Фестиваль методических идей, или Каким должен быть урок английского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (837 кБ)


Цель: Апробация технологии компетентностного типа «деловая игра», освоение профессиональных компетентностей: организация, планирование, проведение уроков английского языка студентами дополнительной подготовки, формирование навыков самоанализа, пропаганда профессиональной деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование: аудиовизуальные технические средства, демонстрационный материал, игрушки, оформление игр (графическое, художественное).

Участники: студенты 5 курса дополнительной специализации - учителя английского языка начальной школы, студенты 201 гр. – учащиеся начальной школы.

Ход игры

1. Ведущий.

Мы назвали нашу встречу фестиваль методических идей. Фестиваль – это значит праздник, торжество, победное шествие.

Представляю вам участников: студенты дополнительной подготовки в области иностранного языка: Сутула Анна, Москаленко Светлана, Дудченко Мария. Они выступают в роли учителей английского языка в начальной школе. Студенты 201 группы – учащиеся начальной школы.

2. Требования к уроку английского языка в начальной школе. Сутула А.

В памяти учащихся сохраняется

  • 20% того, что они слышали,
  • 30% - что видели,
  • 50% - что видели и слышали,
  • 70% - что сами повторили и пересказали,
  • 90% того, что сами сделали.

Урок английского языка в начальной школе должен соответствовать ряду требований:

  • планироваться с учётом коммуникативной направленности, которая должна его пронизывать в ходе реализации практической цели обучения;
  • обеспечивать комплексное осуществление воспитательных, образовательных, развивающих целей;
  • иметь благоприятный психологический климат для учащихся;
  • вызывать у учащихся мотивацию изучения английского языка за счёт вовлечения каждого в активную, речемыслительную деятельность;
  • оснащаться необходимыми средствами, которые позволяют создавать учебную ситуацию;
  • включать разнообразные обучающие игры, чтобы снимать усталость и напряжение;
  • урок должен быть динамичным и вестись в хорошем темпе.

3. Структура урока английского языка и фонетическая зарядка.

Москаленко С.

В каждом уроке иностранного языка в начальных классах можно выделить постоянные и переменные элементы. К постоянным относятся: организация класса, фонетическая зарядка, речевая зарядка, задание на дом, итог урока, организованный конец урока.

Переменные элементы определяются набором и последовательностью задач по обогащению учащихся новым языковым материалом и формированию умений в аудировании, говорении, чтении.

Урок следует начать с приветствия и организации класса. С самых первых уроков учитель здоровается с ребятами на английском языке.

Good morning. My name is Svetlana Vladimirovna.

I am glad to see you. Now let’s begin!

Good morning, good morning Good morning, good morning

Good morning to you. I am glad to see you.

Sit down, please. I’ll be you teacher today.

Второй этап урока - повторение звуков английского языка т.е. фонетическая зарядка. Фонетическая зарядка позволяет сконцентрировать внимание учащихся на фонетических трудностях путём отработки звуков изолированно и в словах, словосочетаниях, предложениях, а также в рифмовках, песнях. Самое главное в фонетической зарядке – совершенствование произносительных навыков в целом и каждого в отдельности. На уроках в начальных мы используем презентацию. (Презентация 1)

- Вспомним звуки английского языка, поможет в этом нам обезьянка, наша Monkey.

- Наша обезьянка наводит дома порядок. Сначала она моет окна. Подышала на них [h], [h], [h].

Now repeat after me “hello, house, home”.

В окно она увидела слонёнка и дразнит его,

[η], [η], [η]. Lets sing a song. Are you sleeping/2times

Brother James? /2 times

Morning bells are ringing/2 times

Ding-ding-dong /2 times

Теперь обезьянка подметает веником пол [w], [w], [w].

Why do you cry, Willy? Why Willy, Why Willy, Why Willy

Why do you cry? Why?

Сейчас наша обезьянка выбивает половик [t], [t], [t].

Tick-tock, tick-tock Tick-tock, tick-tock

Ticks Tommy’s clock Ticks and ticks his clock.

Теперь она выбивает диванчик [d], [d], [d].

Dickory-dickory dock The Mouse ran up the clock

The clock struck one аnd down he ran

Dickory-dickory dock.

Let’s sing a song

[ð]

The more we get together, together, together

The more we get together the happier well be

For your friends are my friends

And my friends are your friends

The more we get together the happier we’ll be.

Thank you very much.

4. Речевая зарядка. Дудченко М.

Речевая зарядка – это короткая беседа с учащимися обязательно на английском языке, чтобы ввести их в атмосферу языка. На начальном этапе это элементарная беседа, но постепенно она усложняется и варьируется. Надо, чтобы дети воспринимали эту беседу как настоящую: в ней может отражаться и тематический материал, над которым велась или ведётся работа. Например, о времени года, о родственниках, о любимом домашнем животном и т.д. Кроме того, это может быть беседа по извлечению информации о каких-то событиях в классе, в школе. Например, ребята ходили в цирк, можно спросить об этом, прошли каникулы, был праздник в классе, разговор может быть на эту тему.

