ЗАДАЧИ:
- Повышение уровня математического мышления;
- Углубление теоретических знаний;
- Расширение кругозора;
- Повышение уровня мотивации к предмету математики;
- Способ организации свободного досуга учащихся;
- Формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы, сплочение коллектива;
- Формирование дружеских, товарищеских взаимоотношений
ЦЕЛИ:
- Формировать познавательную активность, расширять кругозор.
- Учить учащихся совместной деятельности, формировать дисциплинированность, ответственность за дело коллектива.
- Учить рациональному использованию досуга.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
- Подготовительный. Проводится для всех учащихся школы в течение 10 дней.
- Основной. Проводится среди классных команд 5-8 классов в заключение декадника.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ:
I. Подготовительный этап проводится в виде стендовых заданий математической тематики.
а) Материал стендов:
- фотографии учащихся с уроков математики
- высказывания, цитаты, афоризмы о предмете математике, её значении
- занимательный материал (шуточные задачи, вопросы, ребусы, загадки, стихи);
- познавательный материал. Ответы сбрасываются в ящик, стоящий рядом со стендами с последующей обработкой членами жюри и учётом при подведении итогов.
б) Изготовление пригласительных билетов для педагогов, буклетов-программок. (Рисунок 1), (Рисунок 2).
в) Изготовление компьютерной презентации.
г) Разучивание стихов, сценок на математическую тему, девизов команд.
д) Репетиция песен под фонограмму известных шлягеров на математическую тему.
е) Разработка и репетиция танца под музыку «Часики» с привлечением музыкального руководителя.
II. Основной этап (математический Брейн-ринг), проводится в актовом зале школы.
Актовый зал оформляется с привлечением:
- учащихся старших классов;
- учителя информатики (оказание технической помощи);
- воспитателей и классных руководителей – организация классов, команд;
- 9-ых классов (члены жюри, помощь в оформлении зала).
Подведение итогов:
Оценивание результатов производится так:
- за каждый правильный ответ – «1» очко, помощь болельщиков приносит дополнительное очко своим командам.
- правильные ответы на стендовые задания приносят дополнительные баллы командам по классам.
Поощрение: участники команды-победительницы получают почётные грамоты (Рисунок 3) и сладкий приз в виде шоколадок.
Состав жюри:
- учитель математики;
- классные руководители классов;
- учащиеся 9-ых классов.
Приглашённые:
- директор школы
- зам. директора по УР
- зам. директора по ВР
- зам. директора по НМР
План – конспект открытого общешкольного мероприятия по математике: «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ» среди учащихся 5-9 классов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- обобщение, систематизация и углубление знаний по математике;
- развитие логического мышления, кругозора, быстроты реакции, внимания;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи, коммуникативных навыков, артистизма, эстетического вкуса. Повышение значимости предмета математики, мотивацию обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютерная презентация, компьютерная техника, столы, покрытые скатертями с эмблемами команд (трафареты: красный прямоугольник, жёлтый круг, зелёный квадрат, синий треугольник), стенды с фотографиями учащихся с уроков математики, с математическими заданиями, ребусами, познавательным материалом, стихами, шуточными задачами), ящик с ответами, воздушные шары, соответствующие цвету трафаретов геометрических фигур, карточки с цифрами; различные предметы, количество которых соответствуют цифрам, грамоты, шоколадки, реквизит для сценок у каждой команды классов.
Примечание: задания командам предлагаются дифференцированно в соответствии с программными требованиями.
ХОД ИГРЫ
ВСТУПЛЕНИЕ:
1 СЛАЙД: Звучит музыка «Оранжевое солнце». Зрители, участники, жюри рассаживаются.
1 ученик: Есть такая страна – Математика. Где она находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь там в гостях и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна волшебная! Она – везде!
Звучит музыка «Часики», выбегают девочки, танцуют пантомиму «Числа и цифры», собирают цифры из-за различных предметов, показывают их зрителям, жестами объясняют, что они означают: количество предметов, за которыми они спрятались, складывают их в стопочку рядом с ведущим.
2 ученик:
Здесь числа и цифры бок о бок живут.
Здесь точно ответят за десять минут,
Когда твой корабль долетит до Луны,
И скажут удаву, какой он длины!
Решат, сколько яблок досталось мартышке,
А сколько она подарила зайчишке,
И сколько конфет дала девочка братику…
Такая уж эта страна – МАТЕМАТИКА!!!
