Совместные действия с целыми числами и десятичными дробями (урок, направленный на экономическое воспитание)

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • Формировать вычислительные навыки совместных действий с целыми числами и десятичными дробями; умения применять полученные знания в повседневной жизни.
  • Корригировать мыслительные процессы на основе упражнений в сравнении, в классификации, в исключении лишнего числа, в анализе и синтезе.
  • Воспитывать мотивацию к обучению, самоконтроль, готовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства и современных рыночных отношений.

Оборудование: материал учебника, доски, рабочие тетради, карточки с целыми числами и десятичными дробями, разрезные открытки, картинки с изображением продуктов питания.

Ход урока

1. Организационный момент

1. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебников, школьных принадлежностей, внешнего вида)

2. Актуализация знаний

1. Вступительная беседа.

  1. Назовите главный предмет изучения математики. (Числа.) Из чего состоят числа? (Из цифр.)
  2. Сколько всего цифр существует? (9.) Какая цифра придумана человеком? (0.)
  3. Назовите самое маленькое двузначное число (10.) Сколько в нём разрядных десятков? (1.) Сколько в нём всего десятков? (1.)
  4. Какое самое большое число встречается у нас на уроках? (1 000 000.) К какому классу оно относится? (К классу миллионов.)
  5. Для чего мы учимся? (Чтобы приобретать знания.)
  6. Для чего нам нужны знания? (Чтобы пользоваться ими.)

2. Работа с числами.

На доске прикреплены карточки с числами.

– Посмотрите на доску и глазами прочитайте числа, которые записаны на карточках:

1 254;
0,521;
348,6;
93;
348;
7, 01;
82 500;
15 р. 30 к.;
0,001.

– Прочитать вслух.

– На какие две группы можно распределить эти числа? (На целые числа и десятичные дроби.)

(Расположить карточки с числами в 2 колонки.)

– По какому признаку распределили числа на группы? (Отвтеы детей.)

– К какой группе можно отнести число 15 р. 30 к.?

– Как его можно записать по-другому? (15, 3 р.) (Это число можно отнести как к десятичным дробям, так и к целым числам.)

– То есть, целые числа и десятичные дроби тесно между собой связаны.

3. Выявление их сходства и различия.

Чем похожи они между собой?

  • Записью и составом

– Расположить все эти числа по порядку: от меньшего – к большему. (Переместить карточки на доске: целые числа – в правую сторону, десятичные дроби – в левую)

– Значит, чем же ещё эти числа похожи?

  • И целые числа, и десятичные дроби имеют своё место в числовом ряду. Мы их можем сравнивать и помещать в один ряд с целыми числами.

3. Устный счёт

1. Составить примеры, решить их (прикреплять нужные ответы) и расшифровать запись.

На доске:

2. Самостоятельная работа

– Работа с разрезной картинкой. Даются дифференцированные задания на устный счёт с целыми числами и десятичными дробями (4 вида заданий: учащимся III и IV уровня – на красных карточках с более сложными примерами; ребятам, испытывающим затруднения – на синих и жёлтых и самому слабому – на зелёной).

– Самопроверка. Результатом правильного решения является сложенная открытка с изображением продуктов питания.

Индивидуальная работа с затрудняющимися.

(Перемена – 5 минут).

4. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы будем работать над темой: “Совместные действия с целыми числами и десятичными дробями”, формировать вычислительные навыки по этой теме и учиться применять свои знания в решении жизненных задач.

– Запись темы в тетрадь.

– Какие картинки у вас получились на разрезных открытках? (Продукты питания.)

– Какие продукты питания самые необходимые? (Хлеб, молоко, и т. д.)

– Знаете ли вы, сколько стоят эти продукты питания? (Выясняется, какие продукты питания относятся к основным и почему, их цены.)

  • Кефир? (Вывешивается картинка с ценником – 21 р. 60 к.)
  • Молоко – (картинка – 20 р. 60 к.)
  • Творог (картинка – 86 р.)
  • Колбаса (180 р.)
  • Хлеб (13 р.)
  • Чай (26 р.)
  • Масло сливочное (94 р.)
  • Масло растительное (45 р.)
  • Крупы (22 р.)
  • Яблоки (60 р.)
  • Мороженое (10 р.)
  • Сахар (24 р. 30 к.)
  • Карамель (75 р.)

– Где вы встречаетесь с подобными числами? (в магазине при покупке продуктов питания)

1. Составление и решение простых задач по картинкам:

 

2. Решение составной задачи (текст задачи расположен на карточках):

У тебя…. (вставляют своё число, например, 100 р.) рублей. Тебе необходимо купить 1 булку хлеба, 300 г масла и пакет кефира. Останутся ли у тебя деньги? Если останутся, то сколько?

– Чтение задачи “про себя”

– Разбор содержания и установление связей между числовыми данными.

Краткая запись:

Решение:

1) 94 : 10 х 3 = 28, 2 (р.) – масло
2) 13 + 28, 2 + 21, 60 = 62, 80 (р.) – вся покупка
3) 100 – 62, 80 = 37, 20 (р.) – остаток

Ответ: 37 рублей 20 копеек останется.

– Отличаются ли арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями?

  • Алгоритм выполнения арифметических действий с целыми числами и десятичными дробями одинаков.

Физминутка для глаз (комплекс упражнений)

5. Закрепление

1). Запись примера на доске:

(325 310 – 36 798) : 32 + 0,805 х 24 =

а) Расставить порядок действий.

  • Порядок действий с целыми числами и десятичными дробями расставляется одинаково.

б) Фронтальное решение примера.

(Индивидуальная работа – карточка)

6. Итог урока

– Вот мы и выяснили, что общего между целыми числами и десятичными дробями. (Повторить).

Выставление оценок.

Литература

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5–9 классы. Сборник №1. – М.: Владос, 2000.
  2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999.
  3. Паничковская О.Г. Обобщающий урок по теме “Десятичные дроби” / Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (учитель математики МОУ СОШ № 8, г. Усть-Илимск, Иркутской обл.), 2005–2006 гг.