Цель: Популяризация романа американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника…».
Задачи:
- Формирование навыков коллективной деятельности.
- Развитие познавательной и творческой активности учащихся.
- Воспитание толерантности, справедливости и доброты.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации к книге, выполненные учеником 10а класса Савинской МСОШ №1 Паниным Алексеем, плакат «Хорошая книга одновременно просвещает и зачаровывает. Она пробуждает наше воображение и приумножает наши качества…» Дейна Джойа..
Ход занятия.
1. Библиотекарь: (2 слайд) «Хорошая книга одновременно просвещает и зачаровывает. Она пробуждает наше воображение и приумножает наши качества…». Дейна Джойа.
Книга Харпер Ли «Убить пересмешника» - редкий для американской литературы роман, который можно с волнением открыть в юности и перечитать в зрелые годы, не страшась разочароваться. Этот роман ярко воссоздает повседневный мир детства, которому верит читатель и в шестнадцать и в шестьдесят шесть лет.
Хорошая книга в любую эпоху призвана была пробуждать «чувства добрые» у читателей, заставляла думать, анализировать, учила любви и неравнодушию к своему ближнему. Роман американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешник» - из этого числа. Написанная сорок лет назад, книга Ли не утратила своей актуальности и по сей день, потому что, размышления писательницы о Добре, Справедливости, Терпимости к ближнему волнуют и наших современников. После ошеломляющего успеха ее первого романа жизнь Нелли стала закрытой.
Ведущий 1: (3 слайд) НЕЛЛ (анг. Nelle – написанное наоборот имя ее бабушки Ellen) родилась 28 апреля 1926 года в городе Монровилле штата Алабама. Ее мать Франсис Каннингэм Финч Ли была домохозяйкой, отец, Амаса Коул Ли, - практикующим юристом, которому довелось защищать в суде двух чернокожих мужчин, обвинявшихся в убийстве белого лавочника. Оба клиента, отец и сын, были повешены.
В детстве Харпер Ли была неуправляемым сорванцом. Она дралась на детской площадке. Она дерзила учителям. Школа казалась ей скучной, она сопротивлялась любым нормам и правилам. В средней школе ей повезло с учительницей английского языка, которая познакомила ее с настоящей литературой и привила навык хорошо писать. Больше всего Ли полюбила английскую литературу ХIХ века.
Она поступила на юридический факультет, но «питала отвращение» к нему. Отец мечтал, что она станет местным юристом, как ее сестра Элис, но, не закончив юридический факультет, вопреки воле отца, Ли уехала в Нью-Йорк, мечтая стать писательницей.
(4 слайд) В 1960 году Харпер Ли опубликовала роман «Убить пересмешника», который сразу стал национальным бестселлером, в этом же году было распродано более 30 миллионов экземпляров «Пересмешника» на 18 языках. В 1961 году роман завоевал Пулитцеровскую премию по литературе, и сердца американских читателей. Харпер Ли была не готова к популярности, свалившейся на нее как на автора бестселлера. С тех пор она ведет тихую и закрытую частную жизнь. Как сказал Шериф Тейл о Страшиле Рэдли, «взять его, вот такого скромного и пугливого, и вытащить всем напоказ – по-моему, это просто грех.» То же относится и к Харпер Ли. «Убить пересмешника» - сам по себе уже большой дар.
Ведущая 2: (5 слайд) Романистка Элизабет Спенсер написала о создании романа так: «Это один из тех случаев, когда книга попадает в яблочко, а «яблочко», как мне кажется, - это сердце. С такой книгой можно взрослеть. Книг, в основе которых лежит любовь, слишком мало».
Однажды зимним вечером 1958 года Нелл Харпер Ли в захламлённой квартире пыталась разобраться в хаосе своей рукописи, внезапно распахнула окно, и 5 лет работы оказались на грязном снегу. Как бы сложилась история книги, если б она выбросила рукопись в чуть более ветреную ночь?
Роман связан с родным городом Ли – Монровиллем в штате Алабама, маленьким южным городком, явившимся прототипом выдуманного Мейкоба. Печально известные судебные процессы по делам о межрасовых изнасилованиях, которые вёл и её отец, помогли становлению общественного сознания Ли и формированию у неё яркого дара рассказчика.
Сначала книга называлась «Пойди, поставь сторожа», затем «Аттикус» и лишь позднее «Убить пересмешника».
