Цель урока: Ввести понятия по теме «Давление твердых тел».
Задачи урока:
Образовательные: отработать навыки перевода значения давления из дополнительных единиц измерения в основные; развивать практические навыки определения силы, площади и давления; показать связь изучаемого материала с жизнью, отработать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями; научить учащихся, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.
Воспитательные: Способствовать: формированию познавательного интереса к предмету; формированию мировоззрения учащихся; формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.
Развивающие: Способствовать развитию: речи, творческого мышления, логического мышления
План урока
№ | Название блока | время |
1 | Организационный момент. | 0,5 мин. |
2 | Формулировка темы урока. | 5 мин. |
3 | Мотивация познавательной деятельности | 3 мин. |
4 | Изучение нового материала. | 21 мин. |
5 | Физминутка. | 1,5 мин. |
6 | Первичная проверка знаний. | 5 мин. |
7 | Обобщение пройденного материала. | 2 мин. |
8 | Закрепление изученного материала. | 3 мин. |
9 | Домашнее задание | 2 мин. |
10 | Рефлексия | 2 мин. |
Технические средства:
- ПК
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Иллюстративная компьютерная презентация. (приложение 1)
- Программа GOM плеер для проигрывания анимации.
- Оборудование для фронтальной лабораторной работы: брусок деревянный, динамометр, линейка.
- Бланки для выполнения лабораторной работы. (приложение 7)
- Листы – бланки для рефлексии. (приложение 8)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формулировка темы урока.
Учащимся на парты раздается кроссворд (приложение 9) с вопросами, ключевым словом которого является тема урока. (Слайд 1)
Вопросы для кроссворда.
(слайд 2) Прибор для измерения силы. Наука о природе. Что такое: медь, вода, дерево…Причина изменения скорости. Сила, которая препятствует движению. Ученный который первым установил закон всемирного тяготения. Сила, возникающая в теле и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело. (Слайд 3) ответы к кроссворду.
Ключевое слово-тема урока. Учащиеся разгадывают кроссворд, первые два человека получают оценку пять. Они же формулируют тему урока. Тема урока – давление твердых тел (слайд 4). Записывается в тетрадях.
III. Мотивация познавательной деятельности.
Рассмотрим, ребята с вами слайд (слайд 5),что за приспособление у мальчика на ногах, почему оно имеет именно такую форму?
Чтобы ходить по снегу.
Почему человек, перемещаясь по снегу на лыжах, не проваливается? (слайд 6) Почему остаются следы от каблучков на асфальте? Почему тяжелые машины, трактор, танк, болотоход проходят по болотистой местности, а человек проваливается?
IV. Изучение нового материала.
Этап создания понятия давления.
Если мы прикалываем кнопку, то действуем на нее силой. Если идем по снегу, то действуем на снег с силой, равной весу нашего тела. Но если идти по снегу на лыжах, то мы практически не проваливаемся в снег. (слайд 7)
Сила, с которой тело давит на поверхность, называется силой давления. (Записывается определение в тетрадь.)
Силу давления нельзя путать с давлением. Показ интерактивной модели давления. (приложение 2)
Давление – это физическая величина равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности (приложение 3) Формула и определение записывается в тетрадь. (слайд 8)
Где силой давления является сила тяжести, либо вес тела. (слайды 9-10)
Этап выяснения зависимости давления от площади и силы.
Скажите, ребята от чего зависит давление? От площади. От силы.
Ребята, приведите мне примеры, когда давление зависит от площади, от силы. Демонстрация анимации, показывающую как давление зависит от площади и силы. (приложение 4)
Показ анимации (приложение 5), делающего вывод, о зависимости давления от площади. Учащиеся обобщают вывод и записывают его в тетрадь. При одной и той же силе давление больше в том случае, когда площадь опоры меньше, и, наоборот, чем больше площадь опоры, тем давление меньше.
Теперь, ребята вы можете дать ответ, на вопрос, почему человек на лыжах не проваливается в снег. Почему кнопка легко прокалывает деревянную поверхность.
Этап выяснения единиц измерения давления.
Что, ребята мы забыли? Любая физическая величина имеет единицу измерения. Вывод единицы измерения давления. Запись в тетрадях: (слайд 11)
Паскаль – это такое давление, которое производит сила давления в 1Н, приложенная к поверхности площадью 1м2. (Запись определения в тетрадь.)
V. Физминутка.
Ребята встаньте, пожалуйста.
- Как изменилось ваше давление при вставании?
- Увеличьте давление на пол в 2 раза!
- А теперь еще больше!
VI. Первичная проверка знаний.
Перевод единиц измерения (слайд 12)
200 гПа = … Па; 0,123 МПа = … Па; 45 кПа = … Па; 150 мПа = … Па; 0,0045 МПа = … Па.
(Слайд 13) самопроверка
200 гПа = 20000 Па; 0,123 МПа = 123000 Па; 45 кПа = 45000 Па; 150 мПа = 0,15 Па; 0,0045 МПа = 4500 Па.
(Слайд 14) Ребята, запишите мне на доске, формулы для расчета силы давления, для нахождения площади. Учащиеся на доске записывают формулы.
VII. Обобщение пройденного материала.
Демонстрация интерактивной модели: Давление вокруг нас. (приложение 6)
VIII.Закрепление изученного материала.
Ребята, давайте на опыте убедимся, что давление зависит от площади поверхности. Фронтальная лабораторная работа (слайды 15-17). Бланки и оборудование для выполнения лабораторной работы на столах у учащихся (приложение 7).
IX. Домашнее задание.
- Выучить параграф 32, всем.
- Ответить на вопросы письменно, желающим получить оценку «3».
- Приготовить сообщения: «Способы уменьшения и увеличения давления», «Давление в природе и технике». (Рассказать на «5»)
X. Рефлексия.
Ребята, листочки на столах, необходимо ответить на вопросы и оставить свое мнение о проведенном уроке. (приложение 8)
Оцените сегодняшний урок:
0 – нет, 1 – да. Вам было интересно на уроке? _ Вы узнали что-нибудь новое на уроке? _ Был ли доступен изучавшийся материал? _ Вы его поняли? _ Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках? _ |
Оцените сегодняшний урок:
0 – нет, 1 – да. Вам было интересно на уроке? _ Вы узнали что-нибудь новое на уроке? _ Был ли доступен изучавшийся материал? _ Вы его поняли? _ Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках? _ |
Оцените сегодняшний урок:
0 – нет, 1 – да. Вам было интересно на уроке? _ Вы узнали что-нибудь новое на уроке? _ Был ли доступен изучавшийся материал? _ Вы его поняли? _ Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках? _ |
Интернет-ресурсы:
- school-collection.edu.ru