Творческий проект "Моя малая родина – город Нуриат"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект - объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" одним из вопросов рассматривает работу с родителями. Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми должно быть интересно и взрослым.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации "Об образовании". Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания - патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:

  • отсутствие доступной информации по истории своего края;
  • отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
  • слабое умение представить окружающим полученные знания.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
  • Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

ЗАДАЧИ:

  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
  • Обогащать и систематизировать знания детей о городе Нурлат.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
  • Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
  • Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 1 "В" класса МОУ средней общеобразовательной школы № 2 г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, родители учеников.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ОКТЯБРЬ 2009 ГОДА - ФЕВРАЛЬ 2010 ГОДА.

ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская. 

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологический, лингвистический, краеведческий.

ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • фотографии, рисунки, поделки
  • презентации, видеофильмы
  • макет улиц города Нурлат

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: центральная детская и школьная библиотеки, интернет, музей, в/фильмы, кабинет истории, архивные материалы школы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для учеников:

- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- самореализация.

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей.

- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

5) Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- Познавательные занятия, экскурсии;

- Продуктивная деятельность;

- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.

Данный творческий проект реализуется в рамках авторской программы по краеведению для младших школьников "Нурлат - наш родной край" - рецензентом программы является доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинского государственного педагогического института Миронов А. В.(16. 06. 2008 г.)

План работы в рамках детско-родительского творческого проекта

Тема раздела Содержание работы Продукт проектной деятельности
"Улицы моего города" 1. Прогулки и экскурсии по улицам родного города.

2.Создание макета "Улица, на которой стоит наша школа".

3. Экскурсия в городской парк, сбор природного материала для поделок.

4. Коллективное творческое дело совместно с родителями "Золотая осень в городском парке"

5. Семейная поисково-исследовательская работа "История моей улицы".

Макет "Улица, на которой стоит наша школа"

Выставка семейных поделок "Осенняя фантазия" в Доме престарелых.

КТД "Золотая осень в городском парке".

Создание банка данных "Улицы моего города".

"Моя малая родина- Нурлат" 1. Мой город Нурлат (расположение на карте республики), герб города, гимн - тематическое занятие (см. приложение 1).

2. Экскурсия в краеведческий музей.

3. Семейное словотворчество.

4. "Памятники моего города"

Выставка рисунков "Мой город".

Конкурс семейных сочинений "Родной и любимый мой город Нурлат",

КТД "Памятники моего города" (пластилин)

"С чего начинается Родина?" 1. Экскурсия на предприятия города, где работают родители". Выставка фотографий "Мой город", оформление стенда.
  2. Встречи с интересными людьми нашего города.

3. КВН "Когда ты станешь взрослым?" (расширить знания о профессиях) (см. приложение 2)

4. Коллективное творческое дело совместно с родителями "Новогоднее чудо в Нурлате"

Творческий вечер Казаковой А. М.

Выставка детских рисунков " Когда я стану взрослым".

КТД "Новогоднее чудо в Нурлате"

"Коли семья вместе, так и душа на месте" 1. Конкурс рисунков "Моя семья"

2. "Семейная мастерская"

3. "О том, что дорого и свято:""

4. "При солнышке тепло, а при матери - добро". (см. приложение 3)

Выставка поделок: "Мамины руки не знают скуки", "В папиной мастерской - кормушки для птиц".

"Из семейного архива"- воспоминания о дедах и прадедах, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

Семейный праздник "День приятных сюрпризов"

"Я юный гражданин своей страны" 1. "Папа, мама, я - спортивная семья" (см. приложение 4).

2. Диагностика уровня воспитанности по методике Н. П. Капустина. Тестирование "Самое дорогое в моей жизни".

3. "Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь!"

4. Заключительное занятие - презентация "Наша дружная семья". (см. приложение 5)

Выставка рисунков "Мой папа-защитник Отечества".

Выступление перед воспитанниками старшей группы ДОУ "Родничок".

Занятие - презентация "Наша дружная семья", защита семейных газет, закрепление и обобщение материала по краеведению в конкурсах, загадках, викторинах.

Очень приятно, что моими единомышленниками в проектной деятельности стали родители воспитанников, которые готовы продолжать работу по гражданско-патриотическому воспитанию в семейном кругу.

Большое место отводилось участию детей во всех этапах проекта: они вместе с родителями участвовали в экскурсиях и изготавливали материалы по итогам этих экскурсий, участвовали в изготовлении совместных поделок для творческих выставок, самостоятельно выполняли рисунки, сочиняли стихотворения о своем городе и другое.

В процессе работы над творческим проектом ученики овладели следующим:

  • навыками коммуникативной деятельности;
  • умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
  • учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
  • учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
  • развивали творческие способности.

Результаты проектной деятельности.

  • Все участники проекта проявили активность, получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.
  • Дети расширили знания о своем родном крае, родословной, интересах и традициях своей семьи, они с гордостью делились информацией об этом.
  • Семьи участвовали в презентации выполненных работ.
  • Администрация школы дала высокую оценку творческому проекту.

Список литературы.

  1. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
  2. Народная энциклопедия городов и регионов России "Мой Город". Нурлат.
  3. А.М.Казакова "Помнит школа". Газета "Дружба" № 55, 1985 г.
  4. И. Сандлер "Читая архивные документы" (из истории Нурлатского района) 2000 г.
  5. 12 декабря -День города. " Взметнулись стрелы кранов над Нурлатом". г.Дружба", № 142, 1998г.
  6. "Край родной, навек любимый2 ( к 70 -летию образования района). г. "Дружба", № 88, 2000г.
  7. Р.Гильмутдинов " Нурлат - город новостроек". г. "Дружба", № 189, 2008г.