Ведущий 1: (6 слайд) Открывая книгу «Убить пересмешника…», читатель попадает в эпоху, в общем-то, не столь далекую: 30-е годы, Америка, маленький провинциальный городок Мейкоб, где к 1890 годам возник свод законов и правил, получивших название «Законы Джима Кроу», по которым чернокожие американцы лишались гражданских прав, подвергались гонениям и считались людьми второго сорта.
В эру Джима Кроу местные власти ввели комендантский час для чернокожих и вывешивали таблички «Только для белых» или «Для цветных» в парках, школах, гостиницах, туалетах, у питьевых фонтанчиков и во всех видах транспорта. Браки между белыми и неграми - противозаконные. Жестокое насилие чернокожих, пытки превратились в публичные зрелища. Белые семьи приводили детей поглядеть на линчевание, а торговцы предлагали части тел жертв в качестве сувениров. За нарушение законов Джима Кроу с 1889 по 1930 годы в Соединенных Штатах линчевали более 3700 мужчин и женщин.
В судебном процессе в Скоттсборо (1931-1937) над девятью молодыми афро-американскими мужчинами, которые обвинялись в изнасиловании двух белых женщин в поезде, шедшем из Теннисси в Алабаму. Основной свидетельницей выступала старшая из женщин, проститутка, сама пытавшаяся избежать наказания.
Суд присяжных, который состоял из белых, проигнорировал доказательство, что женщины не получили никаких телесных повреждений. Как и в романе «Убить пересмешника», для чернокожего, обвиненного в изнасиловании белой женщины, о презумпции невиновности не могло быть и речи. Центральной фигурой на процессе был похожий на Аттикуса судья Джеймс Хортон, который в итоге преодолел общественные настроения и опроверг вердикт о виновности подсудимых.
Но чернокожие американцы находили способы выдержать все испытания и противостоять им. «Не понимаю, почему разумные люди впадают в буйное помешательство, как только дело коснётся негра…просто понять не могу».Аттикус Финч «Убить пересмешника».
Ведущий 2: (7 слайд) Ученик 10 а класса нашей школы Панин Алексей сделал иллюстрации к книге Харпер Ли «Убить пересмешника». Давайте познакомимся с героями: Адвокат Аттикус Финч, его дети школьники Джим и Джин – Луиза (Глазастик), их друг – Дилл, Том Робинсон – негр, которого защищает на суде Аттикус, сосед Артур Рэдли – «Страшила», взрослые и юные жители городка (белые и черные).
Ведущий 1: В романе два сюжета книги разворачиваются постепенно по двум параллельным линиям, чтобы к концу книги сойтись в одной точке.
(8 слайд) Первый сюжет вращается вокруг «Страшилы» Артура Рэдли, который живёт в полуразрушенном доме на одной улице с Финчами и, по слухам, является неким монстром. Глазастик, Джим и их сосед Дилл проказничают, всячески пытаясь выманить Страшилу. Неожиданно Страшила отвечает взаимностью на их интерес, преподнося им небольшие подарки до тех пор, пока не сходит со своего крыльца прямо в их жизнь в ту минуту, когда он им больше всего нужен. Когда Юэл, один из героев повести, обличённый адвокатом, отцом детей, во лжи, подло мстит, нанося кухонным ножом удар Глазастику и ломая руки Джиму, тогда и приходит на помощь тот, кого они больше всего боялись.
Ведущий 2: (9 слайд) Второй сюжет романа – об отце Глазастика и Джима, адвокате Аттикусе Финче. Местный судья назначает его защитником чернокожего мужчины Тома Робинсона, который ложно обвиняется в изнасиловании белой девушки. Аттикус подозревает, что проигрывает дело, но всё равно смело противостоит трудностям, в какой-то момент героически встав между своим клиентом и толпой линчевателей.
Ведущий 1: (10 слайд) Помимо двойной сюжетной линии в романе «Убить пересмешника» имеются и две объемные темы: толерантность и справедливость.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение.
Ли рассматривает первую тему через детский страх перед таинственным соседом.
Вторую же она иллюстрирует через смелость Аттикуса, взявшегося защищать Робинсона, несмотря на расовые предрассудки в их маленьком городке на Юге США.
Ведущий 2: (11 слайд) Связывает две истории воедино простой, но в то же время мудрый совет Аттикуса Глазастику:
«Нельзя по-настоящему понять человека, пока не станешь на его точку зрения… Надо влезть в его шкуру и походить в ней».
