Класс: 2
УМК «Гармония»
Цели урока:
- Повторить и закрепить знания по безопасности:
А) пожарной безопасности;
Б) других служб экстренной помощи. - Формировать математические знания.
- Развивать умения работать самостоятельно, в паре, группе.
- Закреплять гигиенические навыки (правильная посадка, физминутка).
- Презентационное сопровождение - презентация «Математика на страже безопасности».
Ход урока
I. Организация класса.
Раз – два – три –
Слушай и смотри!
Три – два – раз –
Урок начнём сейчас!
II. Объявления темы и целей урока. Слайд 1
Учитель:
Чтобы быть пожарным или строителем,
Лётчиком или водителем
Нужно много знать и понимать!
А главное быть точным и внимательным,
Как математики.
Уметь работать слаженно,
Безошибочно и отважно!
III. Интегрированная актуализация знаний.
Работа в паре.
Слайд 2 Устные вычисления (1 ученик на закрытой доске)
Рисунок 1. Образец карточки для индивидуальной работы «Устные вычисления»
- Наименьшее двузначное число уменьшить на наибольшее однозначное. (10 – 9 = 1)
- На сколько 26 больше 24? (26 – 24 = 2)
- Уменьшаемое 93 вычитаемое 90. Найти значение разности. (93 – 90 = 3)
- Из числа 44 вычесть 4 десятка. (44 – 40 = 4)
Учитель: Проверяем результаты на экране (слайд 2) и на закрытой доске(1,2,3,4)
- Подставьте слева от этих чисел наименьшее однозначное число, так, чтобы эти числа стали помощниками в различных опасных жизненных ситуациях. Что получается? Произнесите (01, 02, 03, 04)
- О чём нам говорят такие числа? Назовите, какие службы можно вызвать по этим номерам (01 – пожарная служба, 02 – милиция, 03 – скорая помощь, 04 – служба газа, 01 – единый телефон спасения)
Работа в группах.
Слайд 3 Решение задачи (Повторяем знания о геометрической фигуре - ломаной линии и подготовка к ознакомлению со смыслом умножения, как сложения одинаковых слагаемых.)
Внимание! Внимание! Представьте, что вы экипаж пожарной машины – каждый ряд – это пожарный расчёт – так называют пожарную команду, которая выезжает на пожар.
Задача. В пожарную службу поступил вызов о том, что в здании, на высоте 12 метров произошёл пожар. (Назовите признаки пожара: дым, пламя)
Условие задачи. По команде выехало 3 пожарных машины с раздвижными лестницами. У каждой машины лестницы состоят из частей, как звенья ломаной.
Внимание экипажам.
У каждой машины лестницы состоят из одинаковых частей, общая длина лестниц на каждой машине равна 12 м.
Внимание! У 1 машины каждая часть лестницы по 4 метра. У 2-ой машины каждая часть лестницы по 6 метров, у 3-ей машины каждая часть лестницы по 3 метра.
Вопрос задачи. Сколько частей у лестниц на каждой машине. Составьте и запишите выражения. Напоминаю, лестницы выдвигаются на длину 12 метров.
Слайд 3 (кликнуть мышью) Проверка результатов – выходят представители групп: зачитывают решение, выполненное группой (на альбомных листах фломастером).
? Какая машина первой расправит свою лестницу?
Слайд 4 Работа в тетрадях.
Рисунок 2
Записать в тетради и на доске все представленные варианты выражений.
Начертить данные длины лестниц в виде отрезков. Метры будут соответствовать сантиметрам. Надписать длины над отрезками.
III. Физминутка. Слайд 5
Пожар локализован (т. е. потушен), пришло время отдохнуть!
Вышли мышки как-то раз (шагают на месте)
Попроказничать на час. (погрозить пальцем друг другу)
Взяли спичек коробок
И уселись в уголок. (присесть)
Раз – вспорхнуло пламя спички, (поднимают руки вверх, сидя на корточках)
Два – горят уже косички, (встают и выполняют руками наклоны влево – вправо)
Три – испуганы сестрички, (руками обхватывают голову и наклоняются влево-вправо)
А четыре, пять, шесть, семь – (хлопают в ладоши на каждый счёт)
Крепко помнить нужно всем: (грозят пальчиком поворачиваясь друг к другу)
Спички детям не игрушки, (повороты головы и руки с грозящим пальчиком влево-вправо)
Даже если вы подружки! (повороты головы и руки с грозящим пальчиком влево-вправо)
Не играйте с огоньком, (повороты головы и руки с грозящим пальчиком влево-вправо)
Чтобы не сгорел ваш дом! (над головой складывают руки в виде треугольной крыши дома) (Автор слов физминутки Михеева Н. Е. – заместитель директора по правовому воспитанию МОУ СОШ № 20 г. Нижний Тагил Свердловской области.)
