Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект - объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" одним из вопросов рассматривает работу с родителями. Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми должно быть интересно и взрослым.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации "Об образовании". Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания - патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:
Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма. В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:- отсутствие доступной информации по истории своего края;
- отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
- слабое умение представить окружающим полученные знания.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
- Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
ЗАДАЧИ:
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
- Обогащать и систематизировать знания детей о городе Нурлат.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города.
- Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
- Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 1 "В" класса МОУ средней общеобразовательной школы № 2 г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, родители учеников.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ОКТЯБРЬ 2009 ГОДА - ФЕВРАЛЬ 2010 ГОДА.
ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
творческая, поисковая, исследовательская.СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА:
культурологический, лингвистический, краеведческий.ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- фотографии, рисунки, поделки
- презентации, видеофильмы
- макет улиц города Нурлат
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: центральная детская
и школьная библиотеки, интернет, музей, в/фильмы, кабинет истории, архивные материалы школы.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
Данный творческий проект реализуется в рамках авторской программы по краеведению для младших школьников "Нурлат - наш родной край" - рецензентом программы является доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинского государственного педагогического института Миронов А. В.(16. 06. 2008 г.)
План работы в рамках детско-родительского творческого проекта
Тема раздела | Содержание работы | Продукт проектной деятельности |
"Улицы моего города" | 1. Прогулки и экскурсии по улицам
родного города. 2.Создание макета "Улица, на которой стоит наша школа". 3. Экскурсия в городской парк, сбор природного материала для поделок. 4. Коллективное творческое дело совместно с родителями "Золотая осень в городском парке" 5. Семейная поисково-исследовательская работа "История моей улицы". |
Макет "Улица, на которой стоит наша
школа" Выставка семейных поделок "Осенняя фантазия" в Доме престарелых. КТД "Золотая осень в городском парке". Создание банка данных "Улицы моего города". |
"Моя малая родина- Нурлат" | 1. Мой город Нурлат (расположение на
карте республики), герб города, гимн -
тематическое занятие (см. приложение
1). 2. Экскурсия в краеведческий музей. 3. Семейное словотворчество. 4. "Памятники моего города" |
Выставка рисунков "Мой город". Конкурс семейных сочинений "Родной и любимый мой город Нурлат", КТД "Памятники моего города" (пластилин) |
"С чего начинается Родина?" | 1. Экскурсия на предприятия города, где работают родители". | Выставка фотографий "Мой город", оформление стенда. |
2. Встречи с интересными людьми нашего
города. 3. КВН "Когда ты станешь взрослым?" (расширить знания о профессиях) (см. приложение 2) 4. Коллективное творческое дело совместно с родителями "Новогоднее чудо в Нурлате" |
Творческий вечер Казаковой А. М. Выставка детских рисунков " Когда я стану взрослым". КТД "Новогоднее чудо в Нурлате" |
|
"Коли семья вместе, так и душа на месте" | 1. Конкурс рисунков "Моя семья" 2. "Семейная мастерская" 3. "О том, что дорого и свято:"" 4. "При солнышке тепло, а при матери - добро". (см. приложение 3) |
Выставка поделок: "Мамины руки не знают
скуки", "В папиной мастерской - кормушки для
птиц". "Из семейного архива"- воспоминания о дедах и прадедах, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Семейный праздник "День приятных сюрпризов" |
"Я юный гражданин своей страны" | 1. "Папа, мама, я - спортивная семья" (см. приложение 4). 2. Диагностика уровня воспитанности по методике Н. П. Капустина. Тестирование "Самое дорогое в моей жизни". 3. "Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь!" 4. Заключительное занятие - презентация "Наша дружная семья". (см. приложение 5) |
Выставка рисунков "Мой папа-защитник
Отечества". Выступление перед воспитанниками старшей группы ДОУ "Родничок". Занятие - презентация "Наша дружная семья", защита семейных газет, закрепление и обобщение материала по краеведению в конкурсах, загадках, викторинах. |
Очень приятно, что моими единомышленниками в проектной деятельности стали родители воспитанников, которые готовы продолжать работу по гражданско-патриотическому воспитанию в семейном кругу.
Большое место отводилось участию детей во всех этапах проекта: они вместе с родителями участвовали в экскурсиях и изготавливали материалы по итогам этих экскурсий, участвовали в изготовлении совместных поделок для творческих выставок, самостоятельно выполняли рисунки, сочиняли стихотворения о своем городе и другое.
В процессе работы над творческим проектом ученики овладели следующим:
- навыками коммуникативной деятельности;
- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
- учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
- учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
- развивали творческие способности.
Результаты проектной деятельности.
- Все участники проекта проявили активность, получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.
- Дети расширили знания о своем родном крае, родословной, интересах и традициях своей семьи, они с гордостью делились информацией об этом.
- Семьи участвовали в презентации выполненных работ.
- Администрация школы дала высокую оценку творческому проекту.
Список литературы.
- Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
- Народная энциклопедия городов и регионов России "Мой Город". Нурлат.
- А.М.Казакова "Помнит школа". Газета "Дружба" № 55, 1985 г.
- И. Сандлер "Читая архивные документы" (из истории Нурлатского района) 2000 г.
- 12 декабря -День города. " Взметнулись стрелы кранов над Нурлатом". г.Дружба", № 142, 1998г.
- "Край родной, навек любимый2 ( к 70 -летию образования района). г. "Дружба", № 88, 2000г.
- Р.Гильмутдинов " Нурлат - город новостроек". г. "Дружба", № 189, 2008г.