Цель: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере произведений Ф.Шуберта.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с творчеством композитора-романтика Ф. Шуберта;
- углубить знания учащихся о музыкальных стилях;
- выявить отличительные признаки романтизма.
2. Развивающие:
- дальнейшее освоение художественного наследия выдающихся представителей музыкально-исторического стиля .
3. Воспитательные:
воспитывать чувство вкуса, способность
определять на слух принадлежность музыкальных
произведений к музыкальному стилю.
Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, практический курс "Учимся понимать музыку" из серии "Кирилл и Мефодий".
Ход урока
I. Введение
- Организационное начало
- Повторение
- Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с основными стилями в музыкальном искусстве.
Слайд № 1.
Стиль - это своеобразие, присущее музыке определённого исторического периода, национальной композиторской школы, творчеству отдельных композиторов, исполнителей.
- Назовите основные направления музыкально-исторического стиля, с которыми мы познакомились на прошлых уроках (барокко, рококо, классицизм).
- Перечислите основные признаки искусства барокко, рококо, классицизм (Ответы детей)
II. Основная часть
1. Вступительное слово учителя о романтизме.
- В начале XIX века в Европе зарождается романтизм - новое направление в искусстве, воспевшее правду чувств, идеальный мир, созданный воображением. Очень ярко романтизм воплотился в музыке.
Запишите в тетради понятие "романтизм".
Слайд № 2
Романтизм - художественное течение в культуре европейских стран, возникшее на рубеже 18-19 вв.
После революции во Франции во всей Европе установились реакционные режимы, преследовалось всё передовое, революционное, любые общественные движения. Человеку оставалось одно - уйти в себя, углубиться в мир личных переживаний.
Слайд № 3
Отличительные признаки музыкального стиля композиторов-романтиков: картинность, красочность, изобразительность, лиризм, внимание к внутреннему духовному миру человека. Героический революционный дух эпохи просвещения сменился духовностью XIX века.
2. Слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта.
- Какая это мелодия по настроению? (Ответы детей).
- Мы слушали пьесу "Музыкальный момент" австрийского композитора, крупнейшего представителя раннего романтизма Франца Шуберта
Слайд № 4 - портрет Ф. Шуберта (1797 - 1828)
- "Музыкальный момент" так именуются некоторые короткие пьесы. Уже название говорит об особом характере создания музыки - в порыве вдохновения, в захватившем композиторе настроении ("моменте"). Его "Музыкальный момент фа минор" подкупает своим изяществом, лёгкой "танцевальностью", задушевностью.
Слайд № 5
Франц Шуберт - один из самых тонких музыкальных лириков в мировой культуре, обладавший гениальным песенным даром. В 18 лет создал шедевры вокальной лирики: "Маргарита за прялкой", "Форель", баллада "Лесной царь". Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), "Зимний путь" (24 песни на слова В. Мюллера). 600 песен проникновенно раскрывают чувство человека - мечтательного, страдающего, протестующего. Он написал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Главное место среди них занимают изящные миниатюры, наполненные простым и искренним чувством. Шуберт не узнал прижизненной славы. Знаменитая "Неоконченная симфония" зазвучала через 40 лет после его смерти.
3. Слушание - Ф. Шуберт "Неоконченная симфония" № 8.
- Франц Шуберт писал циклы песен так же, как Гойя писал серии картин. Получились будто бы роман в песнях, рассказы о человеческой судьбе музыкальными средствами. Он был горячим поклонникам поэзии Гёте, Шиллера, Гейне. Свои первые песни композиторов написал на стихи Гете. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.
Сегодня мы обратимся к балладе "Лесной царь".
Слайд № 6
4. Прослушивание баллады Ф. Шуберта "Лесной царь" и беседа о ней.
- Вам знаком жанр баллады? (Ответы детей).
Слайд № 7
- Вокальная баллада- это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остродраматический. В нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
Опережающее задание - Произведение звучит на немецком языке, определите количество действующих лиц.
Слушание - "Лесной царь" Ф. Шуберта
- Сколько действующих лиц? (4)
- Послушайте русский перевод текста В. Жуковского.
- Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина. Эта песня - целая драма. Музыка баллады наполнена отчаянием, тоской и безысходностью. Она настолько гибко следует за текстом, что перед нашими глазами проносится стремительно скачущий всадник с прижатым к груди ребёнком и догоняющий их Лесной царь. Мы слышим и взволнованную речь рассказчика, и страдания, просьбы, и ужас в возгласах умирающего мальчика, и коварно соблазнительные речи Лесного царя. Фоном, "скрепляющим" музыкальные характеристики, является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня.
5. Прослушивание "Аве Мария" Ф. Шуберта.
- Что чувствует человек при звучании этой пьесы? (Ответы детей)
Слайд № 8
Слушание - "Аве Мария" Ф. Шуберта с текстом.
- Это самое известное произведение Шуберта написано на стихи известного английского поэта и писателя Вальтера Скотта.
Слайд № 9
Всего Шуберт написал семь песен на стихи Вальтера Скотта.
Мелодия песни так проникновенна, так задушевна, что стала использоваться в качестве молитвы.
Слушание - "Аве Мария" (инструментальное исполнение) со зрительным рядом.
Слайды № 10 -17
- Сурбаран. Мадонна с младенцем. 17 век
- Эль Греко. Святое семейство
- Рембрандт. Святое семейство 1645
- К.С. Петров - Водкин. Мать. 1913
- Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская
- Рафаэль. Сикстинская Мадонна
- Герард Давид. Мария, обнимающая тело Христа
- В. Перов. Богоматерь и Христос у житейского моря
- Ламберт Ломбард. Милосердие
III. Заключение
1. Итог урока
- Музыке Ф.Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность, и всегда находит путь к сердцам слушателей. Он при всех своих жизненных невзгодах, писал светлую музыку, способную облагораживать человеческую душу.
2. Повторное слушание - "Музыкальный момент" Ф. Шуберта
3. Исполнение ранее выученной песни.
4. Домашнее задание: если бы вы были художниками, каким бы вы показали человека-романтика? "Нарисуйте" словесный портрет.