Цели и задачи урока:
Образовательные задачи:
- Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;
- Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;
- Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;
- Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
- Установить причины свертывания НЭП.
- Сравнить НЭП и современную экономику России.
Развивающие задачи:
- развитие логического мышления, навыков сравнения и самостоятельной работы, умения добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
- развитие умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование навыков работы с текстом , документами;
- развитие навыков грамотной устной речи;
- развитие навыков групповой работы.
Воспитательные задачи:
- привить интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
- формирование умения формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
- воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности, гражданской ответственности.
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий,
Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями.
ПЛАН УРОКА:
- Причины и необходимость перехода к НЭП.
- Кронштадтское восстание, его значение и итоги.
- Х съезд партии, его решения.
- Основные мероприятия НЭП.
- Итоги НЭП.
- Проблемы НЭП, причины свертывания НЭП.
- НЭП и современная экономическая политика России.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
- Когда и чем закончилась гражданская война?
- Почему в гражданской войне победу одержали большевики?
- Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Итоги Гражданской войны
- население сократилось на 11 млн. человек
- сократились посевные площади
- понизились урожаи
- нарушены связи между городом и деревней
- объем промышленного производства – 12% от довоенного уровня
- производительность труда упала на 80 %
- топливный и энергетический кризис
- 80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее.
Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.
Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Класс разбивается на 8 групп, каждая получает карточку-задание. Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. Время на работу с карточкой – 10-12 минут. Затем выступления представителей групп. (Материалы карточек-заданий см. в Приложении).
Во время выступления представителей групп остальные ребята делают пометки, записывают основные моменты в опорный конспект.
Вариант заполнения опорного конспекта:
Запись после выступления 1 и 2 группы:
В начале 20х гг. – в России был очевиден экономический и политический кризис.
Причины перехода к НЭП.
- Последствия Гражданской войны.
- Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.
- Необходимость восстановления разрушенного.
- Массовые восстания крестьян, рабочих и армии.
- Крушение экономической системы военного коммунизма.
- Спад революционного движения на Западе.
ВЫСТУПЛЕНИЯ против политики большевиков:
- Крестьяне: отряды Антонова, Махно – “Малая Гражданская война”. Лозунги – “Долой продразверстку” “Даешь свободу торговли”, “Советы без коммунистов”
- “Крестьянская контрреволюция” – опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые”. В.И. Ленин.
- Рабочие: 1920-1921 г. – массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге. Требовали отмены спецпайков, выступали против политики большевиков.
- Кронштадтское выступление матросов – последняя капля в недовольстве большевиками.
Запись после выступления 3 и 4 группы:
Февраль – март 1921 г. – Кронштадтское восстание.
Требования восставших:
- Политические: предоставить свободу слова, печати, объединений для всех левых политических партий и объединений, освободить всех советских политических заключенных в связи с рабочими и крестьянскими выступлениями, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности. “Советы без коммунистов”.
- Экономические: уравнение пайков для населения, предоставить право крестьянами распоряжаться своей землей и результатами своего труда.
Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков (Калинин), но не добились результата.
В ночь с 17 на 18 марта – штурм крепости. Много погибших.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Часть восставших моряков ушла в Финляндию.
- Более 2100 человек было расстреляно.
- 6500 человек отправлено в лагеря.
- Все они реабилитированы в 1994 г.
- Восстание показало необходимость перемен в политике и экономике.
Запись после выступления 5 группы:
8-16 марта 1921 г. – Х съезд ВКП (б).
Вопросы:
1) о профсоюзах.
Спор между “рабочей оппозицией” (Шляпников, Коллонтай), которые считали, что вся власть в экономике должна принадлежать профсоюзам и “платформой десяти” (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.), гл идея – народным хозяйством может управлять только партия.
2) о единстве партии.
“Резолюция о единстве партии” – запрет создания фракций внутри ВКП (б). Все фракции, платформы и группы внутри партии должны были быть распущены. Нарушение этих требований влекло исключение из партии. Запрет инакомыслия и свободы мнений внутри партии.
