Дети и война

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели и задачи:

  • Ознакомить с героическими страницами истории России;
  • Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма;
  • Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой отечественной войны.

Слайд 1 - фоном

Организованный не так давно уличный телеопрос молодежи о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов состоял всего из одной фразы: «Что вы знаете о Великой Отечественной войне?». По крайней мере, двое НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ об этом, а были и такие, кто ответил: «Ну и что, ну и завоевали бы нас: пили бы мы баварское пиво!» Не пили бы! В далеко идущих нацистских планах были и такие: запрет на речевое общение, низведение неарийских народов до уровня животных.

Не уставая, ничего не забывая, давайте говорить с детьми о нашем прошлом, о том, как стояли за свою страну Дмитрий Донской и Александр Невский, Козьма Минин и князь Пожарский, Александр Кутузов, Багратион и Барклай де Толли, как сражались за свою Родину миллионы солдат Великой Отечественной. Давайте говорить о том как, какими силами была одержана эта победа через 1418 страшных, мучительных дней? 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, искалеченных, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети - мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти.

Мне очень запали в душу слова, сказанные маршалом Советского Союза К.К. Рокоссовским. Он говорил: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых».

Слайд 2

Минута молчания.

Слайды 3-7

Ведущий: Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда. Что есть на свете дороже детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.
Дети беспощадной волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Война отбирает у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

Ведущий: Как внезапно ворвалась война в их детство и юность.… Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких! Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть».

Ведущий: воспоминания из книги Светланы Алексиевич «Дети войны»:

1 ученик: «Я видел…» Юра Карпович - 8 лет - Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной….

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз … Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: «Юде!..» Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист…Вот почему мы не всегда понимаем наших детей, а они не понимают нас. Мы - другие люди. Забуду, живу как все. А иногда проснешься ночью, вспомнишь - и кричать хочется…

2 ученик: «Будете мои дети…» Нина Шунто - 6 лет - До войны мы жили с одним папой, мама умерла. Когда папа ушел на фронт, остались с тетей. Тетя наша жила в деревне Задоры Лепельского района. Через месяц, как папа нас привез к ней и оставил, она наткнулась глазом на сук, выколола глаз, у нее получилось заражение крови, и она умерла. И мы остались одни с братом, а брат был маленький. Мы с ним пошли искать партизан, почему-то мы решили, что там наш папа. Ночевали, где придется. Помню, когда была гроза, мы ночевали в стоге сена, вытянули сено, сделали ямку и ночевали там. Таких детей, как мы, было много. И все искали своих родителей, даже если они знали, что родители убиты, все равно говорили нам, что тоже ищут папу с мамой или кого-нибудь из родственников. Мне запомнился такой случай. Мы шли по деревне, и в одной хате было открыто окно. И там, видно, недавно пекли картофельные пироги. И когда мы приблизились, брат услышал запах этих пирогов, он потерял сознание. Я зашла в эту хату, хотела попросить кусочек для брата, потому что он бы не поднялся. А я бы его не подняла – сил мало. В хате никого не было, я отломила кусочек пирога, и мы остались ждать хозяев, чтобы не подумали. Что мы воруем. Пришла хозяйка, она жила одна. Она нас не отпустила, она сказала: «Будете мои дети…». В сорок четвертом деревню сожгли, нас подобрали партизаны. Из партизанского отряда на самолете отправили за линию фронта. Там мы узнали, что отец погиб…

3 ученик: «Он оглянуться боялся…» Женя Билькевич - 5 лет - Мама с папой думали, что мы спим, а я лежала рядом с сестричкой и притворялась, что сплю. Видела: папа долго целовал маму, целовал лицо, руки, а я удивлялась, что никогда раньше он так ее не целовал. Они вышли во двор, я подскочила к окну: мама повисла у папы на шее и не отпускала его. Он оторвал ее от себя и побежал, она догнала и снова не пускает и что-то кричит. Тогда я закричала: «Папа!». Проснулись сестричка и братик Вася, сестричка смотрит, что плачу, и тоже закричала «Папа!». Выскочили мы все на крыльцо: «Папа!». Отец увидел нас и, как сейчас помню, закрыл голову руками и пошел, даже побежал. Он оглянуться боялся… Солнце светило мне в лицо так тепло, что и теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Я была совсем маленькая, но мне кажется, я чувствовала, что вижу его в последний раз. Так и связалось у меня в памяти, что война - это когда нет папы. А потом помню, как лежала возле шоссе наша мама с раскинутыми руками. Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили на этом же месте. Мы кричали и просили, чтобы нашу маму не закапывали...

