В настоящее время, когда необходимость владения иностранными языками осознается многими слоями общества, современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни, к культурному, профессиональному и личному общению с представителями иных социальных традиций, общественных устройств.
Изучение английского языка в условиях же муниципальной школы не имеет возможности общаться с носителями языка и тем самым при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета “иностранный язык”. Современное обучение в школе сегодня имеет ряд недостатков, которые естественным образом влияют на уровень обученности английскому языку школьников.
Отсюда определяются некоторые противоречия в преподавании иностранного языка в средней школе:
между содержанием образования, которое требует творческого подхода в обучении и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний;
между реальным умением решать коммуникативные задачи на иностранном языке и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.
В обучении английскому языку используются разные учебно-методические комплексы (авторы Старков А.П., Кузовлев, М.З.Биболетова, В.П., Верещагина. И.Н., Афанасьева О.В. и др.), которые по-разному решают проблемы целеполагания, изложенные в государственном стандарте. Поэтому грубой ошибкой является, на наш взгляд, “перескакивание” от одного УМК к другому без какой-либо адаптации последних, что, в конечном счете, создает неблагоприятные условия для изучения ИЯ учащимися, так как лексико-грамматический материал учебных пособий не совпадает ни тематически, ни по сложности его предъявления и автоматизации.
В процессе обучения иностранному языку, например, в школах Ершовского района не используются широко новейшие технологии, в школах района мало еще интерактивных кабинетов, отсутствуют лингафонные,. практика свидетельствует, что существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась в начале новизной предмета, стремлением, готовностью и желанием научиться общаться на изучаемом языке. В то же время постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения английским языком ставят вопрос о повышении качества обучения по иностранному языку, “разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередовании в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения английскому языку”[1].
В связи с этим особенно остро встает вопрос о поиске новых, более эффективных методик, методов и приемов обучения иноязычной культуре для поддержания устойчивого интереса детей к изучению иностранного языка, развитии информационной компетентности учащихся для создания и поддержания активной мотивации школьников к изучению английского языка в условиях отсутствия среды языкового общения.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" — действовать. Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это делает продуктивным процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что “каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности” [1]. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знали обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссия общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации.
Мультимедийные технологии подразумевают использование таких аудиовизуальных и интерактивных средств обучения как:
1) программные средства (мультимедийные диски, презентации, видео-, аудио-ролики, ресурсы сети Интернет);
2) оборудование (ПК, аудио-, видео- аппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска).
На видеокурсах, являющимися прекрасным дополнением к содержанию урока, показаны социокультурные реалии: мимика и жесты, одежда, окружающая обстановка. Кроме того, на базе этих видеокурсов, учитель может провести различные ролевые игры и организовать дискуссии, диспуты с целью повторения пройденного лексического материала. На аудиокассетах, дисках, которые являются обязательным компонентом современных УМК, записаны тексты и задания для аудирования, песни, рифмовки, упражнения для работы над произношением. Записи выполнены профессиональными звукооператорами с участием специально приглашенных актеров-носителей языка.
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам: мультимедийные обучающие программы (“Профессор Хиггинс”, “Oxford platinum”, “English platinum”, “Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия”) и словари (http://spravki.net/), огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и аутентичные материалы на иностранных языках, электронные версии зарубежных газет и журналов (http://www.onlinenewspapers.com/), публикации (http://www.washtimes.com/) и т.п. В настоящее время имеется множество мультимедийных средств обучения, такие как интерактивные курсы "Tell me more", "Английский: путь к совершенству", детские энциклопедии (например: "Encyclopedia Britannica"), и т.д. Они рассчитаны на обучение речевым деятельностям: чтению, письму, аудированию, говорению; объяснению и повторению различного грамматического материала с соответствующими заданиями и упражнениями, как для самостоятельного обучения, так и работе в группе. В связи с этим необходимо заметить, что компьютер, аудио, видеотехника являются для учащихся основой, целью, источником, средством добычи информации, знания. Они не являются самоцелью, а служат, прежде всего, конкретным практическим задачам. Доступ к компьютерным технологиям и телекоммуникациям, а также правильное их использование - вот ключ к успеху в информационном обществе. Необычайно продуктивным является выполнение учащимися самостоятельных творческих или проектных работ с использованием компьютерных программ и Интернет-ресурсов (“Охрана природы” 7 кл., “Школы Британии” 8 кл.). Используя программу MS PowerPoint, создаю презентации – краткие конспекты тем с выделением основных особенностей и закономерностей в сопровождении разнообразнейших иллюстраций (схем, рисунков, фотографий, эффектов, анимации), видео – и звуковых записей.
