Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний
Продолжительность занятия: 2 урока.
Цель: Познакомить учащихся с первоначальными данными нужными для разработки программ – языками программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.
Задачи:
- познакомить учащихся с алфавитом языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
- познакомить учащихся со структурой программы на разных языках программирования;
- научить учащихся записывать арифметические выражения на языках программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык;
- выяснить сходства и различия языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
- развитие умений использовать команды разных языков программирования для записи программы линейной структуры;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.
Оборудование и программное обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- операционная система;
- язык программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.
Раздаточный материал: опорные конспекты в виде таблиц из конспекта урока Приложение.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация начальных знаний учащихся.
- Изучение нового материала.
- Создание проблемной ситуации. Закрепление знаний.
- Проверка и самопроверка. Анализ полученных результатов.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Доклад дежурных. Приветствие учителя.
II. Актуализация начальных знаний учащихся.
Под системой программирования следует понимать систему, образуемую языком программирования, а также вспомогательными средствами для подготовки программ в форме, пригодной для выполнения. Система программирования, иногда говорят «среда программирования», позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно исправлять их, отлаживать и исполнять программу.
Языки программирования являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом и семантикой, поэтому они не допускают свободного толкования инструкций, характерного для естественного языка.
III. Изучение нового материала.
Запишите в тему урока «Введение в программирование».
Алгоритмом называется понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели для решения поставленной задачи.
Алгоритмы можно записать разыми способами. Нас будет интересовать самый трудный – на языке программирования.
Давайте рассмотрим 3 языка программирования:
- Школьный алгоритмический
- Язык Бейсик
- Язык Паскаль.
Вы можете спросить, почему три языка, а не один? Дело в том, что в вариантах ЕГЭ по информатике встречаются задачи на программирование. Решение задач можно оформлять на любом языке программирования, в том числе и в виде блок-схемы. Какой язык выбрать, дело пользователя, поэтому я постараюсь кратко изложить особенности трех языков.
Алфавит языка
Язык программирования, как другой язык имеет свой алфавит – набор символов.
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль |
1) прописные и заглавные буквы русского алфавита; 2) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв; 3) знаки операций: + - * / ^ = <> < > <= >= := 4) разделители_, пробел, ( ), «, “ 5) служебные слова: Алг, нач, кон, арг, рез, цел, сим, лит, лог, вещ, таб, длин, нц, кц, дано, надо, если, то, иначе, всё, пока, для, от, до |
1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв; 2) 10 цифр; 3) знаки операций: + - * / ^ = <> < > <= >= := 4) разделители_, пробел, ( ), «, “ 5) служебные слова: Byte, integer, long, single, double, boolean, string, dim, const, true, false, data, read, input, print, if, then, else, goto, for 6) буквы русского языка используются в комментариях. |
1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв; 2) 10 цифр; 3) знаки операций: + - * / = <> < > <= >= := 4) ограничители: . , ' ( ) [ ] (. .) { } (* *) .. : ; 5) служебные слова: SET, MOD, AND, FOR, THEN, ARRAY, FILE, STRING, NOT, TO, BEGIN, FUNCTION, CASE, GOTO, OF, IF, DIV, PROCEDURE, DO PROGRAM, WHILE, DOWNTO, WITH, ELSE, XOR, END, REPEAT, LABEL 6) буквы русского языка используются в комментариях. |
Математические операции:
Название операции | Форма записи | ||
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль | |
сложение | А + В | А + В | А + В |
вычитание | А - В | А - В | А – В |
умножение | А * В | А * В | А * В |
деление | А / В | А / В | А / В |
Возведение в степень | А ^ 2 | А ^ 2 | Нет |
Элементарные функции:
Название операции | Форма записи | ||
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль | |
Абсолютноезначение х | Abs(x) | Abs(x) | Abs(x) |
Ln x | Log(x) | Log(x) | Ln(x) |
Arctg x | Atn(x) | Arctan9x) | |
Случайное число | Rnd | random(x) | |
Cos x | Cos(x) | Cos(x) | Cos(x) |
Знак числа х | Sgn(x) | ||
ex | Exp(x) | Exp(x) | Exp(x) |
Sin x | Sin(x) | Sin(x) | Sin(x) |
Целая часть числа х | Int(x) | int(x) | |
tg x | Tan(x) | - | |
Целая часть числа х округление | Fix(x) | round(x) | |
Квадратный корень от х | Sqr(x) | Sqr(x) | Sqrt(x) |
Квадрат числа | Нет | Нет | Sqr(x) |
Деление нацело | \ | DIV | |
Остаток от деления | Mod (a,b) | a MOD b | a MOD b |
Приоритет операций тот же, что и в математике.