3 и 4 ученик:
– А откуда пришло слово математика ?
– Из древнегреческого языка, мантеи'н, что означает в переводе – учиться приобретать знания. Математика приглашает в своё царство всех, кто настойчив, кто часто говорит почему?, кто не боится цифр и вычислений и чей девиз "Хочу всё знать!". Сколько надо приложить ума, воли, терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!
2 СЛАЙД: 4 ученик: Внимание! Спешите на математический Брейн-ринг! В Брейн-ринге принимают участие четыре команды.
Учитель: добро пожаловать на нашу математическую игру: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ. Сейчас мы познакомимся с командами-участницами. Капитаны команд сами представят свои команды.
3 СЛАЙД: команды по очереди подходят к своим столам, садятся. У участников каждой команды на груди эмблемы, в руках – шары соответствующего цвета.
Капитаны команд представляют свои команды:
1 команда: (5 класс)
За красным столиком налево
“Прямоугольник” сядет смело.
Ему задачки нипочём,
Смекалист будет он во всём.
Наш девиз: Желаем всем победить, а себе - не проиграть.
2 команда: (6 класс)
Здесь разместится жёлтый “Круг”.
Математике – он друг.
Ум, смекалка – всё здесь есть,
Всех достоинств и не счесть!
Наш девиз: «В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!»
3 команда: (7 класс)
А зелёный наш “Квадрат”
Мы посадим с братом в ряд.
Там достойные ребята,
Сообразят не хуже брата!
Наш девиз: «У нашего квадрата все стороны равны, наши ребята дружбой сильны».
4 команда: (8 «А» класс)
Здесь сядет синий “Треугольник”.
Будет рад им каждый школьник.
По плечу им все заданья,
Не страшны им состязанья!
Наш девиз: «Пусть сильней кипит борьба, успех – с нами рядом всегда»!
Учитель: правила проведения игры:
Игра будет проходить в 2 тура: в первом туре играют все команды. Каждая команда получает карточку с вопросами, соответствующими программным требованиям. Вопросы проецируются на экране. Ведущий игры (учитель) озвучивает результат ответа («правильно», «неправильно») с помощью звукового сигнала кликом мышки. После игры каждая команда представляет своё домашнее задание: выступление (сценку, песню, стихотворение и т. п.) на математическую тему. Во время выступления жюри подсчитывает результативность работы команд. Во втором туре будут играть – 2 команды-победительницы. В перерывах, пока команды готовятся, играть будут зрители, болельщики. Их ответы также будут приносить дополнительные очки их командам.
На обдумывание ответов даётся 1 минута. Отвечают капитаны команд, участники оказывают помощь. Засчитываются полные ответы. Выкрики не засчитываются.
Жюри учитывает правильность ответов, нарушения и отмечают 2 лучших команды.
Наше беспристрастное жюри будет строго оценивать все ответы, выступления и подводить итоги после каждого тура. Итак, начинаем!
I ТУР
4 СЛАЙД: Звучит музыка: фанфары и литавры.
5 СЛАЙД: Помощник кладёт на стол 1 команде (5 класс) листок с заданиями. Пока идёт подготовка команды, на вопросы по следующим слайдам отвечают болельщики. (2 слайда: 13 и 14 «Меры длины», «Меры веса» – выбор лишней единицы, распределение этих мер по порядку)
а) Вопросы:
- Как называется результат сложения? (сумма)
- Как называется прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
- Одна ручка стоит 9 рублей. Сколько стоит 5 таких ручек? (45)
- 789 х 0 = 0
- Как называется треугольник, у которого все углы острые? (остроугольный)
Ответы участников сопровождаются музыкальным подтверждением, либо отрицанием.
б) В перерыве – выступление команды – домашнее задание (монтаж стихов о математике)
6 СЛАЙД: Помощник кладёт на стол 2 команде листок с заданиями. Пока идёт подготовка команды, на вопросы по следующим слайдам отвечают болельщики. (2 слайда: 15 и 16 – преобразование чисел, полученных при измерении мерами веса, длины; шуточный рассказ про рыбалку).
а) Вопросы:
- Как называется результат при вычитании? (остаток или разность)
- Как называется прибор для измерения веса? (весы)
- Чему равна длина ломаной линии, у которой отрезки равны: 3 см 2 мм; 2 см; 5 см? (10 см 2 мм)
- Сколько сдачи получишь с 50 рублей, если купишь 2 порции мороженого по 10 рублей? (30 р.)
