Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели и задачи урока:

образовательные:

- систематизация и обобщение знаний, умений и навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;

- отработка навыков решения задач;

- усовершенствование навыков решения уравнений;

развивающие:

- развитие навыков анализа, синтеза и обобщения;

- повышение общей культуры учащихся;

- расширение умственного кругозора учащихся;

воспитательные:

 воспитывать у школьников ответственность, аккуратность и дисциплинированность.

Ход урока

1. Организационный этап (3 мин.).

Проверить готовность учащихся к уроку, сообщить учащимся тему и цель урока.

2. Актуализация знаний и устная работа (10 мин.).

1) Учитель задает учащимся вопросы:

а) Как выполняется сложение чисел с одинаковыми знаками?

б) Как выполняется сложение чисел с разными знаками?

в) Как выполняется вычитание?

2) Вычислить устно:

-2+(-5) -1,2+(-3,4)
-4+(-10) -7,8-2,8
7+(-12) 6,4+(-14)
15-21 3,9-5,1
-5+23 -1,7+5
3-(-14) 4,1-(-6,9)
-24-(-65) -3,7-(-2,1)
-35-35 -3,2+3,2

3) Учитель предлагает учащимся расположить числа в порядке возрастания и узнать, какое слово зашифровано в таблице.

-6,5 -2,75 -6,8 -6,6 2,1 2,75 -1,2 3,5 -0,9 6,6
о р к о н а д т и а

Ответ: координата.

Учащиеся вспоминают определение координаты.

4) Даны числа -12 и 3.

а) назвать модули этих чисел;

б) назвать целые числа, расположенные между этими числами;

в) назвать несколько целых чисел меньших, чем -12;

г) чему равна сумма этих чисел? Разность?

5) Отметить на координатной прямой точки А(-5), В(-3,5), Д(2,5), Е(5), С(-0,5)

3. Решение примеров на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (7 мин.).

1) Решив данные примеры, вы разгадаете имя древнегреческого ученого, зашифрованное в данной таблице.

1) -1+ И

2) -3-(-1) Г

3) -3,2- 2,9 Ф

4) -3,3 + 1,8 О

5) -4+3 П

6) -5,5 + 5,5 А

7) -2,5 -2,5 Р

-1 - -5,7 0 -1,75 -1,8 -5
             

2) Учащиеся решают примеры самостоятельно.

1)-0,81+0,66

2) 3+(-)

3) -5+(-2)

4) +(-)

5) -7-(-9)

6) 3-4

4. Решение уравнений, использующих операции над числами (7 мин.).

1) В каком веке жил древнегреческий ученый Пифагор? Мы узнаем, если решим данное уравнение.

(х-3,4)-13= -10,4

Ответ: в VI веке до н.э.

2) В каком веке появилась десятичная система счисления?

(х-3,5)-6= -3,5

Ответ: в VI веке н.э.

3)В каком веке дроби стали восприниматься как числа?

(30-х)-12,4= - 4,4

Ответ: в XVIII веке н.э.

5. Решение задачи, содержащей положительные и отрицательные числа (4 мин.).

Из задуманного числа Таня вычла 16,2 и прибавила 4,8. В результате получила -5,1. Найдите задуманное число.

Ответ: 6,3

6. Самостоятельная работа (10 мин.).

1 вариант

Решите уравнения:

а) х+3,8=2,7

б) 7,1+у= -1,8

в) -1,2 -а=3

г) (х+2,4)+10,3= -1,5

2 вариант

Решите уравнения:

а) -3,2+х=5,2

б) 6,7+у= - 4,3

в) 5,7-х=8,9

г) (х-6,8)+9,3=1,7

7. Домашнее задание (2 мин.).

“Дидактические материалы по математике, 6 класс” А.С.Чесноков, К.И.Нешков стр.20 № 236, 237, 238.

8. Подведение итогов урока (2 мин.).

Учащиеся заканчивают предложения:

  • чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, надо …
  • чтобы сложить два числа с разными знаками, надо …
  • вычитание всегда можно представить как …
  • вычесть отрицательное число, значит …