Урок музыки в 3-м классе. А.К. Лядов. "Кикимора"

Разделы: Музыка


Цель: формирование конкретного представления об особенностях  музыкальных сказок.

Задачи: 

  • раскрыть термин «лейтмотив», и его  роль в произведении;
  • познакомить со сказочной картиной  А.К.Лядова «Кикимора»;
  • воспитывать любовь к устному народному творчеству;
  • развитие познавательного интереса, творческих способностей;
  • развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.

Музыкальный материал: «Кикимора» Лядова, исполнение песни «Гномик и великан»

Оборудование: фрагмент фильма «Там, на неведомых дорожках»

Литературный материал:А.Н.Толстой  «Кикимора», иллюстрации к русским народным сказкам.

Тип урока: расширение знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Проблема урока: понятие термина «лейтмотив».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.

Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания,  и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки? (Дети: Да! )
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Учитель:  Каких знакомых героев вы увидели? (Баба яга, Кикимора, Ваня.)
– Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке? (Ответы детей.)

Учитель: Правильно мы сегодня  у нас урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие.
– Вы любите путешествовать?

Учитель: Дети, хлопнули в ладоши  и отправились в путешествие.

2. Актуализация  знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым композитором А.К.Лядовым. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может. Наша  задача –  убедиться в том, что это действительно.
А.К.Лядов  родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только  тогда я счастлив».

Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой  «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).

– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

3. Слушание музыки

Учитель: Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?    Что вы представили, слушая эту пьесу (Розовый конвертик, в конвертик вложены термины эмоционального состояния музыки)

– Какой характер музыки прозвучал? Каким  было ваше эмоциональное состояние?

4. Чтение описания портрета Кикиморы

Учитель: Вспомните  сказку  «Теремок» и главных героев:

Мышка – пи-пи-пи.
Лягушка – ква-ква-ква.
Петух – ку-ка-ре-ку.

– Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется  «ЛЕЙТМОТИВ». Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя.

5. Физминутка

Кикимора  стучит, гремит, свистит, шипит.

6. Повторное слушание «Кикимора» Лядов

1 часть. Медленная сумрачная, звуки низкие, зловещее звучание создает сказочную обстановку.
2 часть. Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют  Кикиморе.
3 часть. Холодное, звенящее звучание  рисует нам колыбельку. (Синий конвертик, вложены разные картинки с изображением кикимор)

Учитель:  Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)

(Желтый конвертик: Кикимора это? Сказочный персонаж, персонаж который летает на метле, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная или персонаж который живет в лесу – дети определяют сами)

Кикимора – это персонаж?

7. Исполнение: Гномик и великан

8. Рефлексия

– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины слов вы услышали?

Зеленый конвертик:

9. Тест-викторина

– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

Лейтмотив – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная – яркая тема для характеристики главного героя.
Кикимора – тихая, плавная, певучая мелодия.

Учитель: Путешествие наше закончилось.

Оценка детей .

10. Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».