3) о замене продразверстки продналогом.
После долгих споров продразверстка была заменена продналогом, который был почти в два раза меньше.
На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.
Запись после выступления 6 группы:
Точки зрения на НЭП:
- Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа.
- Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.
- После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП.
Запись после выступления 7 группы:
Мероприятия НЭП:
- замена продразверстки продналогом. Объявлялся весной и не мог быть увеличен;
- излишки крестьяне могли продавать на рынке;
- разрешалась посредническая торговля;
- мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам;
- увеличена зарплата рабочим;
- 1922 г. – денежная реформа. Вводится золотой червонец = 60 тыс. старых рублей. Червонец = 5 долларам 15 центам США и был выше английского фунта-стерлинга;
- отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;
- прекращение бесплатных услуг населению;
- перевод государственных предприятий на хозрасчет;
- возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;
- возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство (до 20 наемных рабочих);
- развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);
- заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;
- налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.
Запись после выступления 8 группы:
ДОСТИЖЕНИЯ НЭП
- во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909-1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
- во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
- в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
- в-четвертых, плодотворно развивалась культура.
ПРОБЛЕМЫ НЭП
- разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней 3 к 1. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности. В результата – Кризисы НЭПа (записать схему.)
Годы | Причины кризисов | Сущность | Последствия |
1923 | Политика большевиков, отдававших приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить на достаточно качественном уровне потребности сельского хозяйства. | “Кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т.н. “ножниц цен” - высоких цен на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней. | Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров. |
1925 | Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП. | Кризис хлебозаготовок. | Сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта. |
1927-1928 | Противоречия между рыночными и административно-социалистическими началами в экономике. | Кризис хлебозаготовок. | Ликвидация кризиса при помощи административно-правовых мер. Свертывание НЭПа. |
Завершающее слово учителя
Точки зрения на проблемы выхода из кризиса:
- Троцкий – давление на крестьянство, увеличить налоги на частников.
- Бухарин – за развитие НЭП. Предоставить льготы крестьянам, скупать у них продукции по более высоким ценам.
- Сталин – предлагал совместить обе точки зрения.
В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.
Причины свертывания НЭП
- Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.
- Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.
- Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.
- Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Параграф 11 (А.Ф.Киселёв.История России XX-начала XXI веков)
Читать дополнительный материал.
Составить сравнительную таблицу
Мероприятия военного коммунизма | Мероприятия НЭПа |
Литература:
- Долуцкий И.И. отечественная история, ХХ век: Учебное пособие для 10 кл. Общеобразовательных учреждений. – М., 1996.
- Кириллов В.В., Чернова М.Н, История России 1800-2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков. – Ростов н/Д, 2002.
- Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России ХХ в.: 9 кл.: Методическое пособие. – М., 2001.
Вопросы | «Военный коммунизм» | НЭП | Современная экономика |
Сельское хозяйство | Продразверстка, ликвидация частной собственности. | Продналог, аренда земли. | Право частной собственности на землю, развитие фермерского хозяйства. |
Промышленность | Национализация промышленности, государственные формы собственности. | Аренда мелких и средних промышленных предприятий, создание концессий, государству принадлежит металлургия, станкостроение, энергетический комплекс, военные заводы. | Свобода предпринимательства, конкуренция, частная хозяйственная инициатива. |
Торговля | Запрещение частной торговли, снабжение через Наркомпрод, бесплатные коммунальные платежи. | Свобода торговли, денежная реформа Сокольникова. | Свободный рынок. |
Характер труда | Всеобщая трудовая повинность, уравнительность, карточная система. | Тарифная система оплаты, отмена карточной системы. | Рынок труда на основе конкуренции, большие различия в уровнях доходов. |
Тип экономики | Командно-административная. | Элементы рыночной экономики. | Рыночная экономика. |
Характер управления | Строгая централизация, система ВСНХ. | Использование самофинансирования, самоокупаемости, хозрасчета. | Рыночное саморегулирование, государственное вмешательство. |
Общество | Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. | Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. | Демократические свободы, гражданские права, плюрализм в экономике и политике. |