

Пример:

Ф.и. ребенка: Саша Л.

Изделие “Жук-паук” “Пава” “Жираф”
Дата начала/ Дата окончания      
Характер работы:

А) творческая (оригинальные работы, которые не являются копиями других работ);

+

+

+

Б) полутворческая (работы, которые, являясь копиями каких-то работ, содержат отдельные элементы творчества, рационализации);      
В) репродуктивная (копия)      
Активность:

1 – редко сам начинает новое дело, работает по предложению руководителя, сам не может выбрать задание, проявляет активность по поручению;

     
2 – как правило, охотно берется за творческое задание, предложенное взрослым, выполняет его ради одобрения окружающих;

+

+

 
3 – любое задание выполняет охотно, довольно часто ищет задание сам, заинтересован в приобретении новых знаний, навыков;    

+

4 – самостоятелен в выборе задания, в способе его решения, не стремится получить за это никакого признания;      
Отношение к работе:

1 – в большинстве случаев плохо соизмеряет свои силы и трудность задания, столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное;

     
2 – иногда не верно соизмеряет свои силы и трудность задания, доводит до конца задуманное, если требуются кратковременные усилия;

+

+

 
3 – как правило, верно соизмеряет свои силы и трудность задания, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности;    

+

4 – всегда правильно оценивает собственные силы, выбирая задачи по плечу (не слишком легкие и не слишком трудные) работает ровно, систематически доводит работу до конца, даже если требуются дополнительные усилия, не отступает перед трудностями      
Самостоятельность:

1 – постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи взрослого;

+

   
2 – часто при выполнении задания просит помощи, поддержки взрослого, даже если сам может справиться;  

+

 
3 – иногда, выполняя задание, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;    

+

4 – все задания выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае необходимости;      

Такая карта заполняется на каждого воспитанника, выполнившего 2 или более работы, и хранится у педагога.

По мере заполнения карты легко можно отследить динамику развития тех или иных показателей, что позволяет вносить необходимые коррективы в содержание деятельности воспитанника или в выбор методов педагогического воздействия.

Используемая литература

  1. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – М.: “Евразийский регион”, 1995.
  2. Афанасьев А.Ф. Поделки из древесины. // “Сделай сам”, № …, 1989.
  3. Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. – Ростов-на-Дону: изд. “Феникс”, 2003.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ “КОРНЕПЛАСТИКА”

(декоративная скульптура “Пума”)

Этапы совместной продуктивной деятельности

Кол-во часов

Содержание Практическая работа

1

Введение в деятельность 14 1. Демонстрация готовых изделий.

2. Знакомство с материалом, с особенностями сбора корней, ветвей, сучков.

Сбор природного материала

2

Разделенные действия 30 1. Освоение техники предварительной обработки 1. Замачивание.

2. Очищение от грязи и коры.

3. Сушка.

4. Зачистка рашпилями, надфилями и крупнозернистой наждачной бумагой.

5. Зачистка мелкозернистой наждачной бумагой.

8 Освоение техники окончательной обработки Отпиливание лишних сучков
4 Знакомство с приемами соединения отдельных элементов в композицию путем сверления, склеивания 1. Соединение отдельных элементов “зверя” (туловище и лапы).

2. Соединение отдельных элементов (“зверя” и дерево) в общую композицию.

3

Имитируемые действия 4 Освоение техники окончательной обработки Зачистка мелкозернистой наждачной бумагой.

4

Поддержанные действия 30 Знакомство с приемами отделки готовых изделий:

- приемами крашения и тонирования;

- нанесения отделочных и защитных покрытий.

1. Изготовление подставки.

2. Тонирование.

3. Нанесение олифы и лака.

5

Саморегулируемые действия 4 Знакомство с приемами оформления готового изделия Соединение подставки и изделия