Ведущий: Муса Джалиль «Варварство»:

6 ученик:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд …

Слайды 13-17

Ведущий: 1941-1942. Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит новый немецкий порядок.

8 сентября 1941 года гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, деморализовать, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все.… Вот что такое фашистская стратегия голода. И фашисты это орудие широко применяли, стремясь сломить волю людей к сопротивлению и укрепить свой тыл.

1 ученик:

...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли.
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!

Ведущий: Дети в осажденном городе.… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоемов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распределяли по дням, а в течение дня - по часам.

2 ученик:

Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо.
Прохожие. Плачет ребенок,
И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась от ноши
И вязнет в сугробах и ямах.
- Не плачь, потерпи, мой хороший,
- И что-то бормочет о граммах.
Их лиц я во мраке не вижу,
Подслушала горе вслепую,
Но к сердцу придвинулась ближе
Осада, в которой живу я.

(на сцене, закутанная в платок, сидит девочка и пишет при свете огарка)

Ученица:«Я ленинградская школьница Таня Савичева. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него:

Слайды 18-19

Ученица: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

Ведущий: Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило.

Ученица: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

Ученица: «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

Ведущий: в «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер…».

Ученица: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама -13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все».

«Осталась одна Таня». 

Ученица:

Куда они ушли, ужель - далёко?
Тень инеем накрыло на стене…
Мой славный пересмешник, братик Лёка! –
Вкусивши свет, вернёшься ли ко мне? ...

Ведущий: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием…

3 ученик: стихотворение «Моя землячка…»

Моя землячка, Савичева Таня,
Прости, что не пришла к тебе с цветами:
Не знала, что тебя я встречу здесь,
Где справа лес и слева лес.
И эти строки на твоей могиле
Меня огнём блокады опалили….

Слайды 20-27

Ведущий: Мы много пережили в суровые годы войны. Мы видели опаленные города, стертые с лица земли селения, разрушенные старинные памятники, виселицы, рвы, наполненные трупами, грудных младенцев, раздавленных немецкими танками, расстрелянных женщин, стариков, детей. Повсюду гитлеровские палачи оставляли за собой кровавые следы. Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах Майданека, о печах Освенцима и других “фабриках смерти” в Польше, Эльзасе, Латвии, Голландии, о сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожженных, расстрелянных невинных мирных людей.

4 ученик: (стихотворение Л.М.Голодяевской, «Дети войны»)

Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

Ведущий: Лагерь Нацвайер, где производились «научные опыты» над заключенными. Среди найденных документов дневной рапорт от 31 октября. Всего на этот день в лагере содержалось 18486 человек, в том числе детей, юношей и подростков до 20 лет - 2595.В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие эпидемические болезни. Лагерь давал немцам побочный доход от продажи пепла в специальных урнах ценою в 60 марок и получше - 120 марок. Что может быть циничнее и страшнее, чем земля, удобренная прахом наших сверстников!..

5 ученик:

В углу, где не было иконы
В лагерном бараке, в темноте
Отбивала бабушка поклоны
На коленях, в смраде, в темноте.
Шепотом молилась, еле слышно
Истово молилась, страстной силой:
- Деточек спаси, прошу, Всевышний.
Господи! Спаси их и помилуй!-
И меня молитве той учила,
Осенять крестом и лоб, и плечи,
И в худые пальчики вручила
Палочку: - возьми заместо свечки –
На коленях, рядышком, подростки,
Что молились сразу всем, со страху:
И Святой Марии, Матке Боске,
Богу, Богородице, Аллаху!
Я жива! И мама рядом дышит!
Кто-то пеплом долетит до рая
До сих пор Господь, наверно, слышит,
Как молилась бабушка седая.
Под иконой свечку зажигаю,
Не в бараке, в теплой комнате:
- Бабушка! Не все молитвы знаю,
- Но твои до века буду помнить

Слайды 29-36

Ведущий: С 1943 года Красная Армия перешла в наступление. Советские солдаты шаг за шагом, с потом и кровью освобождали родную землю. Сколько среди них, подростков, надев сапоги и шинели, взяв в руки оружие, становились воспитанниками полков. И это были уже не сироты с попранным детством, а солдаты, смысл жизни которых - подвиг во имя Отчизны.