Ведущий 1: Мы смотрим на происходящие события глазами ребенка, маленькой девочки Джин-Луизы Финч, рано потерявшей мать, но при этом не ставшей сиротой. Девочка окружена любовью и заботой отца, адвоката Аттикуса Финча, служанки-негритянки Кэлпурнии, соседки миссис Моди и других. Она искренне любит своего брата Джима, участвует во всех проделках брата и соседского подростка Дилла. Мир детства, в котором живут Глазастик и ее друзья, радостен и почти безоблачен. До поры до времени самым ужасным и таинственным объектом в окружающем мире для детей является Страшила Рэдли, чью тайну дети хотят разгадать, пытаясь разными способами выманить затворника из дома. Дети играют, им интересно, пока они не задумываются над тем, что в мире не все благополучно.
Ведущий 2: История невинно осужденного негра Тома Робинсона многое меняет в жизни семьи Финчей. Способствует она и взрослению детей, которые впервые сталкиваются с несправедливостью. Слезы Джим после суда, горестные размышления Глазастика о судьбе несчастного негра свидетельствуют о том, что в душах детей пробуждается желание противостоять творимому злу, встать на сторону своего отца, который сделал все возможное, чтобы защитить Тома. «Нельзя по-настоящему понять человека, пока не станешь на его точку зрения», - учит своих детей Аттикус Финч. Урок этот не проходит даром. Глазастик и Джим искренне сопереживают Тому и его семье, понимая, что Том ни в чем не виноват, всем сердцем желая, чтобы присяжные поступили с обвиняемым по совести.
(12 слайд) «Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, - это его совесть». Аттикус Финч. «Убить пересмешника»
К концу романа Глазастик сделала именно то, что ей советовали: угадала боль не только под чёрной кожей Тома Робинсона, но и под жуткой бледностью своего соседа.
Ведущий 1: Мир взрослых, где господствует расовая дискриминация, кажется детям жестоким и бесчеловечным. «Что же они сделали, как могли?» - спрашивает возмущенный несправедливостью присяжных Джим. В сознании ребенка это равносильно тому, что убить пересмешника, маленькую безобидную птичку, никому не сделавшую зла.
(13 слайд) «Аттикус сказал Джиму:
- Я бы предпочел, чтобы ты стрелял на огороде по жестянкам, но знаю, ты начнешь бить птиц. Если сумеешь попасть в сойку, стреляй их сколько угодно, но помни: убить пересмешника - большой грех.
Я впервые слышала, чтоб Аттикус про что-нибудь сказал – грех, и спросил мисс Моди, почему грех.
- Твой отец прав, - сказала мисс Моди. - Пересмешник – самая безобидная птица, она только поет нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника – грех».
Харпер Ли «Убить пересмешника»
Ведущий 2: Смерть Тома становится первым большим горем для детей. Но и учит важному: Джим говорит сестренке, чтобы она отнесла за порог гусеницу, потому что зачем ее убивать – «она тебе не мешает». Не стоит преумножать зло – его и так довольно.
Пока еще ни Глазастик, ни Джим не подозревают, что вскоре им самим предстоит выступать в роли пересмешника, на которого наведено дуло ружья… Нападение Юэла, ненависть этого человека, направленная на ни в чем не повинных детей, заставляет читателя ужаснуться и оглянуться на события совсем недавно прошлого… В мире есть более страшное, чем страшила Рэдли, понимают дети, - это слепая ненависть, жестокость, нетерпимость к людям с другим цветом кожи.
Ведущий 1: Вмешательство Артура Рэдли, благодаря которому спасаются Джим и Глазастик, позволяет девочке другими глазами посмотреть на Страшилу. Может быть, впервые в жизни она пытается «влезть в его шкуру и походить в ней; когда стоит под окнами дома Рэдли. И совершенно неожиданно для себя повзрослевшая Джин-Луиза начинает понимать право человека жить так, как он хочет, как считает нужным. Из ужасного Страшилы Артур превращается в несчастного человека, который также нуждается в человеческом участии и любви…
2. Библиотекарь: Дочитывая последние страницы книги Харпер Ли, неожиданно осознаешь, что расставаться с героями книги не хочется. Несмотря на довольно трагические события, описанные в романе, он оставляет светлое чувство и желание перечитать.
