Урок музыки в 6-м классе

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Номер урока по теме: 1.

Форма урока: Урок с использованием ИКТ.

Цели>:

  • Образовательные: Знакомство с бытовым жанром в искусстве, с исполнительницей русских народных песен Л.Зыкиной и зарубежным исполнителем Ж. Брелем.
  • Развивающие: развивать мышление при сравнении двух картин и двух песен: их влияние на настроение людей;
  • Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного.

Задачи:

  • Обучающая: Познакомить с картинами русских художников.
  • Развивающая: создать ситуации эмоциональных переживаний.
  • Воспитывающая: Воспитывать интерес, к русской культуре.

Оборудование и материалы: Музыкальный материал: «Матушка, что во поле пыльно?» М. Матвеева; «Вальс» Жака Бреля.

Дополнительный материал: репродукции картин П.А. Федотова «Сватовство майора» (1848) и В.В. Пукирева «Неравный брак» (1862), портреты Л. Зыкиной, Ж. Бреля.

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.

Этапы урока:

  1. Организация класса. 2 мин
  2. Работа по теме урока 23 мин
  3. Вокальная работа 11 мин
  4. Итоги урока. 5 мин

Значительное место отведено ознакомлению с музыкальными и художественными произведениями.

Предназначено учителям музыки общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, руководителям творческих объединений музыки и искусства, студентам педагогических и искусствоведческих учебных заведений.

«Без музыки Земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт».
(Л. Тик)

Ход урока

I. Работа по теме урока.

(слайд 1)

1. Вступительное слово учителя. (слайды 2-3)

Учитель. Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, – об этом мы с вами говорили на прошлом уроке. И мне показалось, что большинство из вас испытало это на себе. Столько нового и увлекательного, столько радости и жизненных сил дает нам музыка. Привязанность к серьезной музыке никогда не помешает продолжать любить легкую музыку, требовательнее относиться к ней и лучше отличать в ней хорошее от плохого. Поэтому я незамедлительно спешу продолжить знакомить вас с классическими музыкальными произведениями.

2. Слушание двух остроконтрастных произведений: песен М. Матвеев «Матушка, что во поле пыльно?» и Жак Брель «Вальс».

Учитель. Наиболее известными исполнителями этих произведений являются Л. Зыкина и Жак Брель. (слайды 4-5)

3. Обсуждение после первичного восприятия музыки.

Вопросы: (слайд 6)

– Как повлияли па вас эти песни? Почему? Обратите внимание на средства музыкальной выразительности, на характер музыки, ее содержание, на выразительность минорной интонации (характерные V-III ступени лада) и смену минора мажором.

4. Повторное звучание песни «Матушка, что во поле пыльно?». На доску вывешиваются репродукции картин П.А. Федотова «Сватовство майора» и В.В. Пукирева «Неравный брак». (слайд 7)

5. Отзыв о песне.

– О чём эта песня?

– Почему вы слушали се задумавшись? (Поется о тяжелой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям (выгоден был либо богатый (знаменитый) жених, либо богатая невеста). Песня «Матушка...» рассказывает не только о переживаниях дочери-невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда её саму насильно выдавали замуж, и теперь, когда она выдаёт так же свою дочь. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.)

6. Работа по картине. (слайд 8)

Учитель. Обратите внимание на доску. Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.

Задание:

– Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их.

(Жених – беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Тяжелый, неподвижный взгляд, в котором читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие.

Невеста – мягкая женственность, изящество, очарование юности.

Горничная – сочувствует барышне, соболезнует, волнуется за ее судьбу.

Отец – угодлив, с готовностью отдает дочь за старого майора-дворянина.)

Вопросы: (слайд 9)

– Почему отец с радостью выдает дочь замуж?

– Почему дворянин женится на купеческой дочери?

– Как художник подчеркивает богатство и роскошь купеческого дома?

– Рассмотрите мелкие детали в картине. Что они детализируют, конкретизируют, подчеркивают? (Кошка – зазывает гостей. Вино и фужеры па стуле – не успели подготовиться к встрече гостя. Украшения невесты выставлены напоказ, чтобы похвалиться богатством. Стул – ножки стула выгнулись точь-в-точь, как ноги жениха, будто мебель передразнивает промотавшего своё состояние майора.)

– Как художник относится к происходящему? Почему вы так решили? (Художник иронизирует, подшучивает над героями.)

Чтобы понять чувства художника, обратимся к средствам выразительности.

Композиция картины. (слайд 10)

Действие «идет» следующим образом: майор – сваха -отец – дочь – прислуга; герои размещены так, чтобы каждый был связан с соседями. Фигуры расположены симметрично по отношению к центру, как, впрочем, и украшения, и планировка комнат.

– Найдите центр картины. Чья фигура выбивается из центра, из симметричного построения? (Дочь, которая в порыве бежит к «спасительным» дверям, ведущим в глубину комнаты.) (слайд 11)

– Найдите парную фигуру, которая дублирует (повторяет) движение невесты. (Сваха, но её действие как будто противоположно «убеганию» невесты. Но это лишь подчеркивает иронию автора: «убегание» не всерьёз, сваха и невеста объединены общим действием — вводят майора извне.)

• Движения героев. (слайд 12)

Попробуйте найти героев, повторяющих движения друг друга. (Мать-майор, отец-кухарка, прислуга, невеста-сваха.)

  • Такое закономерное чередование элементов называется ритмом. Благодаря ему герои картины находятся в движении, как бы оживают. Мы без труда находим главных действующих лиц. Так художник с помощью средств художественной выразительности не только раскрывает тему, но и доносит до зрителей собственное отношение к этому явлению, свою идею.
  • П. Федотов часто сопровождал чтением стихов демонстрацию (показ) своих картин. Такие стихи называли в то время рацея (устар., длинное наставление, читать рацеи кому-нибудь. С.И. Ожегов).

Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри.
Только хорошенько очки протри.
Начинается, починается,
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет живут,
Сами работать ленятся, –
Так на богатых женятся.
Вот сам хозяин – купец.
Денег полон ларец.
А вот наша невеста –
Не найдет сдуру места:
«Мужчина чужой!
Ой, срам-то какой!»
А вот извольте посмотреть,
Как наша пташка
Собирается улететь:
А умная мать
За платье хвать!

– Вернемся к музыке. (слайд 13)

Вопросы и задания:

  1. Какие средства музыкальной выразительности используются в песне «Матушка, что во поле пыльно?»
  2. Сколько действующих лиц? А исполнителей? Почему композитор построил песню в форме диалога (разговора) матери с дочерью? (Это придает ей особо драматический характер.)
  3. Сколько музыкальных интонаций в песне? (Две. Встревоженная, порывистая, вопросительная, взволнованная интонация характеризует дочь. Успокаивающая интонация слышна в ответе матери.)
  4. Что происходит с темпом? Какой прием развития использует композитор?
  5. Определите лад и звуковедение, форму построения в музыке. (Переменный лад: минор, мажор; легато; куплетная.)
  6. Похожа ли песня на русскую народную?
  7. Почему композитор использует эти средства выразительности? (Чтобы глубже передать содержание и своё отношение к происходящему.)
  8. Удалось ли музыке изменить ваше настроение, ваши чувства? (слайд 14)

В 1848 г. в сентябрьском номере «Отечественных записок» был опубликован небольшой рассказ Ф. Достоевского «Елка и свадьба». Герой рассказа – чиновник в больших чинах Юлий Мастакович начинает ухаживать за маленькой девочкой, узнав, что она дочь откупщика-миллионщика, пугая бедное дитя до слёз. Рассказ написан от первого лица, и завершает его Достоевский нечаянно увиденной им свадьбой: «Несколько лет «почтенный чиновник», как хищник, стерег свою добычу. И, наконец, настиг её».

А судьба Ларисы из «Бесприданницы» А. Островского (к/ф «Жестокий романс») трагически заканчивается тоже из-за брака по расчету, которым любимый ею Паратов намерен укрепить своё состояние.

– Обратите внимание на репродукцию В.В. Пукирева «Неравный брак». Скажите, какое из произведений, на ваш взгляд, созвучно с песней М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?».

И песня совершенно другая по характеру. Послушайте «Вальс» Жака Бреля в исполнении автора, одного из талантливейших шансонье Франции.

7. Слушание песни «Вальс» Ж. Бреля. (слайд 15)

1) Объяснение значения терминов (записаны на доске).

  • Шансон (франц. chanson) французская песня – народная, профессиональная полифоническая песня XV-XVI вв., а также современная эстрадная (из репертуара шансонье); шансонье (франц.chansonier) ~ французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, как правило, сам сочиняющий и слова, и музыку исполняемых им песен.
  • Вальс (от нем. walzer, бальный танец (прокатывать), вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс. Музыкальный размер 3/4, реже 3/8, 6/8. (Значение терминов учащиеся записывают в тетрадь.)

2) Повторное слушание.

Обсуждение «Вальса» Ж. Бреля. (слайд 16)

– Что необычного услышали?

– Какой мотив напоминает это произведение? (Мотив старинного вальса, исполняемого на шарманке.)

– Какую особенность вы заметили в произношении текста при пении? (Быстрое произнесение слов – скороговорка.)

– Что повлияло на характер музыки? (Средства музыкальной выразительности. Вальс французский. Отсюда и характерные национальные черты: изящество, особая танцевальная форма, легкость. Быстрое произнесение слов – влияние французской разговорной речи.)

Есть такое выражение: «Закружился в вальсе». Именно вальс Ж. Бреля может закружить.

...Вальс можно танцевать на два «па», можно на четыре, а можно на 10, 15, 20, 100... Вот тогда хорошо всем! Тогда кружится весь Париж!

А начинает свой вальс Ж. Брель очень просто, словно нарочито подчеркивает, что он певец улицы, певец площади, певец простого народа, и перед тем, как он запоёт, в оркестре прозвучит, совсем как будто на шарманке, начальный мотив старинного вальса. А потом... Следите, что будет потом... (продолжение слушания).

– Какое настроение у вас вызвал вальс?

В чём секрет Ж. Бреля? (Великолепное мастерство Бреля-певца. Музыкальный образ вальса, полного неукротимой жизненной энергии.

II. Вокальная работа.

(слайд 17)

– Песня по выбору учителя. (работа над песней)

Исполнение песни учащимися.

Отработка вокально-певческих навыков: звуковедение, точное интонирование скачков, поступенного движения, вводных звуков, четкое произношение согласных звуков на конце фраз, фразировка.

III. Итог урока.

(слайд 18)

– С каким настроением вы уйдете с урока?

– Почему нам понятно и близко музыкальное содержание песни, написанной на иностранном языке?

– Нужен ли перевод настоящей музыке?

«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет», – сказал немецкий поэт Л. Тик. И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик.

Конечно, у каждого из нас есть своя музыка. Но красивая, добрая музыка, созданная талантливейшим мастером-композитором и искусно исполненная профессионалом-музыкантом, одинаково близка, понятна и любима всеми без исключения.

Литература:

  1. Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. / Авт.-сост. О.П. Власенко – Волгоград: Учитель, 2008. Издательство «Учитель», 2007.
  2. www.google.ru