Различные виды искусства как средства развития личности
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами, тем самым, подтверждая идею “Воспитания посредством искусства”, получившую распространение в начале 20 века. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства.
Формирование творческой активности
Творческая активность (креативность) понимается в теории педагогики и психологии как:
- способность человека активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели, создание чего-либо;
- способность подниматься выше уровня требований ситуации, ставить более высокие цели, тем самым, преодолевая внешние внутренние ограничения - барьеры деятельности;
- выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные действия в самых различных областях деятельности.
Качества, характеризующие творческую личность: высокий познавательный потенциал, любознательность, разнообразие интересов, самостоятельность, решительность, уверенность в себе, энергичность, настойчивость.
Кроме того, творчество в широком смысле рассматривается в психологии как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию, а творческая деятельность – как наиболее продуктивная.
Развитию всех возможностей личности, ее творческого потенциала в большей мере способствует именно творческая активность, обеспечивающая реконструкцию и преобразование деятельности т.к. сама задача ставится ребенком, пути ее решения избираются им самим, новые, оригинальные. Отсюда формирование творческой активности в педагогическом процессе - это необходимое условие всестороннего развития личности.
Развитие художественного объемно-пространственного мышления
Каждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и использует для их решения свои специфические приемы. Вместе с тем искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определенные группы. Б. Р. Виппер к пространственным искусствам причисляет архитектуру, скульптуру, живопись на том основании, что “их формы развертываются в пространстве”. В то время как живопись и графика способны создавать только иллюзию пространства на плоскости, архитектура и скульптура в полной мере оперируют массой, поверхностью и пространством.
Исследования ученых и педагогов-экспериментаторов утверждают важность введения в систему образования разнообразных видов творческой деятельности детей на образной основе. Н. Д. Бартрам, Р. Берне, Дж. Дьюи, В. Е. Пестель, А. Н. Смирнов и другие отмечали важность работы в объеме для развития пространственных представлений у ребенка. Так А. Н. Смирнов отмечал: “Ребенку нужно дать осмысленную работу и возможность ее осуществить. Нужно дать такие материалы, с которыми ему легко справиться. Нужно ввести с самого младшего возраста работы по вырезыванию не только плоских, но и рельефных предметов, чтобы ребенок получил представление о трех измерениях, чтобы он приобрел ясное представление о форме, о ее измерениях. Только таким путем мы воспитываем людей, которые будут не только строить воздушные замки и измышлять несбыточные проекты, но которые будут уметь и осуществлять эти проекты и замыслы”.
В разделе об эстетическом воспитании в “Положении об Единой трудовой школе” говорилось: “Изобразительные искусства должны научить ощущать видимые вещи, пространственные и красочные, чувствовать красоту их и целесообразность и устраивать так, чтобы все видимое кругом соответствовало тому, что хочет видеть вокруг глаз” (3, с.27). Таким образом, утверждалась одна из важных задач предмета изобразительного искусства в общеобразовательной школе — формирование у школьников навыков “пространственного видения”, развитие способностей преобразовывать видимый мир по законам красоты.
Художественное объемно-пространственное мышление — является специфической разновидностью умственной деятельности человека. Определяет способность мыслить о предмете или объекте проектирования в объеме и пространстве, но в отличие от объемного мышления позволяет воспринимать размер пространства и оценивать соотношение предметов проектирования с окружающей средой и другими объектами. Оно характеризуется:
- степенью развития пространственных представлений, т.е. способностью мысленно видеть предмет или группу предметов в объеме и пространстве;
- степенью пространственного воображения, т.е. способностью комбинировать имеющиеся представления и создавать на их основе новые образы;
- способностью оценить функциональные и эстетические особенности произведений архитектуры, скульптуры и дизайна;
- способностью к продуктивной деятельности в реальном пространстве по созданию пространственных композиций.