Многие интерактивные программные средства позволяют обратиться к источникам, через сеть Интернет, что помогает ученикам глубже понять и усвоить изучаемый материал. Итак, можно сказать, что информационные технологии позволяют добиться качественно нового уровня усвоения учебного материала. Конечно, такая работа – это трудоемкий и кропотливый процесс, Много внимания уделяю тому, какой вклад вносит каждый учащийся в создание презентаций. Поэтому сочетаю эту работу с элементами творческой или проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации. Мои ученики охотно учатся искать и находить нужную информацию в различных источниках, в том числе и в Интернете (наиболее популярные адреса поисковых систем: www.rambler.ru, www.a port/ru, www.yandex.ru).
Кроме того, чрезвычайно распространено тестирование, как метод итоговой или промежуточной проверки. В зависимости от возможностей школьникам предлагается пройти тестирование на распечатанных бланках, на персональных компьютерах или в сети Интернет (даются ссылки на определенные сайты: http://www.english.language.ru/, http://english-zone.com/index). Например, проведение теста с использованием слайдов (MS Power Point) и тестовых материалов (в компьютерном варианте MS Excel/ распечатка). Возможна обработка материала с помощью специальных программ для составления тестов Test Designer.
На сегодняшний день наиболее универсальным техническим средством обучения являются электронные интерактивные доски, например SMART Board. “Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс о бучения” [2]. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого ребенка к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные тематические тексты на английском языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал англоязычных мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний.
Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, "мыши" и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или даже пальца. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала.
Вместе с интерактивной доской SMART Board поставляется программное обеспечение SMART Notebook. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями:
1) При объяснении грамматического материала (например: составление различных типов предложений) использование разноцветных карандашей помогает выделить главное, заострить внимание на употреблении нужной формы смыслового глагола и местоположении вспомогательного в предложении.
2) На экране можно запечатлеть ход мыслей, зафиксировать порядок работы и, при необходимости, есть возможность вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала урока (например: тема "Разница в употреблении и образовании времен "Simple" и "Progressive").
3) Функция "drag and drop" позволяет перемещать картинки и слова при выполнении заданий типа: "подбери под пару", "сделай сочетание", "соотнеси" (в отличие от презентаций PowerPoint, где все объекты размещаются на своих местах в ходе создания, далее произвольным образом не могут быть изменены).
4) На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить ход мысли.
5) Весь материал проведенного урока с интерактивной доской можно сохранить в записи и учителю нет необходимости все заново писать и создавать.
В программе имеется большая коллекция готовых тематических картинок, которые также можно использовать на уроках введения, закрепления, активизации и контроля всех видов речевой деятельности обучающихся.
Разнообразие стилей и общения, и обучения на уроке, использование мультимедийных интерактивных технологий - все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению английского языка.
Применение компьютера и других ИКТ на занятиях позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний, что позволяет “включить в познавательный процесс научную, справочную, познавательную и образовательную информацию, сделать урок творческим, интересным и личностно-ориентированным” [1].
Тем педагогам, кто решился работать в интерактивной технологии, нужно помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения.
- Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики) образовательного процесса. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
- Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идёт о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
- Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
- Правило четвёртое. Отнеситесь со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться вначале. Класс должен быть подготовлен с таким расчётом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для учеников в помещении должен быть создан определенный комфорт. Столы лучше поставить “ёлочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность обращаться к малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.
- Правило пятое. Проговорите с учениками процедуру проведения занятия и регламент выступления. Полезно поговорить о том, что все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения, уважая право каждого на свободу слова.
- Правило шестое. Поделите участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
В заключение отметим, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает, установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.
Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися.
Литература
1. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Пособие для учителей России / Oxford University Press – 1997 г.
2. Электронные интерактивные доски SMARTboard - новые технологии в образовании / http://www.smartboard.ru/