1) Во 2-м классе изучается тема: «Семья», поэтому вопросы соответствующие.

- Now, answer my questions.

- What is your name? How old are you?

- Where do you live?

- В своих ответах используйте опоры:

- Yes, I have

- No, I haven’t

- Do you have a sister (a brother)?

- How old is your sister?

- Where does she live?

2) В 3 классе изучается тема «Продукты» (показ картинок или на Smart доске).

- Let’s remember the words on topic “Food”. Repeat after me!

- Для закрепления темы продукты используются игры «Снежный ком», «Глухой телефон», «Угадай».

- Let’s play a game “Snowball”.

- I like sweets … … .

I like sweets and bananas etc.

- That’s all right.

А также мы используем презентацию. (Презентация 2)

3) В 4 классе словарный запас больше. Речевая зарядка может носить характер неподготовленной речи. Проводится игра «Интервью». Вопросы задаёт не только учитель, а ребята задают вопросы друг другу.

- Let’s choose a “new pupil”.

- Now ask him questions, please.

- What is you name?

- Can you ride a bike?

- How old are you?

- Can you play tennis?

- Do you have a dog?

5. Игра на уроках английского языка в начальной школе. Сутула А.

Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений. Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки.

Как и любой другой вид деятельности, игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследует определенную цель, имеет конкретное, понятное ребёнку содержание и исполнительную часть – игровые действия.

В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием ребёнка принять участие в общении, в игровом действии.

Существует шесть основных целей использования игр на уроках иностранного языка:

  1. формирование определенных навыков;
  2. развитие определенных речевых умений;
  3. обучение умению общаться;
  4. развитие необходимых способностей и психических функций;
  5. познание (в сфере становления собственного языка);
  6. запоминание речевого материала.

Исходя из данных целей, имеется несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка.

  1. Грамматические игры
  2. Лексические игры
  3. Фонетические игры
  4. Орфографические игры
  5. Творческие игры

Во 2 классе мы проводим игры с алфавитом. Например, игра «Собери всё по порядку». Представьте, что вы находитесь в осеннем лесу, ветер перемешал все листочки с буквами. Вам нужно собрать листочки в алфавитном порядке. Давайте повторим буквы.

Let’s sing «ABC» song.

Игра с числительными от 1 до 10 “Foot-prints” (Следы).

- Давайте повторим с вами числительные. Я располагаю их на полу. Ваша задача шагать по следам и называть цифры по порядку. Подул ветер и все следы перепутал. Теперь нужно называть ту цифру, которую вы видите на следах.

Следующая игра называется «Угадай-ка» (“Try to guess”). I have a magic bag. There are many toys. Try to guess what toy I have. Is it a fox?

Следующая игра is it a bear? "What is missing?” называется «Что исчезло?». Я спрячу одну игрушку, а вы должны угадать что исчезло. Let’s begin. Close your eyes. It’s a tiger.

6. Физминутка. Дудченко М.

- Необходимой частью урока являются физминутки. Учитываются возрастные особенности и тот факт, что уровень двигательной активности на уроках низкий. Целью является снять умственное напряжение, дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведёт к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения.

- Let’s have a rest. Stand up!

- Repeat after me.

1) Hands up!
Hands down!
Hands on hips
Sit down
Stand up
Hands to the sides
Bend left, bend right
Hands on hips
One, two, three, hop
One, two, three stop
Stand still.

 

2) Hands up!
Clap, clap, clap
Hands down shake,
Shake, shake
Hand on hips
Jump, Jump, Jump
Hop, hop, hop
Stop!
3) Nick and Andy
Sugar and candy
I say “Jump” (run, fly, swim, dance, sit down)     
4) Let’s sing and dance
One, two, three on the tiptoes/2 times
One, two, three turn around
Clap, clap, clap and step aside

- Good for you!

7, Песни, рифмовки. Москаленко С.

Один из приёмов обучения в начальной школе – использование музыки и песен на уроках иностранного языка. Важность этой работы трудно переоценить.

Во-первых, это тот материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, значение работы с ним положительно-эмоционально окрашено для ученика, радует детей.

Во-вторых, песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения.

В-третьих, при работе с песней мы решаем проблему многократного повторения высказываний. Повторение происходит на уровне подсознания. С помощью песен можно облегчить понимание нового грамматического материала, помогает усваивать сложные конструкционные предложения. Есть такие песни, которые можно использовать на разных этапах урока, т.е. в момент введения лексики или грамматической структуры, в период тренировки и применения в речи. Яркое преподнесение материала позволяет мобилизовать различные интеллектуальные ресурсы (внимание, образное мышление) и надолго остаётся в памяти.

Например, эту рифмовку используют для лучшего усвоения цвета.

I see green, I see yellow
I see that funny fellow
I see red, I see blue
I see you, and you, and you.
I see black, I see brown
I stand up and sit down.

А вот песенка, которая тоже помогает учащимся усвоить название цвета. Исполняется песня на мелодию знакомой песни «Нам не страшен серый волк». Первоначально учитель сам поёт песню, затем меняет порядок цветных полос, и дети предлагают свой вариант песни.

