Цель: Развитие умения искать и анализировать варианты решения проблемы.
Форма проведения: тренинг.
Метод: групповое решение проблем.
Время: 50 минут.
Задачи:
- развивать умение видеть проблему;
- способствовать поиску и анализу вариантов путей решения.
Оборудование:
- Ватман и маркеры,
- бумага для записей, ручки.
- Круги Л.С. Выготского (ЗАР, ЗБР).
- Правило «Велосипед»
- табличка с именем для каждого участника.
Ход занятия
Приветствие. Я приветствую вас в нашем кругу.
Упражнение –энергизатор: поменяйтесь местами те, у кого есть дочь (далее варианты: есть сын, двое детей, кто читает ребенку на ночь, кто любит готовить и т.д.).
Предлагаю вспомнить правила работы в группе. Ваши предложения (не перебивать говорящего, не оценивать ответы участников, не критиковать и т.д. по запросу группы ведущий записывает правила на доске).
Актуальность. Я предлагаю вам сегодня тему для обсуждения: самостоятельность ребенка. Это очень важно, т.к. помогая ребенку быть самостоятельным, мы помогаем ему поверить в себя… А насколько эта тема актуальна для вас? Поделитесь в круг своим отношением к теме встречи (каждый участник высказывает степень личной заинтересованности в обсуждаемой теме).
Все мы разные, но опыт каждого из вас очень ценен для всех. Предлагаю поделиться опытом воспитания самостоятельности.
Основная часть. Разделиться на 4 группы.
В каждой группе (участники садятся в круг по группам) выбираем человека, который будет записывать информацию, докладывать результаты работы группы, хранителя времени. Варианты оснований для распределения ролей: встаньте те, кто самый высокий, кто любит рисовать, кто любит мороженое, у кого самый высокий каблук, длинная юбка и т.п. Сейчас, в течение 7 минут будет проведен мозговой штурм, где участники должны высказать «признаки» самостоятельности у ребёнка. Закончите предложение: «Самостоятельный ребёнок – это…»
Правила мозгового штурма: любая высказанная идея имеет право на существование, идеи не обсуждаются, а констатируются, высказываются все участники группы, независимо от роли.
Начинаем работу.
Приступаем к высказыванию идей. Докладчики высказывают результаты работы группы, а я фиксирую высказывания на доске. Прочитать надо все предложения группы. Аплодисменты за работу каждой группы.
Возвращаемся в круг. Все высказанные идеи на доске.
Выскажитесь по кругу о тех идеях которые вас удивили, вы еще не думали об этом для своего ребенка. Спасибо за высказывания. Наступило время «давать советы». Очень важно сегодня определиться со способами, которые помогают вам воспитывать самостоятельность у своего ребёнка (каждый участник по кругу рассказывает о своих способах воспитания самостоятельности).
Спасибо за уникальный опыт.
Информирование.
Я предлагаю вам для обдумывания два правила. Первое правило опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он называется «зона ближайшего развития ребенка».
Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам (демонстрация круга на бланке или доске. Приложение 1). За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или же не доступные вообще.
Например, дошкольник уже может сам завязать шнурки, застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но не может организовать свои дела в течении дня или не понимает, что раздеться нужно сразу после прихода домой. Вот почему в семье дошкольника часто звучат слова родителей «пора», «теперь мы будем», «сначала поедим, а потом…». Эти слова помогают организовать ребенка.
Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами большого и маленького круга – дела, которые ребенок делает только со взрослыми. За пределами большого круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со взрослыми.
Пользуясь выводом Лев Семенович Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми, а не тех, которые лежали за пределами этих кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делает со взрослым, и именно благодаря тому, что это было «со взрослым». Зона дел «вместе» - это золотой запас
ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали «зоной ближайшего развития». Представим себе, что у одного ребенка эта зона «вместе» широкая, то есть он много делает вместе с родителями, а у другого – узкая, так как родители чаще предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чуствовать себя более уверенно, успешнее, благополучнее.
Второе правило «Правило велосипеда» (Иллюстрация в приложении 2). Это правило о том, как заниматься с ребенком, чтобы он становился самостоятельнее, чтобы он на самом деле приобретал опыт и расширял круг своих умений. Многим из вас доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Сначала приходится быть совсем рядом, держать велосипед и впереди и сзади. Вы почти все делаете сами: везете велосипед, а ребенок лишь неумело пытается крутить педали, то и дело заваливаясь на вас. Однако через некоторое время вы чувствуете, что он сам может управлять рулём и вы можете ослабить свою руку на руле. Далее, вы совсем убираете руку и держите только сиденье. Наконец, вы чувствуете, что можно временно отпустить ребенка, чтобы он проехал несколько метров самостоятельно, но вы еще бежите рядом, готовый в любой момент подхватить велосипед и ребенка. А вот дальше – вы сидите на лавочке и смотрите, как он катается и так далее, пока он вдруг не упадет. Тогда вы снова встаете и – все с начала. Это правило применимо к любому делу, к которому вы хотите приучить ребенка: вешать вещи на место, читать книги, делать уроки, чистить обувь, убирать носки на место.
Рефлексия. Прошу вас высказать свое мнение по поводу нашей работы. Можете начать со слов: « Сегодня я…».
Спасибо за работу.
Приложение 1.
Приложение 2
Литература:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: «ЧеРо», 2001.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб. – СОЮЗ, 1997.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – СПб. – прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.