Цель: повторить тему «Имя существительное»
Задачи:
- учебная – систематизировать все сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;
- коррекционно-развивающая – развивать и корректировать мышление, внимание;
- воспитательная – привить интерес к предмету.
Оборудование – карта страны Имен существительных.
План урока:
- Организационный момент – 2-3 минуты
- Актуализация знаний – 5 минут
- Этап повторения включает динамические паузы (игра с мячом)– 20 минут
- Подведение итогов – 3 минуты
- Домашнее задание – 2-3 минуты
- Рефлексия – 2 минуты
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка подготовки к уроку, точечный массаж.
2. Актуализация знаний
Учитель. Сегодня мы отправимся в
путешествие по стране Имен существительных. Но
чтобы попасть в эту страну нужно найти ключ от
ворот. Ключом будет задание:
на доске записаны слова, выберите только имена
существительные:
день, веселый, дневной, веселье,
дневалить, веселиться.
Вопрос: Как вы определили, что эти слова относятся к имени существительному?
Вывод: Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.
3. Этап повторения
Учитель. Входим на территорию страны и попадаем в болото. Здесь тонут слова, нам нужно их спасти и отправить на берег. Только одни слова живут на берегу Одушевленности, другие – на берегу Неодушевленности. Примеры слов: кот, собака, ручка, тетрадь и т.д.
Вопрос: Какие слова мы отправим на берег Одушевленности, какие – на берег Неодушевленности? Почему?
Вывод: Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?
Учитель. Построим мост через болото, задание: по цепочке привести примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных.
1 вариант – одушевленные имена
существительные,
2 вариант – неодушевленные имена
существительные.
Учитель. Мостик построен. Теперь скажите, «спасенные» существительные относятся к нарицательным или собственным именам существительным? Это нарицательные существительные.
Вывод: Нарицательные существительные обозначают множество предметов, собственные – единичный предмет.
Учитель. Подберите и запишите к нарицательным одушевленным существительным имена собственные. Как они пишутся? (С большой буквы.)
Примеры ответов. Кот Мурзик, собака Шарик и т. д.
Учитель. Мы идем дальше. Впереди виднеется дом, в нем три этажа.
На первом этаже живут существительные: папа,
день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама,
страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко,
море, счастье…
Определите род существительных, живущих на каждом этаже. Как вы это сделали?
Вывод: Имена существительные относятся к мужскому роду, женскому роду, среднему роду. Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.
Игра с мячом. Ведущий загадывает слово и кидает мяч игроку, игрок определяет его род (ребенок, город, стул, сестра, ночь, заря, море, яблоко).
Учитель. Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только на один этаж. Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению). Сколько склонений у существительных? Как определить склонение имен существительных?
Вывод: К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.
Игра с мячом. Ведущий загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример.
Учитель. Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются).
Вывод. Имена существительные изменяются по числам.
Распределительный диктант
1 вариант – единственное число 2 вариант – множественное число
пенал
листы
линейка
парты
ручка
кружки
учебник
ручки
Вывод. Существительные единственного числа обозначают один предмет, существительные множественного числа обозначают множество предметов.
Учитель. Посмотрите, рядом расположился обитаемый остров, здесь с одной стороны живут существительные: доброта, счастье, с другой – очки, клещи. В чем особенность этих существительных? Изменяются ли они по числам?
Вывод. Эти существительные имеют только одно число – единственное или множественное.
Устное задание (игра, развивающая внимание)
Учитель диктует имена существительные, ученики должны определить число, подняв руку (единственное число – правая рука, множественное число – левая рука).
Единственное число Множественное число
доброта
ножницы
отвага
сани
молодость
щипцы
смелость
очки
Учитель. Добрались мы до королевства Падежей. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
Учитель. Теперь заглянем в гости к Пете Ошибкину. Что же он написал?
В лису много гребов и ягат, здесь растут цвиты. (на доске)
Задание. Запись исправить (у доски работает один ученик, остальные самостоятельно пишут в тетрадях) и объяснить.
Повторяется правописание слов с безударной гласной в корне.
Игра с мячом. Ведущий называет слово с орфограммой, кидает мяч игроку, игрок называет безударную гласную и проверочное слово.
Материал для игры. Сады, трава, вода, дожди, стена, золотой.
Учитель. Нам пора уходить из этой замечательной страны. Давайте подведем итоги.
4. Подведение итогов
Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.
Учитель. А зачем нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.
Вывод. Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим.
5. Домашнее задание: составить текст на тему: «Каникулы», подсчитать количество имен существительных.
6. Рефлексия. Продолжите фразу:
– Сегодня на уроке мы повторили…
– Сегодня на уроке мы поняли…
– Теперь мы умеем…