Многообразие направлений активизации деятельности на уроках физики, к которым относят наблюдение, эксперимент, решение задач, работа с учебной и дополнительной литературой, в настоящее время дополнено интересным и перспективным направление – информационно-компьютерными технологиями с использованием интерактивных презентационных программно-аппаратных решений.
Осуществление на практике междисциплинарной интеграции (информатика и физика) способствует формированию у школьников целостной структуры знаний, умений и навыков, реализует компетентностный подход в обучении.
В данной работе компетентностный подход проявляется как «ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты».
Презентация «Световые явления» - пример образовательного ресурса, который решает следующие задачи:
- изучение базовой темы курса физики с максимальным использованием информационно-компьютерных технологий,
- создание учителем и учащимися объектов, иллюстрирующих учебный материал (при этом достигается высокий уровень наглядности),
- развитие пространственного воображения, возможность увидеть «невидимое», смоделировать физические процессы и явления,
- пополнения банка учебно-методических материалов школы для работы на интерактивной доске.
Презентация «Световые явления» – результат совместной работы учителя и учеников. Учащиеся 8-х классов на уроках информатики создавали иллюстрации в Photoshop, Paint, модели – в PowerPoint. Разрабатывая модель, ученики проходят все стадии научно-исследовательской работы от обоснования технического задания до внедрения готового продукта, а именно – создание модели, поиск информации, работа с литературой. Таким образом, происходит не только знакомство с научно-исследовательской работой, но и действенно развивается личность. Лучшие работы учеников включены в презентацию.
Презентация универсальна, так как может быть использована:
- при объяснении нового учебного материала (в том числе с использованием интерактивной доски),
- при повторении в старших классах ранее изученного учебного материала,
- подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА,
- дистанционного обучения.
Я остановлюсь на использовании презентации при объяснении темы «Световые явления» в 8-м классе (учебник «Физика – 8», автор А.В. Пёрышкин, М., «Дрофа»-2009).
Тема урока | Слайды | Решение учебно-методических задач |
1. Источники света. Распространение света. | 1-3, 17-18 |
В качестве источника информации, расширяющего и углубляющего знания по предмету, иллюстративного материала. |
2. Отражение света. | 4-5 | Моделирование демонстрационных экспериментов и процессов, иллюстративный материал. |
3. Плоское зеркало | 6-7 | Моделирование демонстрационных экспериментов и процессов. В качестве дополнительного источника информации, расширяющего и углубляющего знания по предмету. |
4. Преломление света. Закон преломления света. | 8-9 | Моделирование демонстрационных экспериментов и процессов. |
5. Линзы. Оптическая сила линзы. | 10 | В качестве иллюстративного материала на уроках. |
6. Изображения, даваемые линзой. | 11-16 | Моделирование демонстрационных экспериментов и процессов. |
Физический эксперимент, лабораторные работы, проводимые при изучении темы «Световые явления», не подменяются, а дополняются «виртуальными процессами», что позволяет повысить эффективность усвоения учебного материала.
Не следует забывать, что активное внедрение новейших презентационных технологий может дать и негативный результат, так как сильное воздействие, оказываемое технологиями, способно привести к замещению творческой мысли учащихся «комиксмышлением». Интерактивные технологии должны мотивировать и возбуждать творческий интерес, а это возможно, если существует совместное творчество и диалог учителя и учеников.