IV. Тест. Слайд 6
Рисунок 3. Образец карточки для индивидуальной работы
Пожар в 9-этажном доме. Человек вышел из квартиры на 4-м этаже и почувствовал запах гари. Вопрос. Куда он будет двигаться? (Показать ответ на круг-сигнале и записать в бланке ответов в тетради.)
А) К лифту, до него 7 шагов.
Б) По лестнице вниз, до 1 этажа - 180 шагов.
В) По лестнице вверх, чтобы узнать, откуда идёт запах гари.
Слайд 6(кликнуть мышью) Рассуждения детей
Ответ А) – не верный, на лифте во время пожара ездить нельзя, т.к. может произойти замыкание проводки или возгорание и можно застрять в лифте.
Ответ В) – не верный, т. к. дым поднимается вверх.
Ответ Б) – верный, вниз по лестнице.
V. Логическое задание. Слайд 7
Рисунок 4. Образец карточки для парной или индивидуальной работы (на усмотрение педагога)
Вместо окошек вставить однозначные числа, чтобы значение суммы было равно 10. (Числа не должны повторяться и не использовать 0.)
Слайд 7 (кликнуть мышью)
____ + _____ + _____ + _____ = 10
(Варианты: 1+2+3+4=10, 3+2+4+1=10 и т. п.)
Слайд 8 Учитель:
Четыре спасительных цифры
Помогут нам в трудный час!
Запомнить их вовсе не трудно.
Их знать должен каждый из вас!При пожаре - 01 набирает гражданин!
Хулиганы, драка или ограбление
Звонить в милицию – 02 – без промедления!
Болезнь, ожог и отравление
В – 03 – звоним мы без сомнения!
Почувствовали едкий запах газа – по 04
Дозвонимся в службу газа!Но если цифры телефонов все перезабыли,
А может быть, их вовсе не учили!
Один единый номер для спасения
Запомнят все,
Конечно без сомнения!
Знает каждый гражданин
Слайд 8 (кликнуть мышью) Единый номер – 01!
VI. Графический диктант. Слайд 9
В тетради.
Учитель диктует по линиям направления, дети чертят по клеточкам.
Отступить сверху 3 клетки, поставить точку – начало движения.
Первое изображение:
2 клеточки вправо вверх, наискосок по диагонали.
3 клеточки вправо.
2 клеточки вправо вниз наискосок по диагонали.
5 клеточек вниз.
2 клеточки влево вниз наискосок по диагонали.
3 клеточки влево.
2 клеточки влево вверх наискосок по диагонали.
5 клеточек вверх.
Отступить 3 клеточки вправо для следующего изображения и 5 клеточек сверху – поставить точку – начало движения.
Второе изображение.
4 клеточки вправо вверх наискосок по диагонали 9 клеточек вниз.
Слайд 9 (кликнуть мышью) Что получилось? (На экране проверяем правильность выполнения графического диктанта 01 – единый телефон спасения)
VII. Как необходимо вести себя при пожаре.
Слайд 10 (кликать мышью: 1 раз – появятся ответы, второй раз – ответы появятся в порядке возрастания, 3, 4, 5 раз – появятся правила: «Как вести себя при пожаре»)
Рисунок 5. Образец карточки для парной или индивидуальной работы (на усмотрение педагога)
Решите выражения, а ответы расположите в порядке возрастания, и вы прочитаете, как необходимо вести себя при пожаре (на слайде 10).
VIII. Итог урока. Слайд 11
Подведём итоги мы, друзья
Без математики нам жить нельзя!
При пожаре мы должны
Действовать также умело
Точно, чётко и спокойно
Как у доски мы пишем мелом!
Урок окончен.