Место урока в учебном плане: урок окружающего мира в 4 классе входит в раздел «Земля и человечество», урок 3, 1 четверть, по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» УМК Школа России.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие.
Цель урока: формирование представлений у учащихся о планетах Солнечной системы.
Задачи:
- познакомить с планетами Солнечной системы и их отличительными особенностями;
- выявить отличительные особенности планет и звёзд;
- формировать представления об естественных спутниках и планетарных кольцах;
- развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;
- расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;
- воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Оборудование: на столах учебники Плешакова А.А. Окружающий мир, 4 кл., Ч. 1, тетради, ручки, карандаши, кроссворды на каждого ребёнка (Приложение 1), листы самооценки (Приложение 2), маршрутные карты (Приложение 3).
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.
Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.
План урока:
Этапы урока | Время | |
1 | Самоопределение к деятельности, мотивация на работу. | 1 мин. |
2 | Актуализация знаний. Подготовка к полёту. | 7 мин. |
3 | Постановка учебной задачи | 2 мин. |
4 | Открытие нового знания. | 17 мин. |
5 | Применение нового знания. Включение его в систему знаний по предмету. Самостоятельная работа в группах. | 6 мин. |
6 | Составление маршрутной карты обратного полёта. | 5 мин. |
7 | Итог урока. Рефлексия. | 1 мин. |
8 | Домашнее задание. | 1 мин. |
Ход урока
Номер слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационный этап (1 мин.) | ||
Кто из вас хочет быть космонавтом? Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие к планетам Солнечной системы? Подготовьте свои бортовые блокноты, ручки, карандаши. |
Дети рассаживаются за парты по группам-экипажам, готовят всё необходимое для работы. Отвечают на вопросы учителя. |
|
Актуализация знаний. Подготовка к полёту (7 мин.) | ||
Слайд 2 | – В полёт берут только хорошо подготовленных космонавтов. Проверим, как вы готовы к полёту. – Продолжите утверждение: «Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют…» |
Продолжают фразу. |
Слайд 3 | – Расскажите, что вы знаете о Солнце (с опорой на информацию со слайда 3). | Проверка домашнего задания. Рассказ о Солнце. |
Слайд 4 | – Проверим, как вы овладели основными понятиями, необходимыми в полёте. Возьмите листы с кроссвордами (Приложение 1). Отгадайте кроссворд. |
Отгадывают кроссворд. |
– Поменяйтесь листочками в группе. Проверьте, правильно ли отгадал кроссворд ваш товарищ по команде. | Обмениваются листочками, взаимопроверка. | |
– Ответьте на 1 и 2 вопросы листа самооценки (Приложение 2). | Работают с листом самооценки. | |
Постановка учебной задачи (2 мин.) | ||
– Назовите цель нашего путешествия. Выясним также, возможна ли жизнь на других планетах Солнечной системы. Почему? |
– Познакомиться с планетами Солнечной системы и их отличительными особенностями. | |
Открытие нового знания (17 мин.) | ||
Слайд 5 | – Экипажам кораблей приготовиться к полёту. Занять свои кресла, пристегнуть ремни, надеть наушники. Ведём обратный отсчёт времени. | Поверяют готовность, выполняют команды учителя. Ведут обратный отсчёт времени: – Три, два, один, пуск! |
Слайд 6 | – Вот она – Солнечная система. Посмотрите на планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Сколько их? Чем они похожи, чем отличаются? | – Планет изображено 9. У каждой из них своя ось вращения. Все они имеют форму шара. Отличаются размерами, цветом, удалённостью от Солнца. |
Слайд 7 | – Планета, с которой мы начинаем путешествие, является нашим космическим домом и называется Земля. Что вы знаете о нашей планете? (Гиперссылка на слайд 7. Необходимо нажать на название планеты) | Ответы детей. – Она третья от Солнца. – У неё есть воздушная оболочка. – На ней растут растения, живут Люди и животные. – У неё есть спутник Луна. |
– Посмотрим, что расскажет о Земле нам бортовой компьютер. (Возвращение назад по стрелке) | Читают данные, дополняют свои знания. | |
Слайд 8 | – Летим к первой от Солнца планете – Меркурий. Она названа так в честь древнеримского Бога Меркурия – покровителя торговли. Запросим у бортового компьютера сведенья о ней. |
Внимание на экран. Рассматривают планету. Читают сведенья о ней. |
– Как вы думаете, могут ли на этой планете обитать живые существа? Почему? (Возвращение к слайду 6 по стрелке) |
Ответы детей. – У этой планеты нет воздушной оболочки, людям будет нечем дышать. – Меркурий расположен очень близко от Солнца, поэтому там очень жарко. |
|
Слайд 9 | – Летим к следующей планете. Это – Венера. Планета получила своё название в честь древнеримской богини любви. (Переход по гиперссылке на слайд 9) Послушаем сообщение о ней представителя 1 экипажа, который подготовил сообщение об этой планете. |
Выступает представитель 1 экипажа. Остальные ребята слушают рассказ. |
– Занесём необходимые данные о планете Венера в наш бортовой компьютер. – Возможна ли жизнь на этой планете? Почему? (Возвращение к слайду 6 по стрелке) |
Дети называют главное из рассказа. Ответы детей. |
|
Слайд 10 | – Мы движемся к четвёртой от Солнца планете, Марсу. Она названа так в честь древнеримского бога войны. Возможно, здесь мы найдём живых существ. Запросим все необходимые сведенья об этой планете у компьютера. (Переход по гиперссылке на слайд 10) При чтении данных о планете, перейти по гиперссылке «Фобос и Деймос» (слайд 16), чтобы посмотреть иллюстрации. Затем возвращение назад по стрелке. |