Однако с давних пор в теории и практике школы прочно утвердилось убеждение, что пространственное мышление наиболее успешно развивается при изучении геометрии и черчения. В программах тех лет просматривается единство задач таких дисциплин, как рисование, черчение и производительный труд, в основе этой связи лежит технический образ. Поэтому и на уроках рисования для изображения предметов чаще всего использовали вспомогательные геометрические построения (схемы), законы линейной перспективы с целью создания “учебного реалистического рисунка”, “точно” и “правильно” отображающего действительность (3). Практическое знакомство с образным языком объемно-пространственных видов искусства (скульптурой, архитектурой, дизайном) почти полностью отсутствовало. Развитие художественно-творческих способностей лишь декларировалось, а на практике оно подменялось обучением навыкам технологии обработки разнообразных материалов.
По ряду причин на уроках изобразительного искусства невозможно полностью имитировать все принципы объемно-пространственного творчества, но все названные особенности архитектуры и скульптуры возможно постичь в процессе педагогически организованного восприятия, в рамках творческой мастерской.
Корнепластика – это скульптура, созданная фантазией природы, выраженная в переплетении корней, сучьев, веток. По всем признакам ее можно причислить к пространственным видам искусства. Специфика ее в том, что материал сам подсказывает будущий образ, а значит каждая скульптура, каждая композиция – уникальна – повторить ее нельзя. И в силу своей доступности и сравнительной легкости обработки материала является незаменимой при формировании художественного объемно-пространственного мышления.
Тематический план
Традиционный тематический план не уместен при планировании образовательного процесса в условиях данной творческой мастерской. Это связано со спецификой исходного материала и потому нами принято за основу планирование в концепции СПД – совместной продуктивной деятельности [9, с.10-12]. Тематический план составляется на каждое изделие отдельно. В единстве разрабатываются несколько аспектов – планов коррекционно-воспитательной ситуации:
1. План учебного содержания – практическая работа – включает конкретные продуктивные задания для воспитанников по изготовлению отдельных частей изделия либо по осуществлению отдельных этапов технологии обработки материала.
2. План освоения новой деятельности – содержание. Состав содержания проанализирован со стороны действий и операций, которые последовательно должны выполняться воспитанником в ходе изготовления художественно-творческого изделия.
3. План взаимодействия педагога с воспитанниками – этапы совместной продуктивной деятельности. В условиях, когда дети недостаточно владеют навыками необходимо выстраивать особые формы продуктивного взаимодействия:
- этап совместной, разделенной деятельности педагога с воспитанниками;
- этап поддержанной деятельности;
- этап деятельности по образцу;
- этап саморегулируемой и самоорганизованной деятельности.
Эти формы взаимодействия изменяются педагогом по мере становления у детей способов осваиваемой деятельности.
№ | Этапы совместной продуктивной деятельности | Кол-во часов | Содержание | Практическая работа |
1 |
Введение в деятельность | |||
2 |
Разделенные действия | |||
3 |
Имитируемые действия | |||
4 |
Поддержанные действия | |||
5 |
Саморегулируемые действия |
В программу включен в качестве образца тематический план на примере одного из изделий (см. Приложения В).
Требования к уровню подготовки воспитанников
Обучающиеся должны знать:
- этапы художественной обработки дерева;
- требования техники безопасности и правила личной гигиены при обработке дерева;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять все стадии изготовления изделий;
- изготавливать предметы интерьера из природного материала.
Описание используемых методик диагностики и форма фиксации результатов
Диагностика осуществляется в ходе наблюдения педагога за практической деятельностью воспитанника: работает ли воспитанник систематически или от случая к случаю, проявляет ли он активность или работает под влиянием педагога. Результаты вносятся в “Карту диагностики творческой активности” (см. Приложение Б), которая разработана [5, с. 44] с учетом специфики контингента учреждения по аналогии “Характеристики деятельности школьника” [2, с.48].
