Вид урока: информационно-познавательное путешествие.
Цель: формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культурному и историческому наследию своего народа.
Задачи урока:
- дать информацию об истории рождения города, происходящих событиях в городе-герое Новороссийске во время ВОВ;
- подчеркнуть значимость и важность героических событий в установлении связей между поколениями людей;
- сформировать у детей уважительное отношение к историческим памятникам своей малой Родины.
Оборудование: выставка книг о Новороссийске, календарь рисунков детей “Город, в котором я живу”, мультимедийный проектор, карточки с цифрами от 1 до 9, презентация к уроку, магнитофон, диски с записью песен Лебедева-Кумача “Священная война”, мелодии Д. Шостаковича “Новороссийские куранты”.
Урок проводится в музее школы.
Жюри: представители школьного военно-патриотического отряда.
Каждый правильный ответ жюри отмечает звёздочкой.
Ход урока
Звучит музыка.
Сегодня, ребята, мы совершим путешествие, листая страницы истории нашего любимого города.
Слайд 1. Презентация
Чтец:
Это азбука простая
Буквы в ней, как птичья стая,
Все они от А до Я.
Будто дружная семья.
О родном Новороссийске,
Славном городе российском,
О великих именах
И о древних племенах.
Слайд 2. Страницы истории.
Слайд 3. 1 страница “Рождение Новороссийска”.
Учитель:
- Какое первое историческое название носило место, где мы сейчас живём с вами?
БАТА
Ученик:
Там, где мы живём, ребята,
Было поселенье БАТА.
Выросло назло врагу
На приморском берегу.
Одолев моря и реки,
Здесь обосновались греки.
Стали жить да поживать-
Горы, море – благодать.
Ах, как жаль, что нашу Бату
Уничтожили сарматы.
Очень злые племена
И исчезла вдруг она.
Учитель:
- Вам предстоит составить краткий рассказ о рождении Новороссийска.
Работа в группах.
Даётся текст каждой группе. Дети должны выбрать ту информацию, которая поможет ответить на вопрос. Даются 3 минуты.
Жюри оценивает работу каждой группы.
Сообщение:
Рождение Новороссийска стало возможным в результате победы России над Турцией.
12 сентября … на берег высадился первый десант во главе с вице-адмиралом Михаилом Петровичем Лазаревым и генерал-лейтенантом Николаем Николаевичем Раевским. Им историей было определено заложить новый город. Сначала это было укрепление с гордым названием – Новороссийск. Через 10 лет он стал именоваться городом.
- В каком году родился город, вы узнаете, если выполните следующие задания.
ИГРА “Угадай”
Вывешивается на доске натуральный ряд чисел от 1 до 9
- Количество цифр в данном числе равно количеству времён года. (4)
- Первая цифра этого числа указывает на количество у вас носиков. (1)
- Вторая цифра показывает на количество детей, сидящих в первом ряду. (8)
- Эта цифра указывает на количество месяцев в каждом времени года. (3)
- Какую цифру можно “положить” на бочок и получить бантик. (8)
Учитель:
- Назовите основателей города.
Основатели города – Михаил Петрович Лазарев, Николай Николаевич Раевский, Лазарь Маркович Серебряков.
Представитель военно-патриотического отряда.
С именем Л.М. Серебрякова неразрывно связан первый этап развития города. По сути дела, он стал отцом-основателем Новороссийска.
При нем за 10 лет Новороссийск из военного лагеря превратился в город. Адмирал открыл здесь госпиталь, бесплатную школу для детей горцев, предложил создать городскую библиотеку.
Слайд 4. 2 страница “ Историческая”.
Решающим для экономического развития города было строительство цементного завода и налажен выпуск первоклассного цемента. На международных выставках кубанский цемент удостаивался золотых медалей.
Недалеко от Новороссийска были обнаружены богатейшие залежи мергелей.
Был построен первый в Новороссийске цементный завод "Завод" (ныне - завод "Пролетарий"), введён в строй нефтеперегонный завод, построена железная дорога Екатеринодар – Новороссийск, завершено строительство морского порта.
Слайд 5. 3 страница. “Боевые заслуги города”.
Учитель:
Ранним солнечным утром в час.
Когда пробуждалась страна
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово ВОЙНА.
Звучит песня Лебедева-Кумача “Священная война”.
Чтец:
Тот самый длинный день в году.
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след,
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Представитель военно-патриотического отряда.
Жестокие бои развернулись в городе. 225 дней на маленькой площади шли ожесточённые бои. Здесь горела земля, плавился металл, но несокрушимыми оставались советские воины.
Учитель:
- Как называют этот легендарный клочок Новороссийской земли?
Дети: Малая земля.
Представитель военно-патриотического отряда
На каждого воина – малоземельца пришлось по 1250 кг сброшенного фашистами смертоносного металла.
Учитель:
Февраль – месяц памяти тех, кто не вернулся из боя при осуществлении высадки десанта на Малую землю.
- Кто назовёт дату этого героического события?
Дети:
Первым ворвался на этот берег в холодную штормовую ночь с 3 на 4 февраля 1943 года отряд смельчаков плод командованием майора Цезаря Львовича Куникова.
Творческая минутка.
Работа в группах.