White and pink and grey and red
Grey and red, grey and red
White and pink and grey and red
Brown and black and yellow.

С помощью песни, которая сейчас прозвучит, можно представить, а затем усвоить части тела, а также модальный глагол “can” – могу, умею.

- Let’s sing a song.
My eyes can see
My ears can hear
My nose can smell
My mouth can talk
My head can nod
My arms can hold
My legs can walk
And walk and walk.

Когда ребята выучат эту песню, то можно использовать песню-игру “Alluette”, где роль ведущего сначала выполняет учитель, а затем ребята по-очереди.

Alluette, little Alluette
Alluette, play the game with me
Put your finger on your nose/ 2 times
On your nose, on your nose
Don’t forget, Alluette.

Ребята 3 класса с удовольствием поют песню с движениями, чтобы запомнить слова по теме «Мой день». В ней чередуются очень трудные звуки [w][ð] т.е. губной и межзубный. “This is the way…”

This is the way
We wash our hands
We wash our face
Brush our teeth
Comb our hair
Drink our milk
Go to school
Every day in the morning.

В 3 классе учащиеся проходят тему «Продукты». Песня помогает лучше запомнить лексику и структуру: “I like…” (Мне нравится…). А мелодия известна всем, мы поём на мотив песни «В лесу родилась ёлочка». Картинки помогают вспомнить слова на этапе введения, постепенно их убираем.

I like to eat some cucumbers
I like to eat some cheese
I like to eat some oranges
And what do you like to eat?
I like to drink some apple juice
I like to drink some tea
I like to drink some lemonade
And what do you like to drink?

Во 2 классе учащиеся изучают тему «Мои любимые игрушки». Эта песня может быть использована для лучшего запоминания лексики и структуры “I have”

I have, I have a tiger,
I have, I have a tiger,
I have, I have a tiger.
A tiger and a cat
Have you a tiger? Have you a tiger?
Yes, I have a tiger
Have you a cat? Have you a cat?
No, we have not.

Пары игрушек можно менять, и получится новая песня.

Песня “A girl from London” интересна ребятам по многим причинам. Во-первых, содержание песни – 3 куплета, выстроены в виде вопросов-ответов, а в них заключены самые важные вопросы о том, как тебя зовут, где ты живёшь, сколько тебе лет. Во-вторых, мелодия песни напоминает звучание Биг-Бена, часов, установленных на Домах Парламента в столице Великобритании Лондоне.

8. Итог урока.

Обязательным элементом урока является подведение итогов урока. Учитель должен больше подчеркивать достижения, удачи учащихся, чем неудачи. Исходя из цели урока, учитель делает выводы о достижениях.

Конец урока – это яркая точка или восклицательный знак. Песенка «Девочка из Лондона» может быть этой точкой. Урок следует закончить организованно:

Stand up!
Raise your head
Jump up high
Wave your hand
And say: Good buy!

9. Ведущий. Заключительное слово.

Наш фестиваль подошёл к концу, но нет конца творчеству, пусть появляются новые идеи, методические находки в ваших копилках, читайте, ищите новинки, претворяйте в жизнь, тогда уроки английского языка в начальной школе будут детям интересны и полезны. Теперь я попрошу участников высказать своё мнение.

Студенты 2 курса, выступавшие в роли учащихся начальных классах. «Участвовать в таких уроках интересно, мы много нового узнали, было занимательно, урок прошёл быстро, нам жаль, что наши уроки в начальной школе не были такими – с драматизациями, играми, физминутками, песнями».

Студенты 5 курса, выступавшие в роли учителей английского языка.

Света. «Мы получили хорошую подготовку на уроках методики – мы знаем много стихов, рифмовок, песен и с удовольствием разучиваем их с ребятами на практике пробных уроков. Они лучше запоминают слова, грамматику в песнях. Для нас большая награда, когда учащиеся на переменах продолжают петь на английском языке, ждут нас перед уроками, пытаются говорить с нами на английском языке».

Аня. «Мы из психологии знаем, что для младших школьников игра не самый главный вид деятельности, и, тем не менее, в играх ребята запоминают материал лучше, более естественными могут быть ситуации. Готовясь к урокам, мы не только пользуемся уже разработанными играми, но и придумываем свои».

Маша. «Очень важным мы считаем сохранение положительной мотивации в изучении английского языка. Поэтому концепция деятельностного подхода, коммуникативная направленность всех видов работы нам, будущим учителям, нравится».

Далее присутствующие на уроке преподаватели задали студентам ряд вопросов по теме урока, о степени сформированности у них профессиональных компетенций. Ответы вызвали удовлетворение и уровнем подготовки студентов, и уровнем владения материала.

Материалы деловой игры можно использовать на курсах повышения квалификации учителей английского языка в начальной школе, на методических объединениях учителей, на уроках методики преподавания английского языка в начальной школе.

Литература:

  1. Амамджян Ш.Г. Играя, учись! Английский язык в картинках для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение.
  2. Дзюина Е.В. Поурочные разработки. – М.: Вако, 2005.