Цели и задачи:
- Научить детей ценить друзей, дружбу.
- На основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы.
- Развивать речь учащихся.
- Воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
- Создавать дружный и сплочённый коллектив.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» 1 класс Н.Ф. Виноградова;
- выставка «Мой лучший друг»;
- выставка книг о дружбе (В.Осеева «Синие листья», А.Л. Барто «Жалоба» и другие);
- диск с песнями о дружбе;
- пословицы о дружбе (карточки разрезные);
- солнышко (мягкая игрушка).
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой на урок.
- Поиграем в игру «Пожелание».
- Встаньте в круг, передавая солнышко, скажем друг другу короткое пожелание на сегодняшний день. Не забудьте обращаться друг к другу по имени. Внимательно следите за тем, чтобы солнышко побывало у каждого, постарайтесь никого не обидеть.
- Сели на свои места.
- Ребята, какое у вас настроение? Расскажите. Почему?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
II. Основная часть.
1. Введение новой темы.
а) Рубрика «Соображалки».
- Обратимся к рубрике «Соображалки».
На доске записаны слова. Давайте их прочитаем:
|
|
- Как вы думаете о ком все эти слова?
- Как догадались, почему именно о друге?
- Давайте сделаем вывод. О чём и о ком будем говорить на уроке?
Учащиеся делают вывод, и учитель открывает на доске тему урока.
- Пусть эти слова, которые вы читали на доске, будут для вас помощниками.
- Мы уже знаем, что у каждого из вас есть друг или подруга. Это здорово. Вы на уроке рисования постарались нарисовать лучшего друга. У нас получилась замечательная выставка рисунков «Мой лучший друг».
- Любого ли человека можно назвать другом? Кто такой друг? Что значить дружить? На все эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке.
б) Произведения о дружбе.
- Сейчас я вам прочитаю рассказ Валентины Александровны Осеевой «Синие листья». Послушайте.
Чтение учителем рассказа.
Вопросы по содержанию:
- Правильно ли поступила Катя, не давая карандаш Лене? Почему?
- Что можно сказать о Кате?
- Как должна была поступить Катя по отношению к своей подруге?
- Что хотела нам сказать В.А.Осеева в своём рассказе?
- Каким должен быть друг? (Обращайтесь к словам-помощникам.)
- Вам понравился рассказ?
- Можно ли сказать, что этот рассказ поучительный? Почему?
- Это произведение я взяла из сборника В.А.Осеевой, который называется «Волшебное слово» (показ). В этом сборнике много интересных произведений о детях, об их жизни, дружбе и учёбе.
Для выставки я ещё подобрала книги о дружбе других авторов. Если они вас заинтересуют, на перемене можете посмотреть, почитать. Все эти книги я взяла в школьной библиотеке.
- Есть не только рассказы о дружбе, но и …песни.
- Давайте вспомним, какую песню о дружбе мы изучали на уроке музыки. Я вам помогу.
Учитель включает диск с песней «Настоящий друг» (муз. Савельева, сл. Пляцковского).
Учащиеся поют отрывок из песни.
- О каких качествах друга говорится в песне?
- Вы знаете ещё песни о дружбе?
Дети называют песни.
в) Работа по учебнику «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой.
- Откройте учебник на стр.79. Прочитайте раздел, по которому мы работаем («Твои друзья – взрослые и дети»), тему («Поговорим о дружбе»).
- Обратите внимание на значок «»Раскрытая книга».Что он обозначает? (для хорошо читающих детей)
- Давайте прочитаем. Чтение вслух.
- Можно ли сказать, что эти стихи о дружбе? Почему?
- О каких качествах друга говорится в стихотворении?
г) Работа с пословицами.
- А ещё есть пословицы о дружбе.
Работа в парах.
- На партах у вас 2 листа, переверните их. На них напечатаны слова, прочитайте их и соберите из 2-х частей пословицу.
Дети работают.
- Прочитайте, что у вас получилось.
Дети читают, полученные пословицы вывешиваются на доску.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Друг за друга держаться – ничего не бояться.
- Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
- Старый друг лучше новых двух.
- Попробуйте объяснить смысл пословиц. Как вы их понимаете?
- Какие вы ещё знаете пословицы о дружбе?
Дети называют.
д) Физкультурная минутка.
Отдохнём.
е) Знакомство со стихотворением А.Л.Барто «Жалоба».
- Ребята, я вам прочитаю стихотворение А.Л.Барто «Жалоба». А вы внимательно послушайте.
Вопросы по содержанию:
- Вы бы хотели с такими детьми дружить? Почему?
ж) Поиграем в игру «Кто это?»
Задание. Опиши своего друга, не называя его по имени. Описывайте не только его внешность, но и его качества (слова-помощники). Мы постараемся отгадать. Подумайте.
Желающие по очереди описывают своего друга, остальные отгадывают.
III. Итог.
1) Подведение итогов.
- О чём говорили на уроке?
- Закончите предложения:
- Настоящий друг – это тот, кто ...
- Друзья всегда ...
- Друг – это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться радостью и печалью, можно доверять свои секреты.
На следующем уроке мы продолжим эту тему.
2) Отметить активных учащихся.
3) Заключение.
- Встали в круг, взялись за руки. Передайте свою энергию, теплоту другому человеку несильным пожатием руки.