Каждой группе предлагаются разные по содержанию стихи. Необходимо в течение 3 минут выбрать то стихотворение, которое подходит к историческому событию, связанного с высадкой десанта.
Выходят по 1 представителю из каждой группы и зачитывают стихотворение. Жюри оценивает работу.
Щит
Этот щит прочнее стали,
Он теперь на пьедестале,
Он безмолвен, он молчит.
А в войну – живой был щит.
Вот матросик с автоматом,
А за поясом граната,
Увлекает за собой,
Чтоб вступить с врагами в бой.
Ночь. Февраль и непогода.
В ледяную прыгнуть воду
Надо с борта корабля.
Здравствуй, Малая земля!
Учитель:
- Как новороссийцы берегут память о тех, кто избавил наш город от фашистов?
Слайд 6. Операция “Бескозырка”, которая стала не только Новороссийской, но и Всероссийской патриотической акцией, почётный караул у Вечного огня, помощь ветеранам ВОВ.
Представитель военно-патриотического отряда.
Более 230 черноморцев, участвовавших в ВОВ, получили звание Героя Советского Союза.
Слайд 7. Страна помнит своих героев.
Ученик:
Герой Советского Союза Цезарь Львович Куников.
Командовал отрядом смельчаков при высадке десанта на Малую землю.
Ученик:
Герой Советского Союза Николай Иванович Сипягин.
Командир кораблей 1 десантного отряда Николай Иванович Сипягин участвовал в десантной операции по освобождению Новороссийска.
Погиб смертью храбрых.
Ученик:
Герой Советского союза Михаил Михайлович Корницкий.
Младший сержант Михаил Михайлович Корницкий ценой своей жизни, обвязавшись связкой гранат, уничтожил гитлеровцев, подбил вражеский танк, дав возможность десантникам занять оборону.
Ученик:
Рубахо Филипп Яковлевич, Леднёв Иван Васильевич, Цедрик Адам Данилович – герои Советского Союза, участники боёв за Новороссийск. Они сражались, борясь за свободу и независимость Родины.
Слава вам храбрые.
Слава бесстрашные.
Вечную славу поёт вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрёт.
Помолчим у истории, бронзою ставшей
Это от всех нас живых – павшим.
Минута молчания.
Звучит музыка “Новороссийские куранты” Д. Шостаковича.
Представитель военно-патриотического отряда.
14 сентября 1973 года Указом президиума Верховного совета СССР городу Новороссийску присвоено звание героя за боевые заслуги перед Родиной.
Чтец:
Город-герой
Кто станет городом-героем?
Не тот, кто лишь дома построит.
Нет, надо подвиг совершить,
Геройски воевать и жить.
Новороссийск сражался стойко.
В войну здесь погибало столько,
Что можно потерять и счёт.
Всем павшим – слава и почёт,
Кто не жалел себя и жизни,
Кто защитил свою отчизну
И в море и на берегу,
Но город не отдал врагу!
Слайд 8.
Учитель:
- Какое место для всех новороссийцев является священным?
- Почему?
Дети:
Площадь героев, где зажжён огонь вечной славы, установлен почётный пост №1.
171 день рождения празднует наш любимый город, 66-ю годовщину со дня разгрома гитлеровских войск у стен города.
Встреча с ветеранами ВОВ, защитниками тыла.
Слайд 9. 4 страница “Современный Новороссийск”.
Современный Новороссийск – это красивый город с уютными парками, зелеными скверами, украшенными цветами. Улица Советов – это центральная улица. На ней находится мэрия города, кинотеатр, центральный рынок, красивые магазины, парк культуры и отдыха. На этой улице проходят праздники, карнавальные шествия. Здесь любят гулять жители и гости Новороссийска.
Город преображается с каждым годом. Больше появляется зданий современной архитектуры.
Работа в группах.
- Каждой группе предлагается задание, выполнив которое должны рассказать.
1 группа: На листе нарисовано море.
Задание.
- Угадай, о чём может пойти речь, глядя на море? Нарисуй и расскажи.
2 группа. Написаны строки из стихотворения.
Задание:
Сложи строчки так, чтобы получилось стихотворение.
3 группа: На листе даны незаконченные предложения. Надо поставит слова по смыслу. Чтобы получился рассказ.
4 группа: На листе даны различные линии.
Задание. Надо дорисовать так, чтобы получился рисунок о городе. Расскажи, что получилось.
5 группа: Подбери имена прилагательные к выражению “Мой город…”.
Итог урока:
Слайды 10-11
Тест
1. Кто является основателями нашего города?
2. В каком году родился наш город?
3. Назови памятные места города.
4. Назовите достопримечательности города.
Учитель:
- Вот и совершили путешествие по городу.
- А что бы вы сделали, чтобы наш город стал ещё краше?
Покажите ваши звёздочки, которые вы получили за ваши знания.
Глядя на них, мы радуемся, как победному салюту, как награде за наш труд.
Список используемой литературы
- Г.Соколов. “Мы с Малой земли”.
- А.Ерёменко, К.Подыма. “Именем России наречённый”.
- М.П.Морева “Подвиг во имя победы”.
- Г.Т.Чучмай “Тайна географических названий”.
- Большая советская энциклопедия.
- В.Н.Ратушняков “Родная Кубань”.
- В.Ф.Латкин, Н.Т.Ганенко “Цветы у обелисков”.