Цели урока:
- продолжить работу над понятиями «вещество» на примере алюминия;
- на основе строения атома познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами алюминия;
- дальнейшее развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи и делать выводы;
- развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
- воспитывать культуру умственного труда;
- развивать коммуникативные качества личности.
Методы обучения: проблемно-поисковый.
Методические приемы: самостоятельная работа в группах по маршрутной карте, беседа.
Педагогическая технология: технология развития критического мышления и письма.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Средства обучения: маршрутная карта, химический эксперимент.
Оборудование: демонстрационный штатив, алюминиевая проволока, железный гвоздь, пробирки с водой, спички, растворы NaOH и HCl.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Стадия вызова
У каждого химического элемента есть своя «квартира» в большом семиэтажном доме.
Сегодня мы познакомимся с одним из «жильцов».
В черном ящике находится тело, сделанное из этого вещества.
Угадайте:
Спрятан в ящике предмет –
Без него не съесть обед.
Вещь незаменимая,
Вещь необходимая.
Если мы садимся кушать
Тот предмет нам очень нужен.
Из чего же сей предмет?
Серебристо-белый цвет.
Вам позволит дать ответ.
На основе знаний заполняется кластер.
Мозговой штурм.
- Какое положение занимают металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
- Сколько электронов на последнем энергетическом уровне в атоме металлов?
- Чем являются металлы в окислительно- восставновительных реакциях?
- Каковы химическая связь и кристаллическая решетка металлов?
Стадия осмысления.
Перед нами карта маршрута нашего путешествия. Мы будем знакомиться с алюминием и его свойствами.
Маршрутная карта.
Цель: изучить положение элемента (элементов) Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
Станция 1. «Визитка химического элемента». Сделайте запись в тетради по плану:
а) порядковый номер;
б) период;
в) группа;
г) подгруппа;
д) электронная формула атома.
Станция 2. «Физические свойства простого вещества»:
а) вид кристаллической решетки;
б) вид химической связи;
в) физический свойства: цвет, запах, металлический блеск, твердость, теплопроводность, электропроводность, температура плавления, плотность.
Станция 3. «Химические свойства простого вещества»:
а) взаимодействие с простыми веществами (кислородом, водородом, галогенами, серой и др.)
б) взаимодействие со сложными веществами (с водой, растворами кислот, солей, щелочей).
Станция 4. «Проверь себя»
Станция 5. «Конечная» (домашнее задание)
Урок можно проводить двумя разными способами.
Если класс слабо подготовлен, то лучше использовать репродуктивный метод (по объяснению учитель ребята записывают в тетрадь опорный конспект). В классах с хорошим качеством знаний целесообразно использовать проблемно-поисковый метод. Класс разбит на группы по уровню подготовки учащихся.
Первая группа выполняет задание, которое предлагается на первой станции и заносит ответы в тетрадь.
1 станция. «Визитка химического элемента»
По Периодической системе химических элементов назвать «адрес» алюминия и построить схему строения атома. Данные внести в опорный конспект блок 1.
Вторая группа изучает физические свойства алюминия, используя коллекцию, а так же знакомиться с нахождением алюминия в природе.
2 станция. «Физические свойства простого вещества».
Задание: Используя параграф 13, страница 57-58, заполнить второй блок.
Третья группа исследует химические свойства алюминия, составляет уравнения реакций.
3 станция. «Химические свойства».
Стадия рефлексии.
Беседа.
- Чему равна валентность, степень окисления алюминия?
- Как можно объяснить физические свойства алюминия с точки зрения химии?
- Используя электрохимический ряд напряжения металлов, ответьте на вопрос какова активность алюминия.
- На основе знаний свойства вещества объясните результаты опытов взаимодействия алюминия с водой, растворами кислот и щелочей.
Демонстрация:
а) взаимодействие алюминия с растворами кислот;
б) взаимодействие алюминия с растворами щелочей.
Мы прошли половину маршрута. Подведем итог.
Вывод: алюминий – активный металл. Реагирует с простыми и сложными веществами. В окислительно-восстановительных реакциях является восстановителем, амфотерный элемент. Легкий серебристо-белый металл, в природе находится в виде соединений. Обладает высокой тепло-электропроводностью. Физические и химические свойства алюминия обусловлены металлической связью и металлической кристаллической решеткой.
4 станция. «Проверь себя».
Дифференцированное задание.
1 уровень: закончите уравнение, составьте его в ионном виде.
a) Al + S =
б) Al + HCl =
2 уровень: осуществить превращение.
Al —> AlCl3 —> Al(OH)3
3 уровень: определите неизвестное вещество и осуществите превращение.
Al —> Х —> Al(OH)3
5 станция. «Конечная»
Домашнее задание: параграф 13, упр. 8 стр. 62 (1 уровень), упр. 6 стр. 62 (2 и 3 уровни). Составить синквейн «Алюминий».