Каждая работа воспитанника оценивается с
различных сторон, а именно:
1. Отмечается характер работы (в силу
невозможности повторить скульптуры в технике
корнепластики, то работы являются творческого
характера).
Пример:
Ф.и. ребенка: Саша Л.
Изделие | “Жук-паук” | “Пава” | “Жираф” |
Дата начала/ Дата окончания | |||
Характер работы: А) творческая (оригинальные работы, которые не являются копиями других работ); |
+ |
+ |
+ |
Б) полутворческая (работы, которые, являясь копиями каких-то работ, содержат отдельные элементы творчества, рационализации); | |||
В) репродуктивная (копия) | |||
Активность: 1 – редко сам начинает новое дело, работает по предложению руководителя, сам не может выбрать задание, проявляет активность по поручению; |
|||
2 – как правило, охотно берется за творческое задание, предложенное взрослым, выполняет его ради одобрения окружающих; | + |
+ |
|
3 – любое задание выполняет охотно, довольно часто ищет задание сам, заинтересован в приобретении новых знаний, навыков; | + |
||
4 – самостоятелен в выборе задания, в способе его решения, не стремится получить за это никакого признания; | |||
Отношение к работе: 1 – в большинстве случаев плохо соизмеряет свои силы и трудность задания, столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное; |
|||
2 – иногда не верно соизмеряет свои силы и трудность задания, доводит до конца задуманное, если требуются кратковременные усилия; | + |
+ |
|
3 – как правило, верно соизмеряет свои силы и трудность задания, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности; | + |
||
4 – всегда правильно оценивает собственные силы, выбирая задачи по плечу (не слишком легкие и не слишком трудные) работает ровно, систематически доводит работу до конца, даже если требуются дополнительные усилия, не отступает перед трудностями | |||
Самостоятельность: 1 – постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи взрослого; |
+ |
||
2 – часто при выполнении задания просит помощи, поддержки взрослого, даже если сам может справиться; | + |
||
3 – иногда, выполняя задание, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам; | + |
||
4 – все задания выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае необходимости; |
Такая карта заполняется на каждого воспитанника, выполнившего 2 или более работы, и хранится у педагога.
По мере заполнения карты легко можно отследить динамику развития тех или иных показателей, что позволяет вносить необходимые коррективы в содержание деятельности воспитанника или в выбор методов педагогического воздействия.
Используемая литература
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ “КОРНЕПЛАСТИКА”
(декоративная скульптура “Пума”)
№ | Этапы совместной продуктивной деятельности | Кол-во часов |
Содержание | Практическая работа |
1 |
Введение в деятельность | 14 | 1. Демонстрация готовых изделий. 2. Знакомство с материалом, с особенностями сбора корней, ветвей, сучков. |
Сбор природного материала |
2 |
Разделенные действия | 30 | 1. Освоение техники предварительной обработки | 1. Замачивание. 2. Очищение от грязи и коры. 3. Сушка. 4. Зачистка рашпилями, надфилями и крупнозернистой наждачной бумагой. 5. Зачистка мелкозернистой наждачной бумагой. |
8 | Освоение техники окончательной обработки | Отпиливание лишних сучков | ||
4 | Знакомство с приемами соединения отдельных элементов в композицию путем сверления, склеивания | 1. Соединение отдельных
элементов “зверя” (туловище и лапы). 2. Соединение отдельных элементов (“зверя” и дерево) в общую композицию. |
||
3 |
Имитируемые действия | 4 | Освоение техники окончательной обработки | Зачистка мелкозернистой наждачной бумагой. |
4 |
Поддержанные действия | 30 | Знакомство с приемами отделки
готовых изделий: - приемами крашения и тонирования; - нанесения отделочных и защитных покрытий. |
1. Изготовление подставки. 2. Тонирование. 3. Нанесение олифы и лака. |
5 |
Саморегулируемые действия | 4 | Знакомство с приемами оформления готового изделия | Соединение подставки и изделия |