Интервал – сердце и душа музыки

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (999 кБ)


Пояснительная записка
Конспект данного занятия разработан для воспитанников 4 года обучения по образовательной дополнительной программе художественно – эстетического направления «Камертон» для вокальной студии на основе раздела программы ч. II «Музыкальная грамота. Знакомство с интервалами».
Основным является метод эмоционально-образного восприятия. Поскольку в коллективе преобладают дети, которые не получают специального музыкального образования, данный метод позволяет научиться распознавать интервалы. Одновременно развиваются и познавательные способности воспитанников – память, внимание, а также гармонический и музыкальный слух.

 Конспект учебного занятия

  • п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского АО.
  • МОУ «Центр образования п. Угольные Копи».
  • Педагог дополнительного образования: Яшкина Ольга Вацлавовна.
  • Класс: 5-6.
  • Дата проведения: 2 марта 2010 года.
  • Вид деятельности: вокальное творчество.
  • Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
  • Тип учебного занятия: комбинированный.
  • Тема занятия: «Интервал – сердце и душа музыки»…
  • Цель: закрепление и расширение знаний об  интервале в музыке, его образно-эмоциональное  восприятие. 
Задачи:
  • образовательная: закрепить и  расширить знания об интервале, закрепить знания о разновидностях музыкального   интервала в пределах октавы;
  • развивающая:  развивать эмоционально-образное восприятие музыкального интервала, творческие и познавательные способности – память, внимание, гармонический и мелодический слух;
  • воспитательная:  формировать  взгляды и убеждения, воспитывать  целеустремленность, стремление к достижению ситуации успеха.
Оборудование:
  • учебный класс (фортепиано, школьная доска);
  • учебный комплекс: дидактические средства – таблицы, ноты, карточки с текстами песен, раздаточный материал;
  • технические средства – музыкальный центр, CD диски, компьютер, флэш-карты.
Межпредметные связи: музыкальная грамота, музыка, связь с жизнью.
 
План занятия
Этап занятия Цель этапа Методы Форма
1. Организационный Заинтересовать,
настроить на повторение пройденного материала и восприятие нового
Словесный Фронтальная
2. Подготовительный Проверка знаний об интервале, распевание Словесный, (певческо-исполнительский) Индивидуальная, фронтальная
3. Практическая часть Развитие мелодического и гармонического слуха, эмоционально-образного творческого восприятия интервала.
Творческое исполнение  произведений – импровизация в движениях, развитие памяти, дикции, эмоционального состояния.
 
Объяснительно-иллюстративный, творческий
(певческо-исполнительский)
Индивидуальная, фронтальная
4. Анализ результатов работы Обобщение знаний об интервале – образное восприятие,  вывод по теме занятия Словесный, иллюстративный (исполнение на фортепиано) Фронтальная
5. Домашнее задание Закрепление теоретических знаний (заполнение карточки: соответствие количества ступеней названию интервала) и практическое применение в пении произведений «Белый парус», «Возьмемся за руки» Творческий (певческо-исполнительский) Фронтальная
 

Ход занятия

1   Этап учебного занятия: Организационный момент

Приветствие. Объяснение темы занятия.
Слайд № 1
– Тема занятия – «Интервал – сердце и душа музыки…». В конце этого предложения я поставила многоточие, но в процессе нашего занятия я хочу, чтобы вы согласились или опровергли это утверждение.
Давайте повторим все, что вы узнали об интервале на прошлом занятии.
Вопрос: Что означает слово интервал в переводе с латинского?
Ответ:  Промежуток, расстояние, интер – между.
Вопрос: Приведите примеры интервала в жизни.
Ответы: интервал движения автобусов, разметка на линейке с любым интервалом, например в 1 см, перемена – интервал между уроками и т. д. Интервал может быть как во времени, так и в расстоянии.
Слайд № 2
 Вопрос: Что называется  интервалом в музыке?
Ответ: Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (друг за другом) или одновременно.

2 этап – подготовительный

Давайте еще раз повторим названия интервалов в пределах октавы.
Слайд № 3
Слайд № 4 (Таблица находится  на доске на протяжении всего занятия)
Повторим название интервалов и количество ступеней, которые включают эти интервалы.
По порядку слайды № № 5, 6, 7, 8, 9,10,11,12
Предлагаю закрепить материал,  заполнив этот кроссворд.
Слайд № 13 – таблица заполняется на доске.
– Кто желает быть моим помощником?
(Воспитанник выходит, заполняет кроссворд, остальные помогают по необходимости).
 (В центре кроссворда при правильном заполнении получается слово «интервалы»)
– А теперь давайте пропоем эти интервалы!
1) поем звукоряд с возвращением через 1 ступень вверх и вниз – помощница показывает по таблице
Слайд № 4
2) делимся на две группы – поем в качестве распевки двухголосно русскую народную песню «Как пошли наши подружки», меняемся составом – определяем интервальный состав двухголосия;
3) поем в квинту – характеризуем ее звучание (пустое, холодное).
(Г. Струве  «Раз, два, раз, два, раз вверх – нижний голос, пять, шесть, пять, шесть, пять, вверх и обратно).
– Но  сегодня я хочу, чтобы мы отошли от подсчета количества ступеней в интервале  и услышали его совершенно по – новому, чтобы его интонация, его образно-эмоциональное воздействие стало главным.
И я предлагаю вам  в ходе нашего занятия согласиться или опровергнуть  образное определение интервала американского композитора, дирижера и пианиста Леонарда Берстайна.
Леонард Берстайн писал: «Вот нота. Сыграйте ее на своем рояле, она может оказаться приятным звуком (сыграть). Но музыка ли это? Ничуть. Одна простая нота сама по себе еще не музыка, даже не атом (потому, чтобы получился атом нужно две частички)  … и вам нужно хотя бы две ноты, прежде чем вы сможете получить атом музыки.  Потому что с одной одинокой нотой, обособленной ничего не может случиться.
Но как только у вас оказываются две ноты, вы внезапно чувствуете  родство между ними, нечто подобное электрическому напряжению. Вот уже начало музыкального смысла. А с тремя нотами смысл  тем более увеличивается.
Итак, получается, что музыкальный  атом отнюдь не отдельная нота, как вы могли подумать, а, по крайней мере, две ноты. Это двухнотное соотношение  и есть наш ИНТЕРВАЛ. Очень важное слово «интервал», потому что оно составляет сердце и душу музыки».

