Цели и задачи урока:
образовательные:
- систематизация и обобщение знаний, умений и навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
- отработка навыков решения задач;
- усовершенствование навыков решения уравнений;
развивающие:
- развитие навыков анализа, синтеза и обобщения;
- повышение общей культуры учащихся;
- расширение умственного кругозора учащихся;
воспитательные:
воспитывать у школьников ответственность, аккуратность и дисциплинированность.
Ход урока
1. Организационный этап (3 мин.).
Проверить готовность учащихся к уроку, сообщить учащимся тему и цель урока.
2. Актуализация знаний и устная работа (10 мин.).
1) Учитель задает учащимся вопросы:
а) Как выполняется сложение чисел с одинаковыми знаками?
б) Как выполняется сложение чисел с разными знаками?
в) Как выполняется вычитание?
2) Вычислить устно:
-2+(-5) | -1,2+(-3,4) |
-4+(-10) | -7,8-2,8 |
7+(-12) | 6,4+(-14) |
15-21 | 3,9-5,1 |
-5+23 | -1,7+5 |
3-(-14) | 4,1-(-6,9) |
-24-(-65) | -3,7-(-2,1) |
-35-35 | -3,2+3,2 |
3) Учитель предлагает учащимся расположить числа в порядке возрастания и узнать, какое слово зашифровано в таблице.
-6,5 | -2,75 | -6,8 | -6,6 | 2,1 | 2,75 | -1,2 | 3,5 | -0,9 | 6,6 |
о | р | к | о | н | а | д | т | и | а |
Ответ: координата.
Учащиеся вспоминают определение координаты.
4) Даны числа -12 и 3.
а) назвать модули этих чисел;
б) назвать целые числа, расположенные между этими числами;
в) назвать несколько целых чисел меньших, чем -12;
г) чему равна сумма этих чисел? Разность?
5) Отметить на координатной прямой точки А(-5), В(-3,5), Д(2,5), Е(5), С(-0,5)
3. Решение примеров на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (7 мин.).
1) Решив данные примеры, вы разгадаете имя древнегреческого ученого, зашифрованное в данной таблице.
1) -1+ И
2) -3-(-1) Г
3) -3,2- 2,9 Ф
4) -3,3 + 1,8 О
5) -4+3 П
6) -5,5 + 5,5 А
7) -2,5 -2,5 Р
-1 | - | -5,7 | 0 | -1,75 | -1,8 | -5 |
2) Учащиеся решают примеры самостоятельно.
1)-0,81+0,66
2) 3+(-)
3) -5+(-2)
4) +(-)
5) -7-(-9)
6) 3-4
4. Решение уравнений, использующих операции над числами (7 мин.).
1) В каком веке жил древнегреческий ученый Пифагор? Мы узнаем, если решим данное уравнение.
(х-3,4)-13= -10,4
Ответ: в VI веке до н.э.
2) В каком веке появилась десятичная система счисления?
(х-3,5)-6= -3,5
Ответ: в VI веке н.э.
3)В каком веке дроби стали восприниматься как числа?
(30-х)-12,4= - 4,4
Ответ: в XVIII веке н.э.
5. Решение задачи, содержащей положительные и отрицательные числа (4 мин.).
Из задуманного числа Таня вычла 16,2 и прибавила 4,8. В результате получила -5,1. Найдите задуманное число.
Ответ: 6,3
6. Самостоятельная работа (10 мин.).
1 вариант
Решите уравнения:
а) х+3,8=2,7
б) 7,1+у= -1,8
в) -1,2 -а=3
г) (х+2,4)+10,3= -1,5
2 вариант
Решите уравнения:
а) -3,2+х=5,2
б) 6,7+у= - 4,3
в) 5,7-х=8,9
г) (х-6,8)+9,3=1,7
7. Домашнее задание (2 мин.).
“Дидактические материалы по математике, 6 класс” А.С.Чесноков, К.И.Нешков стр.20 № 236, 237, 238.
8. Подведение итогов урока (2 мин.).
Учащиеся заканчивают предложения:
- чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, надо …
- чтобы сложить два числа с разными знаками, надо …
- вычитание всегда можно представить как …
- вычесть отрицательное число, значит …