Внимание на экран. Рассматривают иллюстрации, читают сведенья о планете. Делают предположения о том, есть ли жизнь на Марсе. |
Слайд 11 | – Наш космический корабль приближается к гигантской планете – Юпитер, названной так в честь римского бога Юпитера. (Гиперссылка на слайд 11) – Прочитайте о Юпитере в учебнике на стр. 10. |
Дети изучают материал учебника. |
– Что вы узнали о Юпитере? | – Это самая большая и самая тяжёлая планета. Она в 318 раз тяжелее Земли. Её диаметр в 11 раз больше диаметра Земли. | |
– Посмотрим, какие сведения о Юпитере есть в нашем компьютере. | Внимание на экран. | |
Физкультминутка. Мы плывём на пароходе? Едем мы на вездеходе? Мы летим на корабле? Невесомость ощущаем? Головою мы вращаем. Вправо, влево повернулись, За руками потянулись. Экипажам кораблей Занять кресла поскорей! |
На вопрос учителя дети отвечают «Да!» или «Нет» и показывают соответствующее движение. | |
Слайд 12 | – Идём на сближение с планетой Сатурн (Гиперссылка на слайд 12). Представитель второго экипажа сделает сообщение об этой планете. | Дети слушают рассказ представителя второго экипажа. |
– Что вы узнали о планете Сатурн? Занесём данные в наш бортовой компьютер. Возможна ли здесь жизнь? (Возвращение на слайд 6 по стрелке) |
Ответы детей. | |
Слайд 13 | – Совершаем перелёт к седьмой от Солнца планете. Она названа в честь греческого бога Ураном. Из базы данных узнаем об этой планете подробнее. (Гиперссылка на слайд 13) |
Внимание на экран. Читают информацию с экрана, рассматривают иллюстрации. |
Слайд 14 | – А вот в наших иллюминаторах показался Нептун. (Гиперссылка на слайд 14) Планету назвали в честь римского бога морей. Представитель третьего экипажа подготовил рассказ о Нептуне. | Дети слушают рассказ представителя третьего экипажа. |
– Что вы узнали о планете? Какие сведенья необходимо занести в базу данных нашего компьютера? (Возвращение назад по стрелке) |
Ответы детей. | |
Слайд 15 | -Вот в иллюминаторах показалось ещё одно небесное тело. Что это? Плутон назван так в честь древнеримского бога подземного царства. – Посмотрим, какие сведенья об этом объекте есть в нашем бортовом компьютере. (Гиперссылка на слайд №14) |
Дети высказывают свои версии. Знакомятся с информацией со слайда. |
– Можно ли это небесное тело считать планетой? Почему? – Первоначально Плутон считался планетой, а сейчас классифицируется как карликовая планета. |
Ответы детей с доказательствами. | |
– Существуют ли ещё планеты в Солнечной системе, как вы думаете? | Версии детей. | |
Слайд 17 | Физкультминутка для глаз. – Попробуем поискать в Солнечной системе другие планеты. Внимательно следите глазками за летающей тарелкой. |
Глазами следят за объектом на экране. |
Слайд 18 | – Вот показалась впереди корабля неизвестная планета – Седна, получившая имя в честь эскимосской богини морских зверей. Открыта эта планета была не так давно – 14 октября 2003 года американскими наблюдателями. Новая планета по размеру больше Плутона, но два раза дальше от Солнца, чем Плутон. По подсчетам ученых, сейчас расстояние до нее составляет 97 расстояний от Земли до Солнца. Вокруг Солнца планета обращается примерно за десять с половиной тыс. земных лет. Возможно, что через несколько лет учёные-астрономы откроют новые планеты. |
Слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрацию. |
Ответьте на вопросы 3, 4, 5, 6 листа самооценки (Приложение 2). | Работают с листом самооценки. | |
Применение нового знания. Включение его в систему знаний по предмету (6 мин) | ||
Слайд 19 | – Прочитайте задание со слайда для самостоятельной работы в группах | Самостоятельная работа. |
Проверка результатов самостоятельной работы. | Представитель от каждой группы выходит к доске и зачитывает ответ на вопрос. | |
Составление маршрутной карты обратного полёта (5 мин) | ||
– Возьмите листы с маршрутной картой Солнечной системы (Приложение 3). Дополните её. Продумайте маршрут, по которому вы будете возвращаться домой. | Дополняют карту, составляют обратный маршрут для космического корабля | |
Поверка самостоятельной работы | Дети зачитывают обратные маршруты для своих кораблей. | |
Слайд 20 | – Внимание! Приготовиться к обратному полёту! Пристегнуть ремни! Ведём обратный отсчёт времени! Три, два, один, пуск! | Проверяют готовность к полёту, ведут обратный отсчёт времени вслух. |
Подведение итогов урока. Рефлексия (1 мин) | ||
– Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? | Высказывания детей. | |
– Ответьте на вопросы 7, 8, 9 листа самооценки (Приложение 2). | Работают с листом самооценки. | |
Домашнее задание (1 мин) | ||
– Ознакомиться с материалом учебника на стр. 9-14. Подготовить ответы на вопросы «Проверь себя». Дополнительно (по желанию) вылепить из пластилина модели планет. На картоне расположи их в порядке удаления от Солнца. |
Записывают задания в дневники. |
Ресурсы:
- ru.wikipedia.org/wiki
- ugorka.ivakorin.ru/planeta%20Zemlya.html
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс, М.: «ВАКО», 2004.
- Плешаков А.А. Окружающий мир Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1/ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, М.: Просвещение 2008.
- Компьютерная игра «Звездная миссия», Производитель «Руссобит-М», 1999.