3 этап. Практическая часть.

– Вы знаете с начальных классов, что музыка обладает  выразительными и изобразительными средствами.
Угадываем на слух интервалы, характеризуем их звучание,
Привожу примеры известных произведений, дети угадывают интервалы и разбирают образ, например:
1. Прима – повторение одной ступени.
2. Секунда, взятая гармонически (одновременно два звука) звучит  резко, неблагозвучно.
(На фортепиано воспроизводятся начало музыкальных произведений, которые начинаются с интервала секунда)
«Ежик» Кабалевский – изобразительный момент.
Секунда, взятая последовательно (мелодически) звучит жалобно, щемяще.
Примеры:
«Пусть бегут» – В. Шаинский
«Элизе» – Л. Бетховен
40 симфония В. Моцарта
3. Терция звучит приятно, благозвучно.
«Как пошли наши подружки» – первые две фразы поются в терцию.
«Маленькой елочке…» – нисходящее движение в первой фразе.
4. Кварта – призывно, резко, «Труба зовет!»
«Гимн России».– «Россия, священная наша держава…».
«В траве сидел кузнечик»
5. Квинта – пустое, холодное звучание – музыкальная характеристика тевтонских рыцарей в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
6. Секста  звучит благозвучно, широко. «В лесу родилась елочка…»
7. Септима звучит резко, неблагозвучно, широко.
Вы услышали,  что звучание двух нот, фактически проходит как ведущий, главный мотив.
 Это звучание определяет идею, эмоцию, образ.
Еще раз проигрываются начало музыкальных произведений «Элизе», 40 симфония Моцарта.
Вывод: звучание интервалов  рисует образ, помогает выразить  характер музыки – то есть ее душу и сердце. 
 
Разбор эмоционально-образного применения интервалов в песнях Владимира Львовского «Возьмемся за руки, друзья» и «Здравствуй, белый парус!»:
 
1) Разбор интервального состава песни «Возьмемся за руки, друзья» при игре на фортепиано, определение интервалов, главного мотива.
 (Вывод: призывный и активный характер песни подчеркивают скачки в мелодии на кварту, квинту, сексту, что также служит выразительным средством в песне).
2) Творческое исполнение под минусовую фонограмму с элементами движения.
3) Интервальный разбор  первого куплета песни «Здравствуй, белый парус»  под фортепиано. Определение  характерных для композитора интервальных ходов, хода мелодии, которые определяют характер произведения.
4) Исполнение под фонограмму.
 

4 этапАнализ работы.

В течение нашего занятия мы старались услышать и увидеть, что же интервалы изображали и выражали, то есть, мы стремились определить душу и сердце каждого произведения через его малейшую частицу – интервал!
Вопрос: Как вы считаете, изменилось ли ваше отношение к понятию музыкального интервала? 
Ответ: Да, изменилось.
Вопрос: Только ли с точки зрения подсчета количества ступеней мы можем определить интервал?
Ответ: Не только.
Вопрос: Как еще мы можно определить и узнать интервал?
Ответ: По его характеру, по образу, интонации.
Вопрос: Можем ли мы согласиться с Леонардом Берстайном, что «интервал – это душа и сердце музыки»?
Ответ: Да, можем.
Вопрос: Почему, как вы считаете?
Ответ: Интервал определяет образ, характер,  эмоции – чувства в каждом произведении, а это и есть душа и сердце музыки.
Педагог: В начале нашего занятия я поставила перед вами задачу: соглашаться или нет с утверждением, что интервал – сердце и душа музыки. Теперь вы должны сказать, какой знак мы поставим в конце предложения.
Ответ: точка – знак утверждения и согласия.
 Вывод: понятие музыкальный интервал – образное и емкое, ведь интервал – действительно является, выражаясь образным языком – «душой и сердцем музыки», что было доказано в ходе занятия.
Слайд № 13

5 этап. Домашнее задание.

– Закрепить название интервалов и количество ступеней, вспомнить образное восприятие каждого интервала, заполнить карточку на соответствие названия интервала количеству ступеней.
– Работать над чистым интонированием мелодии в песнях Владимира Львовского «Здравствуй, белый парус», «Возьмемся за руки, друзья», учитывая интервалы.
– Использовать фонограммы на электронных носителях (флэш-картах).
 
Литература:
1. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1988 г.
2. Финкельштейн Э. От А до Я. М., Советский композитор., 1991 г.
3. Материалы Интернета.