- Тупой угол – это … угол, (который больше прямого)
Ответы участников сопровождаются музыкальным подтверждением, либо отрицанием.
б) В перерыве: выступление: сценка «Треугольник и квадрат» – домашнее задание
7 СЛАЙД: Помощник кладёт на стол 3 команде листок с заданиями. Пока идёт подготовка команды, на вопросы по следующим слайдам отвечают болельщики. (2 слайда: 17 и 18 – «Меры времени» «Виды часов» + «История часов»)
а) Вопросы
- Как называется результат при умножении? (произведение)
- Как называется прибор для измерения температуры? (термометр или градусник)
- Чему равен периметр квадрата со стороной 3 см? (12 см)
- Сколько получишь сдачи со 100 р., если купишь килограмм яблок за 60 рублей и булку хлеба за 15 рублей? (25 р.)
- Развёрнутый угол – это … угол, равный 180°
б) Выступление команды – Сценка «Сказка о нуле» – домашнее задание.
8 СЛАЙД: Помощник кладёт на стол 4 команде листок с заданиями. Пока идёт подготовка команды, на вопросы по следующим слайдам отвечают болельщики. (3 слайда: 19 и 20 – «Устный счёт»)
а) Вопросы:
- Как называется результат при делении? (частное)
- Как называется прибор для измерения величины углов? (транспортир)
- Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 5 см? (20 см2)
- Зарплата отца - 15 000 рублей, матери – 10 000 рублей. За коммунальные услуги семья платит 5 000 рублей. Сколько денег остаётся в семье? (20 000 р.)
- Полный угол – это …угол, равный 360°
б) Выступление команды - миниатюры с уроков математики – домашнее задание.
9 СЛАЙД: перерыв. ЖЮРИ подводит итоги I тура.
Учащиеся исполняет песню под фонограмму «Круто ты попал на урок» (переделка на песню: «Круто ты попал на ТВ».)
ЖЮРИ оглашает итоги I тура.
II ТУР
10 СЛАЙД: Звучит музыка: фанфары и литавры. Играют 2 команды-победительницы.
11 СЛАЙД: I команда-победительница получает свои вопросы (пока команды готовятся – вопросы болельщикам: отгадки ребусов по картинкам, которые были размещены на стендах):
Вопрос 1: Назвать разряды натурального числа. (Единицы, десятки, сотни, ед. тысяч)
Вопрос 2: Найти разность самого маленького четырёхзначного числа и самого маленького однозначного числа. (999)
Вопрос 3: На какое число делятся все числа без остатка? (на 1, на 0)
Вопрос 4: Купили 200 г масла, 300 г сыра и 500 г колбасы. Каков общий вес покупки? (1000 г)
Вопрос 5: Как называется линия, соединяющая центр окружности с любой точкой на окружности? (радиус)
12 СЛАЙД: II команда – победительница получает свои вопросы (пока команды готовятся - вопросы болельщикам: отгадки ребусов по картинкам, которые были размещены на стендах):
Вопрос 1:Сколько десятков в одной тысяче? (100)
Вопрос 2: Найти сумму самого маленького трёхзначного числа и самого маленького однозначного числа. (101)
Вопрос 3: Какое число делится на все числа без остатка? (0)
Вопрос 4: Купили 500 г сосисок, 200 г творога и 300 г печенья. Каков общий вес покупки? (1000г = 1 кг)
Вопрос 5: Как называется линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через её центр? (диаметр)
13 СЛАЙД: ЖЮРИ подводит итоги.
Болельщики отвечают на вопросы 21 СЛАЙДА:
Иллюзионисту для фокусов необходим прямоугольный лист бумаги. Найдите периметр и площадь данного листа, если его стороны 4 дм и 9 дм.
Жюри оглашает результаты игры, под бравурный марш вручаются почётные грамоты и сладкие призы. Завуч школы произносит речь, в которой даёт оценку работы всех участников мероприятия.
22 СЛАЙД: звучит музыка «Танец утят», под которую зрители и участники расходятся.
Источники:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник №1. Москва, «Владос», 2000.
- М. Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе». Москва, «Владос», 1999.
- Сапралиева Лейла Руслановна – зав. кафедрой естественно-математических наук, преподаватель математики, ГОУ "Гимназия № 1", г. Назрань, Республика Ингушетия;
- Рожкова Елена Алексеевна – учитель информатики,МОУ "СОШ №2" г. Тынды Амурской области, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».