Цели:
- Формировать вычислительные навыки совместных действий с целыми числами и десятичными дробями; умения применять полученные знания в повседневной жизни.
- Корригировать мыслительные процессы на основе упражнений в сравнении, в классификации, в исключении лишнего числа, в анализе и синтезе.
- Воспитывать мотивацию к обучению, самоконтроль, готовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства и современных рыночных отношений.
Оборудование: материал учебника, доски, рабочие тетради, карточки с целыми числами и десятичными дробями, разрезные открытки, картинки с изображением продуктов питания.
Ход урока1. Организационный момент
1. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебников, школьных принадлежностей, внешнего вида)
2. Актуализация знаний
1. Вступительная беседа.
- Назовите главный предмет изучения математики. (Числа.) Из чего состоят числа? (Из цифр.)
- Сколько всего цифр существует? (9.) Какая цифра придумана человеком? (0.)
- Назовите самое маленькое двузначное число (10.) Сколько в нём разрядных десятков? (1.) Сколько в нём всего десятков? (1.)
- Какое самое большое число встречается у нас на уроках? (1 000 000.) К какому классу оно относится? (К классу миллионов.)
- Для чего мы учимся? (Чтобы приобретать знания.)
- Для чего нам нужны знания? (Чтобы пользоваться ими.)
2. Работа с числами.
На доске прикреплены карточки с числами.
– Посмотрите на доску и глазами прочитайте числа, которые записаны на карточках:
1 254;
0,521;
348,6;
93;
348;
7, 01;
82 500;
15 р. 30 к.;
0,001.
– Прочитать вслух.
– На какие две группы можно распределить эти числа? (На целые числа и десятичные дроби.)
(Расположить карточки с числами в 2 колонки.)
– По какому признаку распределили числа на группы? (Отвтеы детей.)
– К какой группе можно отнести число 15 р. 30 к.?
– Как его можно записать по-другому? (15, 3 р.) (Это число можно отнести как к десятичным дробям, так и к целым числам.)
– То есть, целые числа и десятичные дроби тесно между собой связаны.
3. Выявление их сходства и различия.
Чем похожи они между собой?
- Записью и составом
– Расположить все эти числа по порядку: от меньшего – к большему. (Переместить карточки на доске: целые числа – в правую сторону, десятичные дроби – в левую)
– Значит, чем же ещё эти числа похожи?
- И целые числа, и десятичные дроби имеют своё место в числовом ряду. Мы их можем сравнивать и помещать в один ряд с целыми числами.
3. Устный счёт
1. Составить примеры, решить их (прикреплять нужные ответы) и расшифровать запись.
На доске:
2. Самостоятельная работа
– Работа с разрезной картинкой. Даются дифференцированные задания на устный счёт с целыми числами и десятичными дробями (4 вида заданий: учащимся III и IV уровня – на красных карточках с более сложными примерами; ребятам, испытывающим затруднения – на синих и жёлтых и самому слабому – на зелёной).
– Самопроверка. Результатом правильного решения является сложенная открытка с изображением продуктов питания.
Индивидуальная работа с затрудняющимися.
(Перемена – 5 минут).
4. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы будем работать над темой: “Совместные действия с целыми числами и десятичными дробями”, формировать вычислительные навыки по этой теме и учиться применять свои знания в решении жизненных задач.
– Запись темы в тетрадь.
– Какие картинки у вас получились на разрезных открытках? (Продукты питания.)
– Какие продукты питания самые необходимые? (Хлеб, молоко, и т. д.)
– Знаете ли вы, сколько стоят эти продукты питания? (Выясняется, какие продукты питания относятся к основным и почему, их цены.)
- Кефир? (Вывешивается картинка с ценником – 21 р. 60 к.)
- Молоко – (картинка – 20 р. 60 к.)
- Творог (картинка – 86 р.)
- Колбаса (180 р.)
- Хлеб (13 р.)
- Чай (26 р.)
- Масло сливочное (94 р.)
- Масло растительное (45 р.)
- Крупы (22 р.)
- Яблоки (60 р.)
- Мороженое (10 р.)
- Сахар (24 р. 30 к.)
- Карамель (75 р.)
– Где вы встречаетесь с подобными числами? (в магазине при покупке продуктов питания)
1. Составление и решение простых задач по картинкам:
2. Решение составной задачи (текст задачи расположен на карточках):
У тебя….
(вставляют своё число, например, 100 р.) рублей. Тебе необходимо купить 1 булку хлеба, 300 г масла и пакет кефира. Останутся ли у тебя деньги? Если останутся, то сколько?
– Чтение задачи “про себя”
– Разбор содержания и установление связей между числовыми данными.
Краткая запись:
Решение:
1) 94 : 10 х 3 = 28, 2 (р.) – масло
2) 13 + 28, 2 + 21, 60 = 62, 80 (р.) – вся покупка
3) 100 – 62, 80 = 37, 20 (р.) – остаток
Ответ: 37 рублей 20 копеек останется.
– Отличаются ли арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями?
- Алгоритм выполнения арифметических действий с целыми числами и десятичными дробями одинаков.
Физминутка для глаз (комплекс упражнений)
5. Закрепление
1). Запись примера на доске:
(325 310 – 36 798) : 32 + 0,805 х 24 =
а) Расставить порядок действий.
- Порядок действий с целыми числами и десятичными дробями расставляется одинаково.
б) Фронтальное решение примера.
(Индивидуальная работа – карточка)
6. Итог урока
– Вот мы и выяснили, что общего между целыми числами и десятичными дробями. (Повторить).
Выставление оценок.
Литература
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5–9 классы. Сборник №1. – М.: Владос, 2000.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999.
- Паничковская О.Г. Обобщающий урок по теме “Десятичные дроби” / Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (учитель математики МОУ СОШ № 8, г. Усть-Илимск, Иркутской обл.), 2005–2006 гг.