Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: повторить тему «Имя существительное»

Задачи:

  • учебная – систематизировать все сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;
  • коррекционно-развивающая – развивать и корректировать мышление, внимание;
  • воспитательная – привить  интерес к предмету.

Оборудование – карта страны Имен существительных.

План урока:

  • Организационный момент – 2-3 минуты
  • Актуализация знаний – 5 минут
  • Этап повторения  включает динамические паузы (игра с мячом)– 20 минут
  • Подведение итогов – 3 минуты
  • Домашнее задание – 2-3 минуты
  • Рефлексия – 2 минуты

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка подготовки к уроку, точечный массаж.

2. Актуализация знаний

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных. Но чтобы попасть в эту страну нужно найти ключ от ворот. Ключом будет задание:
на доске записаны слова, выберите только имена существительные:
день, веселый, дневной, веселье, дневалить, веселиться.

Вопрос: Как вы определили, что эти слова относятся к  имени существительному?

Вывод: Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.

3. Этап повторения

Учитель. Входим на территорию страны и попадаем в болото. Здесь тонут слова, нам нужно их спасти и отправить на берег. Только одни слова живут на берегу Одушевленности, другие – на берегу Неодушевленности. Примеры слов: кот, собака, ручка, тетрадь и т.д.

Вопрос: Какие слова мы отправим на берег Одушевленности, какие – на берег Неодушевленности? Почему?

Вывод: Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?

Учитель. Построим мост через болото, задание: по цепочке привести примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1 вариант – одушевленные имена существительные,
2 вариант – неодушевленные имена существительные.

Учитель. Мостик построен. Теперь скажите, «спасенные» существительные относятся к нарицательным или собственным именам существительным? Это нарицательные существительные.

Вывод: Нарицательные существительные обозначают множество предметов, собственные – единичный предмет.

Учитель. Подберите и запишите к  нарицательным одушевленным существительным имена собственные. Как они пишутся? (С большой буквы.)

Примеры ответов. Кот Мурзик, собака Шарик и т. д.

Учитель.  Мы идем дальше. Впереди виднеется дом, в нем три этажа.

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

Определите род существительных, живущих на каждом этаже. Как вы это сделали?

Вывод: Имена существительные относятся к мужскому роду, женскому роду, среднему роду. Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.

Игра с мячом. Ведущий загадывает слово и кидает мяч игроку, игрок определяет его род (ребенок, город, стул, сестра, ночь, заря, море, яблоко).

Учитель. Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только на один этаж. Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению). Сколько склонений у существительных? Как определить склонение имен существительных?

Вывод: К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Игра с мячом. Ведущий загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример.

Учитель. Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются).

Вывод. Имена  существительные изменяются по числам.

Распределительный диктант

1 вариант – единственное число          2 вариант – множественное число

пенал                                                         листы
линейка                                                     парты
ручка                                                         кружки
учебник                                                     ручки

Вывод. Существительные единственного числа обозначают один предмет, существительные множественного числа обозначают множество предметов.

Учитель. Посмотрите, рядом расположился обитаемый остров, здесь с одной стороны живут существительные: доброта, счастье, с другой – очки, клещи. В чем особенность этих существительных? Изменяются ли они по числам?

Вывод. Эти существительные имеют только одно число – единственное или множественное.

Устное задание (игра, развивающая внимание)

Учитель диктует имена существительные,  ученики должны определить число, подняв руку (единственное число – правая рука, множественное число – левая рука).

Единственное число                                    Множественное число

доброта                                                         ножницы
отвага                                                            сани
молодость                                                     щипцы
смелость                                                       очки

Учитель. Добрались мы до королевства Падежей. Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Учитель. Теперь заглянем в гости к Пете Ошибкину. Что же он написал?

В лису много гребов и ягат, здесь растут цвиты. (на доске)

Задание. Запись исправить (у доски работает один ученик, остальные самостоятельно пишут в тетрадях) и объяснить.

Повторяется правописание слов с безударной гласной в корне.

Игра с мячом. Ведущий называет слово с орфограммой, кидает мяч игроку, игрок называет безударную гласную и проверочное слово.

Материал для игры. Сады, трава, вода, дожди, стена, золотой.

Учитель. Нам пора уходить из этой замечательной страны. Давайте подведем итоги.

4. Подведение итогов

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

Учитель. А зачем нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.

Вывод. Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим.

5. Домашнее задание: составить текст на тему: «Каникулы», подсчитать количество имен существительных.

6. Рефлексия. Продолжите фразу:

– Сегодня на уроке мы повторили…
– Сегодня на уроке мы поняли…
– Теперь мы умеем…

Приложение 1