Цель: Воспитывать творческую, высокоинтеллектуальную личность.
Задачи:
- Формировать художественно – образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства.
- Развивать эстетические чувства, желание рассматривать картины, видеть мелкие незначительные детали.
- Продолжить знакомство с русскими художниками, их творчеством, используя разные формы.
- Расширять представления детей о живописи, ее характере и направлениях.
- Побуждать высказываться по сюжету картины, развивать речь детей, обогащать словарный запас.
- Приобщать к национальному и мировому художественному наследию.
Предварительная работа:
- знакомство с творчеством русских живописцев, с направлениями живописи (пейзаж, портрет, натюрморт);
- создание вместе с детьми игр по ознакомлению с живописью; рисование по наиболее понравившимся полотнам;
- знакомство с техникой рисования разных художников, цветовой гаммой;
- создание в группе подборки репродукций известных картин.
Подготовка детей – экскурсоводов.
Оборудование: на мольбертах расположены репродукции картин известных художников, на столах – игры, экран для показа слайдов.
Словарная работа: экскурсоводы, художники, натюрморт, реставраторы.
Используемые на занятии репродукции картин (см. Приложение):
- «Березовая роща» А.Куинджи;
- «Богатыри» В.Васнецов;
- «Царевна-лебедь» А.Врубель;
- «Рожь» И. Шишкин;
- «Красные рыбки» А.Матисс;
- «Купчиха за чаем» Б. Кустодиев;
- «Неизвестная» И. Крамской;
- «Девочка с персиками» В. Серов;
- «Кружевница» В. Тропинин;
- «На солнце» И. Репин;
- «На севере диком» И.Шишкин;
- «Зимнее солнце» К. Юон;
- «Утро в сосновом лесу» И. Шишкин;
- «Натюрморт с красным перцем» Салахов;
- «Розы и персики» Ван Алст.
Литература:
- «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» А.А.Грибовская, Педагогическое общество России, Москва, 2006 год.
- Стихотворение «О картинах» А. Кушнер.
Ход занятия
Под спокойную музыку дети входят в гостиную, где на мольбертах и столах расположены репродукции картин. Предложить ребятам рассмотреть картины.
Воспитатель (в одежде художника): Сегодня мы совершим путешествие в картинную галерею. А что можно увидеть в картинной галерее? В картинной галерее находятся картины разных художников. Посмотрите на мой костюм, кто носил такие костюмы? У меня, как у настоящего художника, в руках палитра с красками. Сейчас вы возьмете цветные полоски и найдете картины, которые наиболее подходят к этой цветовой гамме. Что художники нарисовали на своих полотнах этой краской?
В живописи существует несколько жанров.
- Какие жанры вы знаете? (Пейзаж, натюрморт, портрет).
- Посмотрите на картину и скажите, к какому жанру вы ее отнесете? Дети рассматривают картину Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем». Это портрет, а есть ли еще портреты в нашей галерее? Кого изображают на портретах? (Приложение. Слайд 2)
У каждого портрета свой характер, свое настроение. Послушайте музыку и найдите портрет, который наиболее подходит к этой мелодии. (Звучит музыка разного характера, дети подбирают к ней портрет, объясняют свой выбор).
- Какое настроение у этих девушек? Как это можно понять? Что хотел показать художник, рисующий портрет? Можно ли на портрете узнать о времени, когда жил этот человек?
- Если художник нарисовал сам себя, как мы назовем такой портрет?
Воспитатель: Я приглашаю вас на стульчики перед экраном (воспитатель читает стихотворение), на экране появляются слайды натюрмортов. (Слайд 3)
Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу или грушу или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это натюрморт.
- Вы поможете определить, к какому жанру относятся эти картины? Это натюрморты, эти картины помогают нам увидеть окружающий быт разных эпох. Недаром само слово «натюрморт» означает застывшая природа. Какой натюрморт вам понравился больше всего, почему?
Воспитатель: Что мы увидим на картинах следующем зале, угадайте:
Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж.
Пейзажи показывают нам природу в разные времена года.
- Какой пейзаж вам нравится больше и почему? (Слайд 4)
Дидактическая игра «Узнай картину».
По фрагменту картины найти целое полотно.
Воспитатель: Ребята, скажите, кто рассказывает про картины в картинной галерее? Правильно, экскурсоводы. У нас тоже есть экскурсоводы, которые хотят рассказать про свои любимые картины. (Слайды 5-7)
Ростислав З.: Я расскажу про картину великого русского художника Виктора Васнецова «Богатыри». Илья Муромец на чёрном коне в центре картины. Художник изобразил его старшим среди богатырей. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. Доброе лицо сурово. Крепкая стальная кольчуга и металлический щит защищают тело. На руке знаменитая палица «весом в сорок пудов» с колючими шипами. С лева от него – Добрыня Никитич. Этот витязь отличается смелостью. Зря меч из ножен не выхватит. Взгляд устремлён в сторону врага. Лицо строгое, благородное. Добрыня – знатного рода, он одет и вооружён по-княжески. Справа от Ильи Муромца – Алёша Попович, самый молодой богатырь. Силён, смекалист, находчив, ловок. Сидит Алёша на коне расслабившись. Но одной руке наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной, – плётку. Кони под стать богатырям! Готовы богатыри охранять землю русскую.
Катя В.: Мне нравится картина М. Врубеля «Царевна-лебедь». У берега светлого озера взмахнула роскошными белыми крыльями загадочная девица – лебедь. Она уплывает вдаль и в последний раз оглянулась, посмотрела с тоской на нас, слегка подняв пальчик тонкой руки, предупреждая нас о молчании. Мы оказались здесь, на берегу, в самый неожиданный момент, когда красавица девушка вдруг стала преображаться в царственную птицу. И, взмахнув сильными крыльями, полетит белый лебедь над озером вдаль. Если бы мы и впрямь увидели такое чудо, наверное, не поверили своим глазам.
Рома В.: Моя любимая картина «Утро в сосновом лесу» И.Шишкина. Художник заводит нас в самую глухую чащу леса. Занимается раннее утро, не шелохнутся деревья. Только медвежье рычание тревожит тишину раннего утра. Мама – медведица строго следит за медвежатами, которые выбрали для своих игр расщепленную сосну. Они веселы и беззаботны, им нравится тишина, глухой лес, тихое утро. Веселая компания резвится, учится лазать по деревьям, охотиться, выживать в диком лесу.
Воспитатель: Ребята, картины с годами стареют и иногда портятся, поэтому в музеях существуют мастерские. Работают в них реставраторы, они возвращают полотнам их первоначальный вид. Мы сейчас тоже превратимся в реставраторов и поможем картинам.
Игра «Реставраторы».
Собрать из пазлов картину по образцу: «Березовая роща» А.И. Куинджи, «Масленица» Б.М. Кустодиев, «Утро в сосновом лесу» Шишкин И.И.
Воспитатель: Мы побывали сегодня в картинной галерее, увидели и узнали много интересного о картинах и профессиях, связанных с ними. Вы хотели бы еще раз посетить галерею, познакомиться с другими полотнами, выступить в роли экскурсовода или реставратора? У вас появилась любимая картина, назовите ее?
Дети обсуждают наиболее понравившиеся картины.