А сейчас, мы проведем викторину по роману Харпер Ли «Убить пересмешника». Итак, внимание, вопросы:
- В каком американском штате происходят события, описанные в романе? (Алабама)
- Кому из героев принадлежат слова: «Почти все люди хорошие…, когда их в конце концов поймешь». (Аттикус Финч)
- За что Аттикус уважал миссис Дюбоз? (за мужество)
- 4. Чем увлекалась мисс Моди? (цветоводство, кулинария)
- Какой первый подарок Страшилы нашли дети в дупле старого дерева? (2 куколки из мыла)
- Чья фотография на конкурсе красивого ребенка выиграла премию 5 долларов? (Дилла)
- Что подарил Аттикус Джиму и Глазастику на Рождество? (духовые ружья)
- 8. Какой роман читал Джим больной миссис Дюбоз? («Айвенго». В.Скотт)
- Были ли у Кэлпурнии свои дети? (да)
- «Самый меткий стрелок на весь округ Мейкомб». О ком там говорит мисс Моди? (Аттикус)
- Кого в романе зовут Чарльз Бейкер Харрис? (Дилла)
- Что потерял Джим во время ночной вылазки около дома Страшилы Рэдли? (штаны)
3. Библиотекарь: «Любой трудолюбивый и много работающий автор пишет для собственного удовольствия…» - дает в интервью в 1964 году Харпер Ли.
(15 слайд) Я рада, что все вы внимательно читали роман, но есть ребята и учителя, которые написали отзывы к роману Харпер Ли «Убить пересмешника».
Ведущий 3: (гиперссылка, переход на 16 слайд) Махнина Аня, ученица 11а класса, пишет в своем отзыве на книгу:
«Если все люди одинаковые, почему же они тогда не могут ужиться друг с другом? Если все одинаковые, почему они так задаются и так презирают друг друга?
В Мейкобском округе убивают без вины виноватого Тома Робинсона, а на улицах России гибнут чеченские дети, евреи, африканцы. Все повторяется… Проблема расовой неприязни, национализма так и осталась нерешенной». (гиперссылка, возврат к 15 слайду)
Ведущий 4: (гиперссылка, переход на 17 слайд) Чадова Наталья, ученица 11а класса:
«Многие страницы в книге заставляют искренне сопереживать героям, пробуждают что-то хорошее в душе. В последней главе в тот момент, когда Глазастик провожала Страшилу Рэдли домой, не знаю что, но что-то заставило меня прослезиться. Нет, не просто уронить слезу – я сидела и плакала над книгой минут десять. Я была рада за Глазастика, которая подружилась с Артуром, рада за Аттикуса, воспитавшего таких замечательных детей, рада за Джима, чью невиновность доказал шериф, рада за Рэдли – младшего, спасшего Джин-Луизу и Джима… Да я рада за весь Мейкомб, где живут такие замечательные люди». (гиперссылка, возврат к 15 слайду)
Ведущий 3: (гиперссылка, переход на 18 слайд) Богатырева Мария, ученица 11а класса:
«Глазастик, Джим и их друг Дилл пытаются разгадать тайну Страшилы Рэдли. Дети слышали об этом страшные рассказы соседей о том, как Страшила питается одними кошками и если его увидеть, можно сразу умереть. На мой взгляд, это просто слухи и не так страшен Рэдли, но маленьким детям это кажется ужасным, они даже обходят стороной дом Рэдли, когда идут в школу. Немного повзрослев, ребята поняли, что Рэдли на самом деле добрый и никогда не причинит им зла, потому что и подарки в дупле, и зашитые штаны Джима, и одеяло, которым завернул Глазастика на пожаре Артур, – все это признаки доброты». (гиперссылка, возврат к 15 слайду)
Ведущий 4: А сейчас, послушаем отзывы учителей нашей школы. (гиперссылка, переход на 19 слайд) Итак, Блюдова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы:
«Читая книгу, я невольно обращала внимание на мудрые изречения, произносимые героями романа, в частности Аттикусом. Он воспитывает в детях подлинное достоинство и считает, что «мужество – это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца.
Этому герою веришь! У него слово не расходится с делом, он ведет дело негра по совести.
Да, Глазастику и Джиму можно гордиться отцом, хотя нелегко отстаивать правду и выдержать сопротивление ожесточенных взрослых.
