Цель: формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок.
Задачи:
- раскрыть термин «лейтмотив», и его роль в произведении;
- познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора»;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- развитие познавательного интереса, творческих способностей;
- развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.
Музыкальный материал: «Кикимора» Лядова, исполнение песни «Гномик и великан»
Оборудование: фрагмент фильма «Там, на неведомых дорожках»
Литературный материал:А.Н.Толстой «Кикимора», иллюстрации к русским народным сказкам.
Тип урока: расширение знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Проблема урока: понятие термина «лейтмотив».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.
Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
Учитель:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки? (Дети: Да! )
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».
Учитель: Каких знакомых героев вы
увидели? (Баба яга, Кикимора, Ваня.)
– Как вы, ребята, думаете, о чем и ком мы
сегодня будем разговаривать на уроке? (Ответы
детей.)
Учитель: Правильно мы сегодня у нас
урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами
отправляемся в сказочное путешествие.
– Вы любите путешествовать?
Учитель: Дети, хлопнули в ладоши и отправились в путешествие.
2. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы
познакомимся с новым композитором А.К.Лядовым.
Музыка является частью жизни, а литература
описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
Наша задача – убедиться в том, что это
действительно.
А.К.Лядов родился в городе Петербурге, в семье
профессиональных музыкантов, он рос в
артистическом мире, Лядов был прекрасным
композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три
тетради «Детских песен», в основу их легли
подлинно народные тексты древних, добылинных
жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в
позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки
вдохновлял его. Лядов говорил: «Дайте
сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет,
только тогда я счастлив».
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).
– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.
3. Слушание музыки
Учитель: Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке? Что вы представили, слушая эту пьесу (Розовый конвертик, в конвертик вложены термины эмоционального состояния музыки)
– Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние?
4. Чтение описания портрета Кикиморы
Учитель: Вспомните сказку «Теремок» и главных героев:
Мышка – пи-пи-пи.
Лягушка – ква-ква-ква.
Петух – ку-ка-ре-ку.
– Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется «ЛЕЙТМОТИВ». Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя.
5. Физминутка
Кикимора стучит, гремит, свистит, шипит.
6. Повторное слушание «Кикимора» Лядов
1 часть. Медленная сумрачная, звуки низкие,
зловещее звучание создает сказочную обстановку.
2 часть. Мягкая, напевная мелодия, которую
ведет английский рожок, которую поют
Кикиморе.
3 часть. Холодное, звенящее звучание
рисует нам колыбельку. (Синий конвертик,
вложены разные картинки с изображением кикимор)
Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)
(Желтый конвертик: Кикимора это? Сказочный персонаж, персонаж который летает на метле, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная или персонаж который живет в лесу – дети определяют сами)
Кикимора – это персонаж?
7. Исполнение: Гномик и великан
8. Рефлексия
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины слов вы услышали?
Зеленый конвертик:
9. Тест-викторина
– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.
Лейтмотив – злое маленькое существо,
живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная – яркая тема для
характеристики главного героя.
Кикимора – тихая, плавная, певучая мелодия.
Учитель: Путешествие наше закончилось.
Оценка детей .
10. Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».