Урок окружающего мира "Поговорим о дружбе". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи:

  1. Научить детей ценить друзей, дружбу.
  2. На основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
  5. Создавать дружный и сплочённый коллектив.

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 1 класс Н.Ф. Виноградова;
  • выставка «Мой лучший друг»;
  • выставка книг о дружбе (В.Осеева «Синие листья», А.Л. Барто «Жалоба» и другие);
  • диск с песнями о дружбе;
  • пословицы о дружбе (карточки разрезные);
  • солнышко (мягкая игрушка).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Эмоциональный настрой на урок.

- Поиграем в игру «Пожелание».

- Встаньте в круг, передавая солнышко, скажем друг другу короткое пожелание на сегодняшний день. Не забудьте обращаться друг к другу по имени. Внимательно следите за тем, чтобы солнышко побывало у каждого, постарайтесь никого не обидеть.

- Сели на свои места.

- Ребята, какое у вас настроение? Расскажите. Почему?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

II. Основная часть.

1. Введение новой темы.

а) Рубрика «Соображалки».

- Обратимся к рубрике «Соображалки».

На доске записаны слова. Давайте их прочитаем:

  • Добрый.
  • Приветливый.
  • Честный.
  • Заботливый.
  • Отзывчивый.
  • Весёлый.
  • Преданный.
  • Искренний.

- Как вы думаете о ком все эти слова?

- Как догадались, почему именно о друге?

- Давайте сделаем вывод. О чём и о ком будем говорить на уроке?

Учащиеся делают вывод, и учитель открывает на доске тему урока.

- Пусть эти слова, которые вы читали на доске, будут для вас помощниками.

- Мы уже знаем, что у каждого из вас есть друг или подруга. Это здорово. Вы на уроке рисования постарались нарисовать лучшего друга. У нас получилась замечательная выставка рисунков «Мой лучший друг».

- Любого ли человека можно назвать другом? Кто такой друг? Что значить дружить? На все эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке.

б) Произведения о дружбе.

- Сейчас я вам прочитаю рассказ Валентины Александровны Осеевой «Синие листья». Послушайте.

Чтение учителем рассказа.

Вопросы по содержанию:

- Правильно ли поступила Катя, не давая карандаш Лене? Почему?

- Что можно сказать о Кате?

- Как должна была поступить Катя по отношению к своей подруге?

- Что хотела нам сказать В.А.Осеева в своём рассказе?

- Каким должен быть друг? (Обращайтесь к словам-помощникам.)

- Вам понравился рассказ?

- Можно ли сказать, что этот рассказ поучительный? Почему?

- Это произведение я взяла из сборника В.А.Осеевой, который называется «Волшебное слово» (показ). В этом сборнике много интересных произведений о детях, об их жизни, дружбе и учёбе.

Для выставки я ещё подобрала книги о дружбе других авторов. Если они вас заинтересуют, на перемене можете посмотреть, почитать. Все эти книги я взяла в школьной библиотеке.

- Есть не только рассказы о дружбе, но и …песни.

- Давайте вспомним, какую песню о дружбе мы изучали на уроке музыки. Я вам помогу.

Учитель включает диск с песней «Настоящий друг» (муз. Савельева, сл. Пляцковского).

Учащиеся поют отрывок из песни.

- О каких качествах друга говорится в песне?

- Вы знаете ещё песни о дружбе?

Дети называют песни.

в) Работа по учебнику «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой.

- Откройте учебник на стр.79. Прочитайте раздел, по которому мы работаем («Твои друзья – взрослые и дети»), тему («Поговорим о дружбе»).

- Обратите внимание на значок «»Раскрытая книга».Что он обозначает? (для хорошо читающих детей)

- Давайте прочитаем. Чтение вслух.

- Можно ли сказать, что эти стихи о дружбе? Почему?

- О каких качествах друга говорится в стихотворении?

г) Работа с пословицами.

- А ещё есть пословицы о дружбе.

Работа в парах.

- На партах у вас 2 листа, переверните их. На них напечатаны слова, прочитайте их и соберите из 2-х частей пословицу.

Дети работают.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Дети читают, полученные пословицы вывешиваются на доску.

  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  • Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
  • Старый друг лучше новых двух.

- Попробуйте объяснить смысл пословиц. Как вы их понимаете?

- Какие вы ещё знаете пословицы о дружбе?

Дети называют.

д) Физкультурная минутка.

Отдохнём.

е) Знакомство со стихотворением А.Л.Барто «Жалоба».

- Ребята, я вам прочитаю стихотворение А.Л.Барто «Жалоба». А вы внимательно послушайте.

Вопросы по содержанию:

- Вы бы хотели с такими детьми дружить? Почему?

ж) Поиграем в игру «Кто это?»

Задание. Опиши своего друга, не называя его по имени. Описывайте не только его внешность, но и его качества (слова-помощники). Мы постараемся отгадать. Подумайте.

Желающие по очереди описывают своего друга, остальные отгадывают.

III. Итог.

1) Подведение итогов.

- О чём говорили на уроке?

- Закончите предложения:

  • Настоящий друг – это тот, кто ...
  • Друзья всегда ...

- Друг – это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться радостью и печалью, можно доверять свои секреты.

На следующем уроке мы продолжим эту тему.

2) Отметить активных учащихся.

3) Заключение.

- Встали в круг, взялись за руки. Передайте свою энергию, теплоту другому человеку несильным пожатием руки.