Проблема нежелания детей читать не однократно поднималась в печати. Вопрос развития интереса к книге и чтению изучали такие учёные как Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, М.М. Конина, Л.М. Гурович и многие другие. Но, как отмечает В. Гриценко («Дошкольное воспитание» № 4, 08 «Истоки и причины не чтения», стр. 33), одна из причин проблемы не чтения в наше время - в «готовности дошкольного учреждения, семьи, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению…»
Всем известно, что для развития творческих способностей важно поддерживать и развивать интерес в продуктивной деятельности (рисование, драматизации, пении и т.д.), но для реализации этих задач важно знакомить детей с художественными произведениями. Ведь художественная литература неразрывно связана с художественной деятельностью, и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями: сказкой, рассказами, стихотворениями, потешками и т.д.
В детском саду мы читаем, пересказываем, инсценируем различные литературные произведения, рисуем иллюстрации, декорации, изготавливаем героев и атрибуты к инсценировкам. Но проблема состоит в следующем: как привлечь и заинтересовать родителей к этой работе.
Из газеты «Дошкольное образование» прочитала заметку «Книжка с хвостиками», где странички сделаны своими руками из разноцветных лоскутков, с целью сенсорного воспитания. Эта идея привлекла моё внимание. Эта форма работы показалась мне возможностью привлечь к совместной работе с родителями.
Тогда, для привлечения родителей к проблеме приобщения детей к книге, приобщения к художественной литературе, мы решили создать свою книжку-игрушку. Поэтому, был объявлен конкурс для родителей «Страничка книжки-игрушки». Мы определили формат странички, тема была выбрана с детьми: «Зайка, заинька, зайчишка». Задача родителей состояла в следующем, прочитать ребёнку потешку, стихотворение, сказку, и т.д., где главный герой – заяц, вместе с ребёнком, придумать и выполнить иллюстрацию. Как выполнить страничку, из какого материала, что на ней изобразить – это родители обсуждают с детьми. Мы не ограничивали материал, технику исполнения. Страничку можно нарисовать, сделать аппликацию, т.е. выполнить в любой технике, но обязательно вместе с детьми. На страничке обязательно указать, какое литературное произведение было использовано, и какая семья выполнила эту работу.
После подведения итогов конкурса, все странички были сшиты и оформлены в единую книгу, обложку которой, оформляли вместе с детьми. Для свободного просмотра книгу разместили в книжном уголке и дети не раз пересматривали страницы, рассказывая стихи или вспоминая сказки.
На этом работа с книгой не закончилась. Видя неугасающий интерес детей, мы придумали игры со страничками, которые решают вопросы по развитию речи, сенсорному воспитанию, развитию познавательного интереса.
Не смотря на завершение конкурса, по инициативе семей наша книжка пополняется новыми страничками. Также создаётся познавательная книга о зайцах, где дети с родителями находят материал о зайцах, видах, местах обитания и т.д. Появилась возможность сравнивать «литературного» зайца и зайца, живущего в природе.
Игры со страничками см. Приложение.