Урок литературного чтения во 2-м классе. Г.Скребицкий. "Осень"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- познакомить учащихся с произведением Г.Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана “Золотая осень”;

- создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

а) жужжащее чтение;

б) выборочное чтение;

в) чтение с целевой установкой;

г) чтение про себя;

- формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему;

- развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность, обогащать словарный запас;

- создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и художественного творчества.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, презентации.

2. Магнитофон, музыкальное произведение А. Вивальди "Осень".

3. Картина И. Левитана “Золотая осень”.

4.Наборы для моделирования.

5. Карточки контроля домашнего задания.

6. Карточки-листочки с произведениями об осени.

7. Краски, кисти, отдельные фрагменты художественного изображения произведения.

8. Разноцветные кленовые листья с фамилиями поэтов и писателей.

9. Учебник Л. А. Ефросинина “Литературное чтение”. 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Приветствие.

- Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас необычная встреча. Улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите свою улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.

2. Актуализация знаний.

- Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?

- Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке?

3. Проверка домашнего задания (А.С. Пушкин “ Уж небо осенью дышало…”)

- Ребята, сегодня вы проверите домашнее задание друг у друга с помощью таблицы (показ таблицы), которая есть у каждого.

Имя чтеца

Темп

Выразительность, тон

Паузы

Ошибки в произношении

Ваше отношение к прослушанному

           

- У кого есть вопросы? Будьте объективны. Желаю вам успеха.

Итог проверки.

Оценку ученики делают словесно: "Например, Катя читала четко, соблюдала правильный тон. Обращала внимание на знаки препинания и выделяла их голосом, не сделала ни одной ошибки (или: допустила ошибку в произношении слова "скучная" [скучная], надо читать [скушная]".

- Кто рассказал стихотворение без ошибок - молодцы. У кого были ошибки - постарайтесь в следующий раз исправить их.

4. Сообщение цели урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о родной природе осенью, будем учиться определять жанры, работать с текстом.

- Скажите, какие признаки осени вам известны?

5. Жужжащее чтение по карточкам - листочкам.

В нашем классе тоже листопад. У каждого из вас на парте лежит листочек. Прочитайте произведение на листике. Определите тему, жанр вашего произведения, назовите автора.

А) Самостоятельная работа учащихся.

Б) Проверка.

Одновременно с ответами уч-ся к стволу дерева на доске прикрепляются осенние листья, на которых указаны фамилии авторов, жанры произведений о родной природе.

- В какое время года деревья имеют такой наряд?

6. Физминутка.

Мы - листочки, мы - листочки,
Мы - осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели - 2 раза
И на землю тихо сели… (Пауза)

Ветер снова набежал и листочки все поднял… (шшшш)

- Какие звуки мы ещё слышим осенью? (Кап – кап – моросит дождик, у-у-у – завывает ветер, кур-кур – курлычут журавли, улетая на юг…)

7. Изучение нового материала.

Учитель: “Осень” - так называется произведение, с которым нам предстоит познакомиться.

А) Откройте учебники на стр.90, назовите автора нашего нового произведения.

Б) Знакомство с биографией Г.Скребицкого (рассказ подготовленного ученика).

В) Словарная работа (кованая броня, золотая парча, косяки перелётных птиц, копны сена, стога, осинник).

Г) Первичное восприятие текста (читает учитель).

Д) Проверка первичного восприятия:

- Понравилось вам произведения? Чем?

- О каком периоде осени говорит Скребицкий?

- Реалистическая или сказочная картина изображена писателем? Каков жанр этого произведения? (Рассказ, хотя мы видим, что время года - осень представлена в образе живого существа)

- Какой приём использует писатель, чтобы придать реальным событиям сказочность?

( В литературе такой приём называется “олицетворение”)

- Какой вы представляете Художника – Осень? Опишите её.

8. Гимнастика для глаз.

Ваши глазки отдохните,
Под ресничками вздремните,
Раз, два, три, четыре, пять -
Пора глазки открывать.
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз, теперь вперёд,
Продолжаем наш урок.

9. Продолжение работы над произведением.

- Повторное чтение с целевой установкой.

а) - Какие действия совершает Осень, как живое существо? (Дети читают текст по смысловым частям и подчёркивают слова)

б)- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

- Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

Вывод: Очень ярко, красочно Г. Скребицкий описал в своём рассказе золотую осень. Осенняя пора вдохновляла не только писателей, но и художников, композиторов.

Для великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана осень была любимейшим временем года, ей он посвятил более ста картин.

в) Перед вами одна из картин Левитана “Золотая осень”.

- Какие краски использовал художник, чтобы изобразить именно этот период осени?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

10. Творческая работа:

А) Художественное оформление произведения.

Б) Выборочное чтение.

Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрасить рисунки, используя краски Художника-Осени, затем найти описание фрагмента вашего рисунка в тексте.

В) Работа по группам под музыку А.Вивальди “Осень”:

1 группа: работая в паре, раскрашивают иллюстрации на отдельных листах ватмана.

2 группа: каждый ученик индивидуально работает в тетради на стр. 46 № 2.

- Проверка работ учащихся 1 группы: один ученик выходит к доске с рисунком, другой читает описание соответствующего фрагмента;

8. Подведение итогов, рефлексия.

Соединив отдельные фрагменты рисунков на ватманах (результаты работ учащихся первой группы), получилась полная иллюстрация рассказа Г. Скребицкого “Осень”.

Учитель: Конец октября. Впереди ноябрь. Поздняя осень. Листопадный дождь практически позади. Но пусть наш сегодняшний урок постоянно напоминает вам красоту золотой осени.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы….

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…, но….

9. Домашнее задание:

- выразительное чтение рассказа с. 90-91,

- в рабочей тетради с. 4 №1,

- иллюстрацию на тему: “Я рисую осень…”.