Развивающее психологическое занятие

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

В 6-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии младшего школьника. В этот период интеллект начинает опосредовать формирование множества функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, повышение их осознанности и произвольности. Развитие произвольности психических процессов связано не только с созреванием ЦНС ( по данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной мере зрелой, за исключением лобных отделов мозга), но с растущими требованиями, которые предъявляет ученику учебная деятельность и социальная среда. Как известно, познавательная сфера включает в себя следующие основные психические функции: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.

Развивающее занятие, предлагаемое мною, направлено на развитие внимания у младшего школьника. Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте. Внимание, подкреплённое интересом к тому виду деятельности, на которое оно направлено, легко доступно младшему школьнику: он может долго заниматься интересной и увлекательной для него игрой, аппликацией, конструированием, другой деятельностью. Всё новое привлекает детей без усилий со стороны. Но произвольное внимание , нацеленное на безразличный или неинтересный объект, может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, усталость, отвлекаемость, отключение внимания. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности, поскольку зачастую у них преобладает непроизвольное внимание, особенно в начале обучения в школе. Произвольное внимание детей удерживается и развивается при помощи использования педагогом - психологом словесных инструкций на занятии, игровых элементов обучения, приёмов планирования деятельности и смены форм деятельности.

Цели:

  • дать понятие о внимании;
  • способствовать развитию внимания, как слухового, так и зрительного; закреплять навыки самоконтроля; воспитанию дисциплинированности.

Оборудование:

  • Мультимедиа проектор либо текст произведения С. Маршака «Человек Рассеянный»
  • Магнитофон. Кассета с записью «Музыка океана». Две подобранные мелодии: первая спокойная замедленная, вторая слегка подвижная, третья, не относящаяся к данному упражнению.
  • игрушки: собака, петушок, кошка, гусь, жук.
  • предметы одежды;
  • цветные карандаши;
  • альбомные листы
  • мягкие и резиновые игрушки и предметы, а также сделанные из бумаги, воздушные шары.
  • кассета с записью песни В. Шаинского слова Р.Рождественского «Не глотай слова»

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Введение. Постановка цели.
  3. Основная часть
  4. Подведение итогов

Ход занятия представлен таблицей.

Список литературы:

  1. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Учебное пособие для начальной школы III-IV классы; под редакцией И.В. Дубровиной.- 2-е издание, переработанное и доп.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004год
  2. Н.Л. Новикова, И.В. Самойлова Настольная книга школьного психолога 1-4 классы М.: Эксимо, 2008год
  3. Л.В. Строганова. Уроки практической психологии в начальной школе». М.: Педагогическое сообщество России, 2005год.
  4. Е.И.Рогов. Азбука познания. М., 1997
  5. С. Шмаков. Игры- потешки, забавы- утешки. М., 1994
  6. С. Шмаков, Н.Безбородов. От игры к самовоспитанию. М., 1995
  7. О. Н. Истратова . Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.
  8. В.И. Ковалько. Школа физкультминуток: 1-4 классы. – М.: ВАКО 2010 (Мастерская учителя)
  9. сайт http://www.fun4child.ru/1449-geograficheskie-stikhi-na-razvitie-vnimanija.html