1 ученик: Нина Михайловна Данилович, юная разведчица, связная партизанского отряда, вспоминает: «Кто говорит, что детям в войну не страшно, не прав! Впервые дни войны мне исполнилось 12, и первые несколько раз, когда я шла на выполнение боевого задания, дрожь пронизывала и парализовывала мое тело. Постепенно я свыклась с мыслью, что рано или поздно должна погибнуть, но нужно выполнить последнее, именно это задание. Пусть я погибну, но зато другие будут спасены».

Ведущий: В далеком 1942-м 13-летним подростком, Анатолий Николаевич Прибелев убежал на фронт. Прошел от Москвы до Восточной Пруссии. Помогал артиллеристам, подносил снаряды для орудий, служил сапером и связистом.

2 ученик: Вспоминает Николай Пантелеевич Крыжков: «Наш детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095-го артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда комбат Виктор Веприк приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й Гвардейской армии».

Ведущий: Сколько их, сынов и дочерей полка, трудно сказать. По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик. Посмертно.

Слайды 37-40

Ведущий: Начало XXI века знаменательно тем, что под разговоры о правах детей и принятии международных конвенций детство практически лишается статуса неприкосновенности. Дети всё чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто - соучастниками чудовищных преступлений. За последние десять лет в мире убиты в войнах около двух миллионов детей, шесть миллионов получили серьёзные ранения или стали инвалидами, а почти тридцать миллионов превратились в беженцев. В Сараево более половины детей были ранены, а 66% подвергались смертельной опасности. В Анголе 67% детейстали свидетелями пыток, избиений и ранений, причём среди пострадавших было много их родственников. В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких. После произошедшей в Руанде резни народа Тутси дети при опросах говорили, что им безразлично, вырастут они или погибнут. Ещё каких-то 10-15 лет назад всё это казалось нам бесконечно далёким, а потому недостаточным пристального внимания. Но сейчас, когда в Чечне даже десятилетние мальчишки гордо расхаживают с автоматами, пожалуй, стоит поинтересоваться чужим опытом. Военный конфликт в Чечне - это для нас предупреждение. Но, боюсь, мы его не услышим.

3 ученик:

Повидав немало слез,
Услышав стоны умирающих,
Почуяв на себе последний вздох,
И детские мечты здесь разбиваются.
Война упала прямо с неба
И детских душ похитила покой,
Ведь на войне уже не ждут рассвета,
И в Грозном не встречают летний дождь…
Сердца детей, наполненные грустью,
Глаза, что безмятежно смотрят в облака,
Похолодевшие от боли с тихой скорбью,
Надеясь, что услышат их молитвы небеса.
И в окружении природы безграничной,
Не чувствуют те дети счастья и побед.
И маленькой той девочке придется безутешной
Вернуться в дом, где никого уж нет.
А дети, видящие там цвет крови?!
Слышащие крики матерей,
Что думают они при цвете красной розы,
Что понимают, видя тех детей.
Что никогда не видели несчастий,
Не попадали под огонь войны,
Что жили лишь в огромном счастье,
Кружились в мире любящей страны.

Ведущий: Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

Наше поколение никогда не знало голода, разрухи, ужасов концлагерей и жестокости войны… Но мы говорим об этом и будем говорить,потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

Мы будем говорить об этом для того, чтобысохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной!

Слайды 41-64

Исполнение песни «Детство, детство, детство - это свет и радость …».

Литература:

  1. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. - 5-е изд. - М.: Воениздат, 1988,- 367 с.: 8 л, ил. - (Военные мемуары);
  2. Синова И.В. Государственные праздники России. Справочник школьника. СПб.: Литература, 2006 г.;
  3. Светлана Алексиевич. Последние свидетели. Соло для детского голоса. Издательство: Время, 2008 г.;
  4. Муса Джалиль . Избранное : стихи/ пер. с татар. , сост. и авт. вступ. ст. Р. Мустафин . - Казань : Татарстан, кн. изд-во, 1973 . - 352 с.;
  5. Адрес - почта полевая. 1941-1945 - страницы героической летописи. - М., - «Детская литература», - 1973 г.;
  6. Материалы с сайта http ://www.portal-slovo.ru/