Злобу людей писательница в романе показывает как безумие, как болезнь». (гиперссылка, возврат к 15 слайду)
Ведущий 3: (гиперссылка, переход на 20 слайд) Кузнецова Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы:
«Когда читаешь роман Харпер Ли «Убить пересмешника», возникает двойственное чувство. С одной стороны, ты погружаешься в мир детства, с другой – книга заставляет задуматься над серьезными вещами. Совесть, справедливость, чувство долга – это лишь малая доля вопросов, которые раскрывает писательница. Делает Харпер Ли это так искусно, что ты листаешь страницу за страницей, а когда книга заканчивается, совершенно не хочешь расставаться с героями романа». (гиперссылка, возврат к 15 слайду)
Ведущий 4: (гиперссылка, переход на 21 слайд) Морозова Эльвира Алексеевна, учитель русского языка и литературы:
«Хорошая книга в любую эпоху призвана была пробуждать «чувства добрые» у читателей, заставляла думать, анализировать, учила любви и неравнодушию к своему ближнему. Роман американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника» - из этого числа. Написанная 40 лет назад, книга Ли не утратила своей актуальности и по сей день, потому что то, о чем размышляет в своей книге писательница – Добро, Справедливость, Терпимость к ближнему, - волнует и наших современников». (гиперссылка, возврат к 15 слайду)
Ведущий 3: (гиперссылка, переход на 22 слайд) Бычкова Валентина Михайловна, учитель математики, сочинила по роману стихотворение:
Девочка лет восьми
Смотрит на мир
Своими глазами,
Порой замечаем то,
Чего не увидим мы с вами.
Видит природу вокруг,
Жизнь, поведенье соседей,
Дружит с мальчишками, но
Настоящей быть хочет леди.
Хочет про все она знать:
Кто и за что с кем воюет,
Кто из них прав и кто виноват,
Кто по земле кочует,
А также негров зачем
Отец – адвокат защищает.
И понимает, что жизнь
Такой несладкой бывает.
«Глазастик» без мамы растет,
Дилла от бед охраняет,
Быстро взрослеет и вот –
Беды других принимает.
Книгу, друзья, прочитав,
Дети, скажу, понимают
Они за взрослых, за нас,
Более нас страдают.
Может быть, жалость пройдет.
Дети когда-то взрослеют.
И минет лет 20-ть, не год,
О чем – то они пожалеют.
(гиперссылка, возврат к 15 слайду)
Ведущий 4: (гиперссылка, переход на 23 слайд) Широва Антонина Ивановна, библиотекарь нашей школы:
«Книга - великолепная. Очень добрая и своеобразная.
Повествование идет от лица маленькой девочки и раскрывает видение мира взрослых глазами ребенка, не упрощая и не обедняя его.
Как ни странно, но приключения героев и драматические события, пережитые ими в маленьком американском городке, помогают лучше разобраться в собственной жизни.
Настоятельно рекомендую почитать, особенно как психологическую разгрузку после тяжелого школьного дня или в каникулы». (гиперссылка, возврат к 15 слайду)
Библиотекарь: (Награждение за отзывы на книгу и за иллюстрации к произведению).
4. Ведущий 1: (гиперссылка, переход на 24 слайд) В 1962 году роман «Убить пересмешника» был экранизирован. Этот фильм часто называют одной из самых удачных экранизаций литературного произведения во всей истории кинематографа.
Продюсер Алан Пакула предложил роль Аттикуса калифорнийцу Грегори Пеку, который прочитав роман за ночь, принял предложение. Сценарий к фильму было предложено написать автору, но Харпер Ли с характерной скромностью добавила, что она бы предпочла бы, чтобы опытный сценарист довел дело до ума. Сценарий пишет драматург Хортон Фут, которого позже хвалила автор книги.
Ведущий 2: Фильм хотели снять в родном для Ли Монровилле, который с описанного в книге 1935 года и до момента экранизации романа в 1961 году утратил свое архитектурное очарование. Художники перенесли улицу с лачугами на съемочную площадку студии, сумев воспроизвести Мейкоб в Южной Калифорнии.
Художники-декораторы получили награды Киноакадемии за свою работу, как Пек и Фут. Номинированы на премию «Оскар» были также актриса Мэри Бэтхем, оператор Рассел Харлан и композитор Элмер Бернстайн.
Библиотекарь: (25 слайд) Посмотрите, пожалуйста, на разные издания книги. Я уверена, что те, кто еще не прочитал книгу, возьмут её и прочтут.
(26 слайд) Иллюстрации к роману Харпер Ли «Убить пересмешника» - Панина Алексея, ученика 10а класса.
(27 слайд) Провести сегодняшний литературный час мне помогли ведущие …. Спасибо за внимание!
Библиография:
- Путеводитель читателя. – США, Национальный фонд искусств, 2008, 16 с.
- Зверев А. Вечный Адам. – «Детская литература», 1990, №4, с.32-36.
- Левидова И. Аттикус Финч и его дети. – «Новый мир», 1963, №6, с.264-268.
- Материалы Интернет-ресурсов.