Обобщающий урок по разделу "Писатели детям". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: обобщить знания учащихся о детских писателях и произведениях, которые изучали учащиеся на уроках внеклассного и классного чтения.

Задачи:

  1. Развивать лексический запас, выразительность.
  2. Развивать память, умение ориентироваться в тексте.
  3. Повышать интерес к чтению.

Оборудование:

  • портреты писателей;
  • таблицы по чтению;
  • книги детских писателей;
  • рисунки детей к произведениям;
  • планшеты с указанием фамилий писателей.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Речевая гимнастика.

Работа с таблицами по чтению.

III. Повторение сведений из биографий писателей:

1. Вспомните имена и фамилии авторов, которые написали для вас столько замечательных книг. О ком идёт речь?

а) Псевдоним, какого писателя переводится как всадник, скачущий впереди? (А. П. Гайдар.)

б) Стихотворение, какого поэта было одним из любимых первого космонавта? (А. Л. Барто.)

в) Кто из писателей работал переводчиком. Он переводил стихи и рассказы английских писателей. (С. Я. Маршак.)

г) Назови имя и фамилию писателя, который был сценаристом и режиссёром мультипликационных фильмов. ( Н. Н. Носов.)

2. Показ фрагмента мультфильма «Незнайка». (Как Незнайка учился играть на разных музыкальных инструментах. Мультфильм 1961г.)

д) Кто из писателей является автором слов гимна России? 1943 г. (С. В. Михалков.)

е) Назовите имя и фамилию поэта, который случайно стал писателем? (Николай Васильевич Корнейчуков.) ( К. И. Чуковский.)

После ответа на каждый из вопросов, учащиеся рассказывают о каждом писателе, используя интересные сведения, найденные ими в дополнительной литературе.

IV. Интеллектуальная игра.

Класс делится на три команды. Каждая команда выбирает автора и вопрос. Цена вопроса зависит от его сложности. Чем труднее задание или вопрос, тем больше баллов получает команда. Если участник команды неправильно отвечает на вопрос, то право ответа переходит другой команде. Победит та команда, которая наберёт больше очков за свои знания!!! Самое главное в этой игре, умение слушать и уважать соперника.

К. И. Чуковский.

1. Назовите не менее трёх названий произведений этого автора. (10 баллов)

2. Какая катастрофа описана в сказке «Путаница»? (20 баллов)

3. Прочитайте наизусть отрывок из любого произведения этого автора. (30 баллов)

4. Блиц:

а) Угадайте, из каких сказок эти слова:

- муха, паук, комар;

- солнце, крокодил, река.

б) Назовите полное имя Федоры.

в) Кто из героев сказки «Путаница» был паинькой? (40 баллов)

5. Вспомните название сказок, в которых героем является крокодил («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Телефон», «Бармалей»). (50 баллов)

Н. Н. Носов.

1. Назовите не менее трёх названий произведений этого автора. (10 баллов)

2. Вспомните название рассказа, в котором главным героем был Котька. Можно ли похвалить Котьку? (20 баллов)

3. Прочитайте наизусть стихи, которые написал Незнайка. (30 баллов)

4. Блиц:

а) Имя лучшего друга Незнайки.

б) Музыкальный инструмент, на котором играл Незнайка.

в) Назовите имя художника, который подарил Незнайке свои старые краски. (40 баллов)

5. Блиц:

а) Рифма, которую подобрал Незнайка к слову пакля.

б) Предмет, который нарисовал Незнайка вместо носа Пилюлькину.

в) Каким ремёслами пытался овладеть Незнайка. (50 баллов)

С. Я. Маршак.

1. Назовите не менее трех названий произведений. (10 баллов)

2. Назовите всех зверей, которые являются героями сказки «Теремок». (20 баллов)

3. Прочитайте по ролям стихотворение «Кот и лодыри». (30 баллов)

4. Блиц:

а) Из какого произведения строки «пела мышка в норке»?

б) Почему жители теремка не пустили волка?

в) Чем занимались жители теремка? (40 баллов)

5. Вспомните загадки С.Я.Маршака:

а)

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.

б)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет…
И никуда я не иду, покуда он идёт. (50 баллов)

С. В. Михалков.

1. Назовите названия произведений этого автора. (10 баллов)

2. Назовите профессии, названные в стихотворении «А что у вас?». (20 баллов)

3. Прочитайте наизусть любое стихотворение Михалкова. (30 баллов)

4. Из какого произведения эти строки:

«Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь». (40 баллов)

5. Почему лифт отказался везти мальчика из стихотворения «Лифт и карандаш». (50 баллов)

А.Л. Барто.

1. Назовите произведения этого автора. (10 баллов)

2. Вспомните стихи А.Л. Барто для самых маленьких. (20 баллов)

3. Какое время года описано в произведении «Веревочка». (30 баллов)

4. Прочитайте наизусть любое стихотворение Барто. (40 баллов)

А.П. Гайдар.

1. Назовите произведения, которые написал автор. (10 баллов)

2. Из какого произведения строки?

«И так они говорили долго, размахивали руками, притоптывали,
подпрыгивали, а мать сидела молча и все слушала, слушала.» (20 баллов)

3. Как называется рассказ, героиней которого является Нина Корноухова? (30 баллов)

4. Найдите и прочитайте главную мысль в рассказе «Совесть». (40 баллов)

5. Назовите фамилию автора. (50 баллов)

V. Подведение итогов игры.

Обсуждение рисунков учащихся. Дети читают отрывки из произведений к своим рисункам.

Итог урока.

  • Почему вам так нравится читать произведения этих авторов?
  • Захотелось ли вам прочитать другие произведения этих писателей?