Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Из Владимира Мономаха.
Цели урока:
- Образовательная
- систематизировать знания по пройденной теме;
- проверить уровень изученного материала;
- применить теоретический материал для решения задач.
- Воспитательная
- воспитывать чувство ответственности за выполненную работу;
- воспитывать культуру речи, аккуратность, внимание.
- Развивающие
- развивать мыслительную деятельность учащихся;
- прививать интерес к предмету;
- развивать любознательность.
Урок повторения и обобщения материала.
Оборудование урока: кодоскоп таблицы.
Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф.
Подготовка к уроку: за несколько дней на стенде вывешены вопросы для повторения.
- Определение степени с целым показателем
- Свойства степени с целым показателем.
- Определение степени с дробным показателем.
- Определение степени с дробным отрицательным показателем.
- Определение степени с любым показателем.
- Свойства степени с любым показателем.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Домашнее задание. № 1241, 1242, 1244а, 1245б.
3. Контроль домашнего задания.
Проводим взаимопроверку. Через кодоскоп показываю решения домашнего задания.
№1225б, в; 1227 а, в; 1229а,в;1232в,г;1233г.
Решение домашней работы.
№1225
Б) 21,3 * 2-0,7* 40,7= 20,6 * (22)0,7=20,6 * 21,4= 22 =4.
В) 49-2\3 * 71\12 * 7-3\4 = (72)-2\3 * 71\12 * 7-3\4= 7-4\3 \+1\12 -3\4= 7(-16 +1- 9)\12= 7-24\12= 7-2= 1\49.
№1227
А) (27 * 64)1\3= 271\3 * 641\3= (33)1\3 * (43)1\3= 3 * 4= 12.
В) (1\36 * 0,04)-1\2= (6-2 * (0,2)2)-1\2= (6-2)-1\2 * ((0,2)2)-1\2= 6 * 0,2-1= 6 * 10\2=30.
№1229
А) = = х1-3\5= х2\5.
В) = = = с8\3 -2\3 = с2.
№1232
В) (d1\2 -1) * (d1\2 +1)= d -1
Г) (p1\3 - q1\3) * (p1\3 +(pq)1\3 + q2\3) = p- q.
№1233
Г) = = .
Рефлексия. Определяем количество ошибок.
4. Ориентация в изучаемом материале.
Ребята, какую тему мы изучали в течение нескольких последних уроков?
5. Мотивация. Сегодня мы проведём урок повторения и обобщения знаний по теме "Обобщение понятия степени". Ребята, обратите внимание на задания, которые мы будем решать на уроке, подобные им могут встречаться в контрольной работе, опросе.
6. Какими свойствами степеней вы пользовались при выполнении домашней работы? Вспомним теорию.
Дополните предложения:
- Степень с целочисленным показателем это - :произведение n одинаковых множителей
- При умножении степеней с одинаковыми основаниями:показатели складываются
- При делении степеней с одинаковыми основаниями :показатели вычитаются
- Степень степени равна:произведению показателей
- Степень числа а, не равного нулю с нулевым показателем равна :1
- Степень произведения равна :произведению степеней
- Степень дроби равна :дроби степеней
- Степень с дробным показателем m\n есть:
- Степень с любым показателем p\q есть:
Молодцы.
7. Теоретически вы подковались, а теперь осталось проверить практическую часть.
Световой диктант.
(За закрытой доской 2 ученика.) Ребята выполняют задание через копирку, потом проверяем. Кодоскоп.
Вариант1 | Вариант 2 |
Представьте выражение в виде степени с рациональным показателем. | |
; ; . | ; ; . |
Ответы. 21\2; х2\3; а4\5. | 161\5; 61\3; а3\2. |
Представьте выражение в виде корня из числа или выражения | |
73\5; 5х1\3; (5а)1\3 | 5-1\4; 7у2\5; (6х)2\5. |
Ответы. ; 5; . | ; 7; |
Вычислите | |
91\2; (3) | 1. 161\2 (4) |
82\3 (4) | 2. 813\4 (27) |
2-2 * 161\2 (1) | 3. 3-2 * 811\4 (1\3). |
8. А теперь послушаем кусочек истории. Историческая справка.
Представьте себе, что вы попали в Алмазный Фонд нашей страны. И вам побольше хотелось бы узнать об алмазах. Вот этим и займёмся на уроке.
Задание 1.
Выполните вычисления. Запишите в таблицы буквы, связанные с найденными ответами.
Б 491\2= 7 | Й 810,5= 9 |
Ы 321\5= 2 | С 82\3= 4 |
Е 10001\3= 10 | Н 00,2= 0 |
П 0, 00161\4= 0.2 | Л 1-0,6= 1 |
И 16- 1\2= 0,25 | З 16 -0,25= 0,5 |
О (8\27)1\3 = 2\3 | Д 163\4= 8 |
М ( 5 )0,25 = 1.5 | А 251,5=125 |
Название
125 | 1 | 1, 5 | 125 | 0, 5 |
А | Л | М | А | З |
произошло от греческого слова
125 | 8 | 125 | 1,5 | 125 | 4 |
А | Д | А | М | А | С |
что в переводе означает
0 | 10 | 0.2 | 2\3 | 7 | 10 | 8 | 0.25 | 1, 5 | 2 | 9 |
Н | Е | П | О | Б | Е | Д | И | М | Ы | Й |
и отражает одно из его главных свойств - наивысшую твёрдость.