Математическая запись | Запись на Паскаль, Бейсик, Алгоритмическом языке |
4∙10-4 | 4E-4 |
0,62∙105 | 0.62E+5 |
-10,88∙1012 | -10.88E12 |
Структура программы
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль |
алг – название алгоритма (аргументы и результаты) дано – условие применимости алгоритма надо – цель выполнения алгоритма нач – описание последовательности команд кон |
DIM описание переменных; {начало раздела операторов} Операторы ввода, вывода, присвоения, арифметические операции, Операции ветвления, цикл аEND. |
PROGRAM <имя программы>; VAR – описание переменных; {начало раздела операторов} BEGIN операторы ввода, вывода иобработки данных END. {конец раздела операторов,конец программы} |
Переменная – это параметр программы, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы. Переменная характеризуется тремя параметрами:
- Именем (на латинском языке, могут присутствовать цифры, знак подчеркивания);
- Типом;
- Значением (значение зависит от типа переменной)
В языке программирования любая переменная или константа должна быть отнесена к определенному типу.
Элементарные функции:
Типы переменных | Форма записи | ||
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль | |
Целое положительное | цел | Byte 0..255 Word 0..65535 |
|
Короткое целое | цел | Shortint От -128 до 127 |
|
Целое | цел | Integer – 2 байта От -32768 до 32767 |
integer От -32768 до 32767 |
Длинное целое От -2147483648 до +2147483647 |
Long – 4 байта | longint | |
Вещественное | вещ | Single | Real 2,9x10-39 - 1,7x1038 |
Double | Single 1,5x10-45 - 3,4x1038 |
||
Cтроковые | лит | String До 32657 символов |
String |
Символьный | лит | Char | |
Логический | лог | Boolean | boolean |
Основные операторы, нужные для построения линейных алгоритмов
Название оператора | Форма записи | ||
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль | |
Присвоение (присваивание) | := | = | := |
Ввод | ввод | INPUT | READLN READ |
Вывод | вывод | WRITELN WRITE |
Урок 2
IV. Создание проблемной ситуации. Закрепление знаний.
Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе выдаются все 4 задачи.
Задания дифференцированные, задача 1 – слабым учащимся, задача 4 – сильным ученикам.
Задача 1. Рассмотрите запись фрагмента программы на языке Бейсик. Запишите эти команды на языке Паскаль и на алгоритмическом языке. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
Бейсик | Паскаль | Алгоритмический |
a=3+2*4 b=(a MOD 10) + 24 a=(b\10) + 1 |
Задача 2. Рассмотрите примеры программ. Простейший алгоритм, запрашивающий имя и затем приветствующий его обладателя.
Школьный АЯ
алг Знакомство (арг лит Имя, рез лит t)
нач
вывод "Как тебя зовут ?"
ввод Имя
t := "Привет, " + Имя + "!" | "+" - операция сцепки
вывод t
кон
Turbo Pascal
Program Hello;
Var Name: String; {Описание переменной Name строкового типа}
BEGIN
Write('Как тебя зовут ? '); {Вывод на экран текста вопроса}
ReadLn(Name); {Ввод c клавиатуры имени}
WriteLn('Привет, ', Name, '!'); {Вывод на экран приветствия}
ReadLn
END.
Basic
CLS
INPUT "Как тебя зовут ? ", Name$
PRINT "Привет, "; Name$; "!"
END
Задача 3. Чему будут равны значения переменных a, b, c, x после выполнения алгоритма, если при вводе их значения равны a = 5, b = 10, c = 20:
алг счет
цел a, b, c, x
нач ввод a, b, c
x := a + b + c
a := a * 5
b := a + b
c := 15
b := b * 3
вывод a, b, c, x
кон
Запишите данный алгоритм на языках программирования Бейсик и Паскаль.
Задача 4. Написать на алгоритмическом языке, языках программирования Паскаль и Бейсик, алгоритм вычисления y по формуле: y = (1 - x2 + 5 x4)2, где x - данное целое число.
V. Проверка и самопроверка. Анализ полученных результатов.
Представители каждой группы учащихся выносят на доску или на экран компьютера решение своего задания. Учащиеся делают выводы, проверяют, оценивают.
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Написать на 3 языках программирования программу алгоритма вычисления площади и периметра квадрата со стороной А.
Литература:
- Шауцукова Л.З. Информатика: учеб. Пособие для 10-11 кл. М.:Просвещение, 2003.
- Крылов С.С ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. М.: Издательство «Экзамен», 2010.