Цель:
- обобщить знания детей по данной теме;
- углубление знаний о жизни растений;
- формирование у детей нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы;
- воспитание любви к природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением растений, магнитные карточки.
Ход урока
На доске:
От нас природа тайн своих не прячет.
Но учит быть внимательнее к ней.
И. Рыленков
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы урока.
- Прочитайте строки, написанные на доске.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях. Прочитайте вопросы, на которые вы должны найти ответ в течение урока.
(Вопросы записаны на доске)
- Какие растения живут на нашей планете?
- Почему растения относятся к живым существам?
- Как размножаются растения?
- Способы распространения семян.
- Продолжительность жизни растений.
- Что губительно для растений?
3. Основная часть урока.
а) - Расскажите о разнообразии растительного мира.
б) - Почему растения относятся к живым существам?
Дополнить таблицу (на доске с использованием магнитных карточек):
Слова для справок: питаются, дышат, размножаются, растут.
в) - Какие способы размножения вы знаете?
- Расскажите, какие растения размножаются вегетативно? (семенами?)
г) - Большинство представителей растительного мира неподвижны, но это не является помехой в их распространении на поверхности Земли.
- Как переселяются на другое место растения?
д) - Соотнесите растения и способы распространения их семян (на доске)
- ель - растрескиваются створки плода
- одуванчик - ветер разносит семена - крылышки
- горох - ветер разносит семена - парашютики
е) - Мир растений удивительный. Их семена иногда совершают длительные путешествия.
(Рассказ ученика о подорожнике.)
Одно растение подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам - везде, где ступала нога человека. Семена подорожника переправились из Европы в Америку - на сапогах первых переселенцев. Коренные жители Америки - индейцы назвали подорожник "след белого человека"
ж) Рассказ учителя.
Растения и животные, как живые организмы имеют возраст, хотя это слово чаще употребляется для характеристики человека. Так говорят: "Возраст этого человека
- 10 лет", "Этому растению пять лет"
Растения бывают однолетние, двулетние и многолетние (используются иллюстрации). Среди однолетних: мак, ноготки, огурец, томат, кабачки, астра. Однолетнее растения живет один сезон, т.е. весну, лето, осень. К осени образуются семена, и потом растение погибает.
Среди двулетних - лук, гвоздика, репа, свекла, морковь, малина. У них семена образуются только на второй год.
Среди многолетних - тюльпан, ландыш, брусника, земляника, пион. Они живут на одном месте много лет. На нашей планете большинство растений многолетних. Продолжительность их жизни разная. Есть такие, которые живут 3 года, а есть - 3 тыс. лет. О таких растениях сейчас расскажут ребята.
У самого многолетника своя продолжительность жизни. Самое старое, ныне живущее дерево на свете - одно из североамериканских сосен. Её возраст 4700 лет. Другое дерево того же вида дожило до 5100 лет. Возраст одной из секвой гигантских достиг3500 лет.
На территории нашей страны тоже есть растения - долгожители. Дуб, например, может прожить до 2000 лет, а берёза до 100 - 150 лет. Сосны так же удивляют своей долговечностью. Среди них, много таких, которым 200- 300 лет. Из травянистых растений многолетников долго живут папоротники. Их возраст достигает 100 лет.
4. Физкультминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья, сложив назад.
5. Игра.
- Сейчас мы с вами организуем "выставку" растений. На ней три раздела: "Однолетние растения", "Двулетние растения", "Многолетние растения". (на доске карточки с названиями разделов)
- Вам необходимо назвать растения и распределить их по разделам выставки в соответствии с продолжительностью жизни.
6. Обобщение.
а) - Растения необходимы для человека. Это кислород, пища, лекарства, ткани, древесина, красота.
Один американский ученый подсчитал, что для нужд человека в современном обществе за всю жизнь расходуется примерно 400 деревьев среднего размера. 400 деревьев - это целый лес! Но не все люди рационально используют растения.
Поэтому растения нуждаются в защите. Охранять их нужно, прежде всего, от людей, которые наносят миру растений большой вред.
Посмотрите, как выглядит лес нетронутый человеком. (иллюстрация)
А, теперь, откройте учебник и расскажите по иллюстрации в учебнике, что губительно действует на растения. (Ответы детей)
Обобщение ответов детей:
Растениям вредит:
- вырубка леса
- вытаптывание растений
- сбор (безмерный) лекарственных трав
- загрязнение атмосферы
б) - Сегодня на уроке мы создадим книгу, которая будет называться "Как сохранить растения".
Но прежде давайте вспомним, какие дорожные знаки вы знаете? (запрещающие, разрешающие, информационно - указательные)
- О чем говорит каждый из знаков? (Запрещающие знаки нам говорят, что нельзя делать, а предписывающие - сообщают о том, что необходимо делать)
- А сейчас вы будете рисовать запрещающие и предписывающие знаки. Только эти знаки будут говорить о том, как нужно и как нельзя обращаться с растениями.
(Анализ детских рисунков Учащиеся объясняют, что они хотели рассказать с помощью знака.)
7. Итог урока.
а) - О чем мы сегодня говорили на уроке? Вернемся к вопросам, написанным на доске, и постараемся на них коротко ответить.
б) - И завершить наш урок мне хочется четверостишьем. Прочитайте его (на доске)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Не забывайте об этом.
Берегите то, что нас окружает.