Задание 2.
Среди выражений, записанных в таблице, найдите и вычеркните те, которые не имеют смысла. Для остальных выражений найдите равные по значению числа, записанные на рисунках алмазов. Заполните свободные части таблицы числами и буквами.
- (-121)1\2i
- -1211\2b
- 121-1\2r
- (-32)-1\5
- -32-1\5i
- (2\3)-
- (-2\3)0
- 1-2\3l
- 1-2\3l
- (2\3)-1 а
- (- )1\2
- (- )2n
- 03\4t
- 0-2\3
Французское слово __brilliant_______________ ( в русском написании __бриллиант______________________) в переводе означает "блестящий" и используется для обозначения алмазов, подвергнутых огранке и полировке. Такая обработка позволяет получить мистический блеск и великолепную игру света.
Задание 3.
А) Заполните таблицу
№ | Выражение | Множество допустимых значений переменной | Слова |
1. | Х5 | [0; +) | шатёр |
2. | Х-5 | (-; 0) U (0; +) | павильон |
3. | Х1\5 | [0; +) | коронка |
4. | Х-1,5 | (0; + ) | плато |
5. | (-х)1,5 | (- ; 0] | арена |
6. | (-х)-5,1 | ( - ; 0) | площадка |
Б) На рисунке показана совершенная бриллиантовая огранка, имеющая форму многогранника с 57 гранями. Эта оптимальная форма и размеры были получены в ХХ веке, благодаря развитию геометрической оптики.
Узнайте, как называются отдельные части такого бриллианта. Используя информацию из таблицы и рисунок:
(-;0) |
площадка |
[0;+) |
коронка |
(-;0) (0; +) |
павильон |
Задание 4.
А) Упростите выражения:
- "Кохинор" х:х2\3 =х1\3
- "Орлов" х1\5 : х0,3 = х-0,1
- "Шах" ( х 2\3)0,75 = х1\2
- Виктория а3\5 : а = а-2\5
- Грибоедов А.С. а 1\4 - а 0, 25= 0
- Екатерина 2 а 1\2 * а 0,3 : а 4\5 =1
- Великобритания у 0,6 * у2\3 : у 3\5 =у-0,5
- Индия (у 3\4)1 * у 0,5 = у1,5
- Персия (у 2 : у 0,5)2\3 = у
- Россия у 2 : ( у 0, 5)2\3 = у5\3
Б) Найдите значения выражений
- m1 25 1, 5 : 25 2 = 0,2
- m2 125 2\3 + 81 3\4 + 1-1\5= 53
- m3 271 1\3+ 4 3\4 * 80,6 = 89
- m4 1001 : 10 + 27 2\3 = 109
- m5 10 1,5 * 10 1\2 * 8 2\3 = 400
в) Используя найденные ответы, заполните пропуски в тексте. Слова пишите в нужных падежах.
Масса драгоценных камней измеряется каратами.: 1 карат = m10,2 г.
Алмазы, имеющие массу более m253 карат, получают собственные имена.
Наиболее крупные драгоценные камни хранятся в Алмазном фонде страны, расположенном в Московском Кремле.
Одним из самых знаменитых бриллиантов является алмаз
Х0,5 | "ШАХ" |
Имеющий массу около m389 карат. Он был найден в
У1,5 | Индии |
Затем попал в
у | Персию |
А в 1829 году был привезён в
У5\3 | Россию |
В качестве выкупа за смерть
0 | Грибоедова А.С. |
В Алмазном фонде хранится ещё один знаменитый бриллиант, называемый ныне
Х-0,1 | Орлов |
Он также был найден в
У1,5 | Индии |
В 17 веке и имел до огранки массу около m5400 карат. После огранки бриллиант получил имя
Х2 | Дерианур |
- "море света". Алмаз неоднократно похищался, попадал в различные страны и к разным правителям.
В 1773 году его приобрёл фаворит
1 | Екатерина |
Граф Григорий Орлов в дар императрице. Имя алмаза было заменено на
Х-0,1 | Орлов |
Бриллиант был вставлен в Российский державный скипетр.
Задание 5.
А) Упростите выражения
- У ( х1\2 + у1\2) * (х1\2 - у1\2) = х -у
- А (х1\2 - у1\2)2 + 2х1\2у1\2 = х + у
- И = х1\2
- Н = х1\2 + у1\2
- К = х1\3 - у1\3
- Л = х1\3 + у1\3
Б) Выполните вычисления
10002\3 * 1251\3 + (1\8)-4\3 + 160,25 * 490.5 = 530
В) Заполните пропуски в тексте:
Долгое время основным местом добычи алмазов была Индия, а в начале ХХ века были открыты месторождения в Южной Африке. Там в 1905 году на одном из приисков был найден крупнейший алмаз, масса которого составляла 3106 карат. Он был назван именем хозяина прииска.
Куллинан 11 - вторая по величине часть, полученная при гранении алмаза, украсил корону королевы Виктории.
При огранке этот алмаз был рассечён на 9 частей. Наибольшая часть, имеющая массу 530 карат, была названа "Звезда Африки". Этот бриллиант, имеющий 74 грани, стал украшать британский державный скипетр.
Подводим итог урока.
- Какую цель ставили в начале урока?
- Достигли ли цели урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Ставим оценки за урок.
Спасибо за урок.